20 февраля 2023

В Архангельском музее прошла лекция о каменотесе Самсоне Суханове

В Музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова начался новый научно-популярный цикл лекции «Знаменитые земляки Александра Борисова». Первая встреча «Красноборье – исток царственного Петербурга» была посвящена каменотесу Самсону Суханову.

В Архангельском музее прошла лекция о каменотесе Самсоне Суханове

О нем рассказала инженер-строитель, кандидат технических наук, исследователь и пропагандист феномена северного зодчества Любовь Шаповалова.

Отблески Казанского собора в Красноборской глуши

В Красноборском районе, недалеко от Евды стоит уникальная для здешних мест церковь. Она не похожа на классические двинские храмы-корабли. Вознесенская церковь в Евде, скорее, напоминает торжественные имперские сооружения Санкт-Петербурга. А точнее – Казанский собор, построенный архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма.

 – Евдский храм во многом повторяет Казанский собор. Тот же портик, та же самая ротонда, та же самая крыша, – обращает внимание слушателей лекции Любовь Шаповалова. – Но откуда в Красноборской глуши, за сотни верст от Северной столицы взялся этот удивительный храм?

Дело в том, что у Вознесенской церкви в Евде и у Казанского собора один зодчий, тот самый Андрей Воронихин. А построен храм руками и на средства мастера-каменотеса Самсона Суханова, строившего вместе с ним Казанский собор.

Медаль «За усердие» и кафтан с царского плеча

Крестьянин Самсон Суханов родом из этих мест, из деревни Завотежицы. Стремясь прокормить стариков родителей, он занимался пушным промыслом на Шпицбергене, рыбачил, нанимался бурлаком, а потом подался в Петербург, к шурину, который трудился на столичных стройках.

Работая вместе с родственником на строительстве Михайловского замка, Самсон Суханов вскоре в совершенстве освоил мастерство каменотеса. Так его заметил архитектор Воронихин и привлек к совместной работе. Казанский собор они строили семь лет плечом к плечу. За вклад в это дело мастеру из Красноборска была жалована золотая медаль «За усердие».

Самсон Суханов стал широко известен в Петербурге, открыл собственную мастерскую, организовал артель. Во многом именно его руками создан тот величественный, имперский облик Санкт-Петербурга, который мы знаем.

Дело его рук – колонны Казанского и Исаакиевского соборов, Адмиралтейства, огромные гранитные шары  на стрелке Васильевского острова, знаменитый Александрийский столп на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

– Высота колонн Исаакиевского собора – с шестиэтажный кирпичный городской дом. Весит одна колонна нижнего яруса 130 тонн, и таких на здании двенадцать. Это просто грандиозная, героическая работа. Даже не верится, что можно было это сделать, – подмечает Любовь Шаповалова.

Сегодня действительно кажется невероятным, что все это можно было сделать руками. 

 – В Интернете много видео, где люди на полном серьезе утверждают, что власти Санкт-Петербурга скрывают некую тайну, чуть ли не инопланетян или гигантов, и в качестве примера показывают колонны Исаакия и Казанского соборов, дескать, невозможно руками обычного человека возвести такие величественные храмы. На самом для любого человека, который видел итальянские соборы, архитектуру эпохи Возрождения, становится понятно, что люди действительно при отсутствии  технических средств делали все это. Это великий труд, который основан на внимательном и глубоком изучении наследия. В колоннах Казанского собора проступают колонны греческого Парфенона, его золотые пропорции, и эти технологии были знакомы современникам Самсона Суханова, – рассуждает заведующий Музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев.

Оформляя стрелку Васильевского острова, Суханов сам выбирал гранит в финских и карельских карьерах по задуманной им цветовой гамме и рисунку.

– Гранитных шаров не было в проекте стрелки, – рассказывает Любовь Шаповалова. – Идея сделать каменные шары и поставить их на стрелке появилась по совету мастера. Он своими руками из гранитных валунов сделал идеально ровные гранитные шары. Это архисложно. Прекрасные Ростральные колонны и фигуры-скульптуры у их подножия тоже дело рук мастера и его артели.

За возведение сооружений стрелки Самсон Суханов получил редчайшую награду – кафтан с царского плеча, украшенный самоцветами.

Еще одно из самых удивительных творений нашего земляка – знаменитая Александровская колонна, воздвигнутая в честь победы над Наполеоном. Николай I доверил разработку эскиза Монферрану, построившему Исаакиевский собор. Архитектор придумал обелиск с ангелом наверху. Но как воплотить идею в жизнь?

 – Да, в Европе обелиски в виде колонн были, но составные, на штырях, как детские пирамидки, а здесь нужно было сделать монолитную. Никто ни в Петербурге, ни в Европе не взялся. Рискнул только Самсон Суханов, – продолжает лектор.

Позже Монферран писал: «Русские рабочие честны, мужественны и терпеливы. Одаренные недюжинным умом, они являются прекрасными исполнителями». Эти слова можно отнести и к северянам, так как все рабочие у Суханова были набраны им на Северной Двине. Самсон Суханов привлек на строительство Санкт-Петербурга более тысячи своих земляков, дав им заработок. Сам он уже купец второй гильдии, имеет двухэтажный дом на набережной Пряжки и знаменит на всю столицу.

Черни пенсии не давать

Последней работой Самсона Суханова стали гранитные пьедесталы для памятников Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором. Баржа, перевозившая гранит, затонула во время шторма. Чтобы возместить убытки, мастер был вынужден продать все имущество, включая золотую медаль «За усердие» и царский кафтан. С особенным сожалением он писал о том, что пришлось коснуться даже золотых риз – икон, подаренных ему после возведения тех самых величественных храмов Петербурга.

Самсон пишет челобитную Николаю I, письмо к государю, перечисляет свои заслуги и просит назначить ему государственную пенсию, но император отклонил прошение с вердиктом «Черни пенсии не давать». Мастер умер в нищете, никто не знает, где он похоронен.

 – Нам известно об этом человеке крайне мало. Его биография восстанавливается фактически по документам, по договорам с этими великими стройками имперского Санкт-Петербурга,  – говорит заведующий Музеем художественного освоения Арктики имени А. Борисова Иван Катышев.

Известна картина Василия Тропинина «Старик-каменщик». Считается, что это портрет нашего земляка Самсона Суханова. То, что известный живописец, написавший один из лучших портретов Александра Пушкина, решил запечатлеть простого мастера-каменотеса, само по себе примечательно. Изучением наследия Самсона Суханова сейчас занимаются петербургские энтузиасты, краеведы, и, возможно, скоро исследование о нашем земляке увидит свет.

Надежда Лебедева

Поделиться
139969