14 февраля 2023

В Архангельском краеведческом музее стартовала новая программа

Она называется «Читаем и слушаем Ломоносова: что зашифровано в его стихах?». Это урок литературы для взрослых, на котором присутствующие заново открывают для себя нашего великого земляка.

В Архангельском краеведческом музее стартовала новая программа

Звучание Ломоносова

Урок литературы «Читаем и слушаем Ломоносова» проходит в интерьерах  Ломоносовского зала Архангельских гостиных дворов. В XVIII веке здесь находилась таможенная служба, где подьячим служил дядя Михаила Васильевича. Сам он тоже с девяти лет бывал здесь.

Вокруг – реликвии, связанные с Ломоносовым. Его прижизненный портрет кисти Преннера, учебники Магницкого и Смотрицкого, по которым будущий великий ученый изучал грамоту, и уникальные записи в подрядной тетради на строительство Куростровской церкви. Четырнадцатилетний Ломоносов поставил в них автограф за тех, кто не умел писать: «Михайло Ломоносов руку приложил».

В начале лекции звучит музыка Баха, современника Ломоносова. Затем читаем знаменитую оду «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Длинные, сложные строки соответствуют  эпохе барокко, царившей в XVIII веке. Вслед за этим звучит пластинка, та же ода, но прочитанная профессиональным артистом.  Чтение с листа и восприятие на слух открывают нам разные грани одного и того же текста. Он  оказался удивительно музыкальным. Как поясняет ведущий лекции, научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Андрей Жданов, слово «ода» с греческого переводится как песня, и этот жанр раскрывается только в звучании. 

– Эта экскурсия началась с того, что мне подарили пластинку, где была записана эта ода Ломоносова. Затем все, что можно Ломоносова в исполнении артистов, я переслушал и понял, что об этом надо рассказывать, потому что те, кто только смотрит тексты, считают, что Ломоносова тяжело читать, а когда слушаешь, начинает включаться образность,  – говорит Андрей Жданов.

Научный доклад в стихах

По мнению Андрея Жданова, «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»  – это не просто литературное произведение. Это научный доклад, облеченный в стихотворную форму. Ода опубликована в 1743 году и потом много раз переиздавалась.

– «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»  – это не только самое поэтическое описание звездного неба в XVIII веке. Фактически это первое научное описание полярного сияния. В его тексте отражены популярные в то время теории о природе северного сияния и изложен его собственный взгляд. Он впервые заявляет об электромагнитной природе этого явления. До Ломоносова даже термина «северное сияние» не было. Его называли «пазори» или «сполохи».

Кому, как не Ломоносову, было увлечься тайной полярного сияния? С девяти лет он с отцом ходил на Соловки, на Новую землю и на Шпицберген. А там, за полярным кругом полярное сияние выглядит особенно мощно и впечатляюще.

– То, что открытия Ломоносова облечены в стихи, для XVIII века вполне привычно. Такая форма приветствовалась в Санкт-Петербургской академии наук, рассказывает Андрей Жданов.  –  Теория, изложенная Ломоносовым в «Вечернем размышлении…», для того времени очень смелая. Незадолго до этого сожгли Джордано Бруно. Понятие «небесная твердь» было еще в обиходе. А у Ломоносова «бездна», в которой горят «несчетны солнца», вселенная населена «народами». Он формулирует постулат о бесконечности Вселенной, но, следуя догматике того времени, начинает и заканчивает свое произведение он восхвалением Творца. 

Так, разбирая знаменитую оду Ломоносова, слово за словом, слушатели лекции заново открыли для себя этот текст. Так, прочитать «Вечернее размышление…» Андрею Жданову помогло физико-математическое образование.

– Когда учился в школе, естественно, я  не соединял физику и поэзию, но позже, после изучения теории физики, истории мне очень многое стало понятно именно в этой оде. Когда знаешь ключи, понимаешь, почему все начинается с Божьего величия и заканчивается Творцом, а внутри лежит физика, астрономия, космология, космогония, очень много всего, то начинаешь лучше понимать Ломоносова.

Понимать Ломоносова, узнать много нового о нем, заново познакомиться с нашим великим земляком – такова цель ломоносовских лекций Архангельского краеведческого музея. Программа «Читаем и слушаем Ломоносова: что зашифровано в его стихах?» уже третья в цикле. Первая посвящена портрету Михаила Васильевича кисти австрийского художника Г. Преннера. Это экспонат уникальный. Он написан с натуры. Ломоносов позировал  для него и признавал, что здесь он сам на себя похож. Оригинал картины бесследно исчез в годы революции. Но еще в XVIII веке с него было сделано четыре копии. Одна у нас, в Архангельске, остальные – в Московском университете и в Эрмитаже.

Еще одна экскурсия называется «Куда на самом деле ушел Ломоносов». В истории гения до сих пор много неизвестного даже для ученых. А нам, его землякам, давно пора заново открывать для себя имя Ломоносова. Уроки в краеведческом музее – в помощь.

Надежда Лебедева

Поделиться
139651