24 марта 2021

В Архангельской области пересматривается двухуровневая модель организации местного самоуправления

18 марта на сессии депутатов Плесецкого района большинством голосов поддержана инициатива объединения муниципальных образований района в муниципальный округ.

В Архангельской области пересматривается двухуровневая модель организации местного самоуправления

Теперь соответствующий областной закон о создании муниципального округа  должны рассмотреть депутаты Архангельского областного Собрания. В самом районе начинается формирование программы социально-экономического развития округа.

Решение принято в соответствии с изменениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ, в котором прописана новая модель организации МСУ –муниципальный округ с упразднением поселений.

В нем закреплены гарантии обеспечения доступности муниципальной власти для населения — в структуре администрации округа при необходимости образуется территориальный орган, на который возлагается осуществление части функций администрации на соответствующей территории (бывшего поселения).

Накануне исторического для Плесецкого района решения глава Игорь Арсентьев рассказал районным СМИ о трудностях, с которыми столкнулись в районе в период обсуждения инициативы преобразования в муниципальный округ. Встреча прошла в режиме онлайн с редакторами газет, ее провел заместитель директора департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства Архангельской области Денис Шевела.

— Мы столкнулись с проблемами на завершающей стадии. Как показала практика, фактор времени очень важен, — отметил глава Плесецкого района. – По мнению 80-85% населения, изменения на них никак не отразятся, неважно — будет ли создан муниципальный округ или останется тот же принцип организации местного самоуправления. Но остальные информационно активные граждане негативно настроены из-за трех основных мифов, которые легко навязываются населению: всем надо будет ехать за справками в районный центр, у территории заберут все деньги, права выбирать депутатов представительного органа не будет.

По словам Игоря Арсентьева, когда население разогревают непроверенной информацией, переубеждать граждан достаточно тяжело. Поэтому важно максимально открыто доносить до жителей информацию, не бояться диалога.

Дискуссия состоялась

Какие же основные аргументы смогли доказать объективность предлагаемых изменений в Плесецком районе?

При обсуждении преобразования района в муниципальный округ сделан вывод: двухуровневая модель организации местного самоуправления себя изживает. Особенно проблемными являются малые сельские поселения, где бюджетная обеспеченность не позволяет порой должным образом содержать даже сами органы управления.

В одиночку ни одному из поселений практически не под силу принять участие в каких-либо масштабных государственных и региональных программах. И это признали сами депутаты и главы муниципальных образований. Потому что нет для этого ни достаточного финансового обеспечения, ни соответствующих специалистов. А в итоге из множества действующих в рамках национальных проектов государственных и региональных программ поселения самостоятельно сегодня реально участвуют лишь в программе «Формирование современной городской среды в Архангельской области».

Кроме того, обсуждался другой вариант преобразования – объединение всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом с последующей утратой районом статуса муниципалитета. Жители ряда территорий, которые прошли этот путь несколько лет назад, сегодня признают полную бесперспективность этой затеи. Объем полномочий в таком случае сохраняется, а уровень финансовой обеспеченности просто, что называется, размазывается более тонким слоем по территории.

Управленческое решение

С 1 января 2021 года на территории области функционируют Каргопольский и Вилегодский муниципальные округа, созданные в 2020 году.

Процедуры преобразования поселений путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа проходят в Виноградовском, Котласском, Пинежском муниципальных районах.

Преобразование муниципального района в муниципальный округ необходимо исключительно с точки зрения управления, — сообщил замдиректора департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства области Денис Шевела. — Каждое поселение – это юридическое лицо, которое необходимо содержать. В каждом поселении существует глава и представительный орган. Ни для кого не секрет, что кандидатов в депутаты для участия в выборах найти крайне сложно. Депутаты, отработавшие один срок в муниципальном поселении, не готовы идти туда повторно. В связи с тем, что количество населения в поселении небольшое, выборы – это большая проблема.  

Главный посыл изменений – деньги и усилия нужно тратить не на огромный объем обеспечивающих и вспомогательных полномочий, обусловленных наличием статуса самостоятельного муниципалитета, а на реальные дела.

По словам директора правового департамента администрации губернатора и областного правительства Игоря Андреечева, осуществление таких полномочий лишь косвенно обеспечивает решение вопросов местного значения и, как правило, непосредственно не влияет на решение потребностей населения. 

Районов с наибольшим числом поселений несколько – Вельский (21 поселение), Устьянский (16 поселений), Пинежский (14 поселений), Плесецкий (14 поселений), Холмогорский (13 поселений), Мезенский (12 поселений).

Каждое из этих поселений стремится (как может) исполнять все атрибуты местного самоуправления. Вот убедительные доводы Игоря Андреечева:

— Каждому поселению нужно внести изменение в устав поселения, принять документ о бюджетном процессе или внести в него изменения – значит, нужно принять или изменить во всех 157 сельских и 20 городских поселениях. Опубликовать. Разместить на сайте. Если внесли изменения в Бюджетный кодекс, то значит, всем нужно скорректировать свои документы. Или другой пример. Принят федеральный, а потом и областной закон о сельских старостах. Нужно ли нам 157 положений о сельских старостах, принятых в 157 сельских поселениях? И так все по 157… и по 20… Только необходимых для каждого поселения правовых актов можно перечислить сотни. И это в каждом поселении. И постоянно нужно вести учёт и актуализацию. Эффективно ли это?

Правовой департамент каждый год вносит в регистр более 10 тысяч муниципальных нормативных правовых актов. А есть ли ресурс на полноценное исполнение всех требований? Большой вопрос.

Разделение полномочий

Как известно, процесс перераспределения полномочий от поселений к районам продолжается с 2014 года. Отдельные районы централизовали полномочия по исполнению местных бюджетов, ведению бухгалтерского учета и отчетности от администраций поселений к администрациям районов. Во многих районах создана централизованная сеть учреждений культуры. Эти полномочия перешли на район.

Ряд полномочий фактически дублируют вопросы местного значения районов, которые ими осуществляются (сфера услуг связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, физическая культура и спорт, развитие сельскохозяйственного производства, развитие малого и среднего предпринимательства, работа с детьми и молодежью). В указанных сферах жизнедеятельности в структуре администраций районов созданы отраслевые органы, которые могут осуществлять такие полномочия в полном объеме.

В такой ситуации об общей системе управления говорить не приходится. При двухуровневой системе (поселение – район) приходится по-прежнему делить обязанности и компетенции.

Помимо недостатка финансовых средств муниципалитеты испытывают сложности с поиском профессиональных кадров.

Многие поселения испытают реальные сложности с избранием глав. По данным правового департамента, конкурс не может состояться несколько раз подряд в связи с отсутствием кандидатов на должность главы поселения.

Аналогичная ситуация с депутатами. Сложилась практика, при которой отработавший один срок народный избранник отказывается участвовать в выборах и баллотироваться на второй срок. А без депутатского собрания все решения поселения нелегитимны.

И все же главное опасение активного населения во всей этой реформе связано с доступностью власти.  Одно дело, когда в шаговой доступности есть прообраз сельсовета и свои местные депутаты (если с народными избранниками действительно повезло и они заботятся о своих избирателях), другое – когда о своих нуждах придется рассказывать в административном центре. Здесь нужно серьезно думать не только о территориальных отделах муниципальной власти на местах (представителях администрации), но и о развитии территориального общественного самоуправления, общественных советов.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Мигунов,  заместитель главы администрации Приморского района, начальник управления по развитию местного самоуправления и социальной политике:

– Реформу местного самоуправления Приморский район начал еще с 2015 года. Была проведена колоссальная работа, в результате которой с 1 января 2016 года из 19 муниципальных образований путем объединения появилось 10.

У нас объединились Боброво с Лявлей (МО «Боброво-Лявленское»),  Талажская сельская администрация объединилась с Повракульской, Патракеевской и Верхне-Золотицкой. В МО «Лисестровское» вошло Васьково. Пустошинская, Ластольская, Вознесенская администрации объединились в МО «Островное». И побережные администрации – Летне-Золотицкая, Лопшеньгская и Пертоминская объединились в МО «Петроминское».

Таким образом, произошло слияние муниципальных образований, и район получил новое административно-территориальное деление. Это позволило нам сконцентрировать наиболее профессиональные кадры на местах, а поселения не потеряли управление.

Что касается дальнейших преобразований, то пока мы находимся в поиске оптимального решения. Создана рабочая группа, которая изучает нормативно-правовую базу о создании муниципальных кругов и объединении поселений.

Елена Теребова

Поделиться
91263