12 апреля 2021

В архангельском доме ребенка создают атмосферу большой и дружной семьи

В специализированном доме ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики находится около 100 детей до четырех лет. Их родители отказники или лишены прав.

В архангельском доме ребенка создают атмосферу большой и дружной семьи

Дом ребёнка начал свою работу в 1920 году. В 40-х здесь пережидали невзгоды дети блокадного Ленинграда и сироты войны. Сегодня это практический и научный ресурсный центр, который оказывает медицинскую и психолого-педагогическую помощь детям.

— У нас очень благородная работа, — рассказывает главный врач-педиатр дома ребенка Ирина Кравцова. — Я всегда об этом говорила и говорю своим коллегам. Мы вкладываем в детей все то, что и родители, – любовь, ласку, заботу и внимание.

Одной из важнейших задач работы учреждения является социализация ребят. На это направлен проект  «Как дома». Он реализован по принципу семейного проживания: в группах воспитываются дети разных возрастов, а также братья и сестры. На каждого ребенка приходится один педагог и няня, внедряются формы инклюзивного образования.

Малышей учат самым важным аспектам жизни: держать погремушку, ложку, ползать, сидеть и ходить. Как и дома, дети постоянно играют, учатся и познают мир. Они самостоятельно выбирают себе одежду, занимаются любимым делом, гуляют.  Каждый член этой семьи получает должное внимание, детей здесь не только лечат, учат, но и занимаются с ними дополнительно, раскрывая таланты.

Каждый год большая семья дома ребенка меняется — 95% детей и правда находят настоящую семью. Многих возвращают родителям или забирают в приемные семьи. С 2011 по 2020 год из специализированного дома ребенка устроено в семьи 1086 детей.

Благодаря богатой истории сотрудники дома ребенка решили участвовать во всероссийском конкурсе Союза педиатров России. Подробно изучив собственную историю, исследовав архив и обобщив материал, они написали художественно-исторический очерк «Эволюция развития специализированного дома ребенка Архангельска», вложив в  него не только исторические данные о самой организации, но и рассказ о становлении педиатрической службы в Поморье. Эта работа была заявлена на конкурс профессионального мастерства в номинации «Лучший художественный исторический очерк». Его итоги подвели в Москве на церемонии открытия ХХIII Конгресса педиатров России, который объединяет экспертов и ученых, преподавателей высшей школы и студентов, детских врачей и других специалистов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Очерк архангельского дома ребенка оценили и наградили дипломом второй степени.

— Победа нашей работы в конкурсе – это высокая оценка профессионального сообщества, —  уверена Ирина Кравцова. — Помимо конкурсных достижений дом ребенка имеет и личные победы – проекты, которые придумывают и реализуют сами сотрудники.

Дело в том, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут здесь пройти курс реабилитации или ранней помощи. В основе — профилактика инвалидизации. Здесь сотрудники занимаются не только лечением, но и социализацией детей. Чтобы ребенок, выходя из интернатного учреждения, был адаптирован к жизни в семье и общению со сверстниками. Поэтому на базе дома ребенка применяются различные методики и программы, направленные на достижение этой цели.

Ирина Сергеевна поделилась некоторыми из реализованных проектов.

— Украшая территорию клумбами, работники сделали домашний деревенский уголок, где стоят муляжи разных зверей, здесь дети узнают много нового о домашних и сельскохозяйственных животных, — рассказывает она. — Какие звуки они издают, что едят, как живут в природе и многое другое.

Есть небольшая теплица, где малыши наблюдают, как растут овощи. Весной с ребятами сажают семена, выращивают рассаду, потом пересаживают росточки в теплицу. Играя, дети узнают, как развиваются растения, какой уход необходим для разных овощей, делают зарисовки.  Они учатся сами готовить, умеют печь пироги, катать колобки и расписывать козули

— Так как у ребят есть проблемы с общением, игры помогают ребенку раскрепоститься, получить навыки, обучиться, — поясняет Ирина Кравцова. —  Это очень поможет им в будущем не только найти друзей, но и научиться самостоятельности.

Для родителей здесь тоже проводят занятия. Их обучают всему, что нужно знать о ребенке, – как правильно кормить, заботиться и ухаживать за особенным малышом.

— У нас медицинское учреждение, и это неслучайно — в доме ребенка находятся дети с проблемами со здоровьем, значит, они нуждаются в комплексном медицинском наблюдении, лечении и реабилитации, — продолжает главный врач.

 В обязательную программу для малышей входит гимнастика, водные процедуры, занятия с логопедом, психологом и воспитателем. Они посещают:  массаж, физиопроцедуры, солевую пещеру.  Также в программу входят прогулки, музыкальная терапия, кружковая деятельность, семейный час, игры и развлечения. В выходные до пандемии дети бывали в музеях, гуляли на набережной, ходили на концерты.

Ирина Кравцова, главный врач:

— В процессе работы мы много раз убеждались, что  профессия детского врача многогранна, несет в себе не только медицинскую составляющую, а также духовную. Это определенная философия, взгляд на жизнь, благое дело, ради которого хочется совершенствоваться. Я сама выросла в семье врачей: папа — доктор, бабушка работала в приемном покое в детской больнице. Любовь к детям была привита в семье, и я стараюсь донести эту любовь коллегам.

Яна Кукушкина, фото: Иван Малыгин

Поделиться
93005