21 ноября 2022

В Архангельской области определили лучшие методические разработки по преподаванию финансовой грамотности

Региональный заочный конкурс по финансовой грамотности «Лучшая методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик» организует Архангельский областной институт открытого образования. В этом году в нем участвовали 30 педагогов из 18 муниципальных образований.

В Архангельской области определили лучшие методические разработки по преподаванию финансовой грамотности

С нового учебного года федеральный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил для начальной и основной школы изучение финансовой грамотности. У старшеклассников появился отдельный предмет, а у ребят 1–4-х классов элементы финграмотности введены в математику и окружающий мир,  они также могут использоваться во внеурочной деятельности.

Обучение этому предмету в школах и даже дошкольных учреждениях было и раньше, только теперь эти занятия будут системными и комплексными. Здесь неоценимую помощь оказывают методические разработки коллег, которые уже внедряли в школьную практику основы финансовой грамотности.

С чего начать?

Одна из победительниц конкурса – учитель начальных классов средней школы № 11 города Архангельска Екатерина Данюкова. Для начальной школы педагог разработала цикл занятий «Недельный час».

– В нашей школе проводятся декады, посвященные определенным предметам. Единично проведенное занятие, классный час по финансовой грамотности не принесет должного эффекта. Если его разбить на несколько коротких, то так дети лучше усваивают материал и больше запоминают, ждут этих занятий, – объясняет Екатерина Александровна.

Екатерина Данюкова

Каждодневные занятия в течение недели по 15 минут разбивают основы финграмотности на тематические  компоненты: дети узнают о номиналах банкнот и монет, истории денег, изучают банковскую карту, а  также получают представление о семейном бюджете и понятии разумности трат.

– В теме сохранения бюджета мы обсуждаем, от чего должны иногда отказываться в своих желаниях. Ради чего это нужно, какие существуют обязательные траты в семье, из чего складывается семейный бюджет, пополняет ли его ребенок, есть ли у него карманные деньги. Решаем небольшие задачки на доходы и расходы. И тогда ребенку легче понять, остаются ли при этом деньги на новый велосипед или другие дорогостоящие покупки, – рассказывает Екатерина Данюкова.

У учителя это первая методическая разработка, которая рассчитана на учеников четвертого класса, но в перспективе проект можно трансформировать на школьников младшего возраста.

Первые знания о финансах первоклассники получают на уроках математики и окружающего мира. Они должны научиться проецировать простейшие математические схемы на типичные жизненные ситуации, составлять личный и семейный финансовые планы. Узнают, что такое личная и финансовая информация и как ее хранить, учатся соблюдать правила безопасного финансового поведения и формирования личных сбережений.

– Мы даем знания, которые являются начальным стартом в предмете финансовой грамотности, больше ориентированы на малышей. Но это важно, потому что в пятом классе появляется отдельный самостоятельный предмет, и ребенка важно к нему подготовить. Многие дети не видят сейчас наличные деньги, так как безналичный расчет в семье популярнее. Родители не объясняют, как их зарабатывают. Мы, взрослые, воспринимаем это как само собой разумеющееся, – говорит классный руководитель.

По словам учителя, иногда наблюдение за детьми позволяет сделать вывод, как к теме финансового воспитания относятся в семье: кто-то принес деньги на экскурсию, а сдачу небрежно закинул в портфель, а есть и такие первоклассники, кто аккуратно складывает денежки в кошелек. Видно, что ребенок переживает, ответственно относится к сбережениям.

– Актуальность преподавания предмета «Финансовая грамотность» очевидна – еще двенадцать лет назад, когда я начинала работать учителем, банковские карточки и смартфоны не были распространены, не так широко применялась безналичная оплата услуг. ФГОС дал вариант выбора для начальной школы – проводить отдельные занятия или как составную часть предмета математики или окружающего мира. По математике это легче – много задач, связанных с практической деятельностью, например с покупками. Детям это полезно и вызывает неподдельный интерес, так как связано с жизненной практикой, — считает учитель начальных классов.

Учить через игру

Педагог-библиотекарь Савинской средней школы в Плесецком округе Катерина Харитонова ведет занятия по финансовой грамотности второй год. Для учащихся средних и старших классов школы это обязательная часть учебной программы.

Игра «Учимся считать семейные расходы» рассчитана на школьников 5–7-х классов.

Катерина Харитонова

– Как правило, именно в этом возрасте у ребят появляются постоянные карманные деньги. Но они считают только свои расходы, желают получать больше, не придавая значения, откуда у родителей появляются деньги, – отмечает Катерина Харитонова.

В интерактивной игре в формате презентации школьникам предлагается разбиться на команды. Решая практические задания, побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов. Цель занятия – донести до школьников мысль, что в семье есть обязательные траты, без которых невозможно обойтись, и незапланированные расходы – чаще всего это  желания, которые можно корректировать. 

В классах среднего звена акцент делается именно на рациональное отношение к личным финансам, умение оценивать риски, связанные с мошенничеством, навыках составления личного финансового плана. Игра помогает решать практические примеры из жизни – что выгоднее купить по акции, дает ли на самом деле выгоду заявленная на билете в кино скидка, как при посещении кафе не выйти за рамки имеющейся суммы.

– Для районов это особенно актуально, так как наши дети не избалованы посещением общественных мест, торговых центров, кинотеатров. Иногда они сталкиваются со сложными ситуациями, только когда выезжают в областной центр на экскурсию или на учебу, получают путевку в лагерь. Важно дать им такие знания, которые можно применить на практике. Это им более понятно, чем темы банков, страхования, кредитования и инвестиций. Кроме того, полученные знания можно обсудить дома с родителями, – считает Катерина Владимировна.

Правильное распределение финансовых средств повышает уровень жизни, уверена педагог. В своей работе она использует учебные и методические пособия по финансовой грамотности, которые есть в школьной библиотеке – это очень удобно, потому что не всегда ответы на вопросы удается найти в Интернете.

– Очень помогают обучающие мероприятия, которые проводят Архангельский областной институт открытого образования (АО ИОО) и Региональный центр повышения финансовой грамотности. Зачастую иногда непонятно, как объяснять на уроке сложную тему, а благодаря курсам и обмену опытом с коллегами удается найти простой подход, – говорит Катерина Харитонова. – С детьми мы участвуем в конкурсах рисунков, а задания по предметной олимпиаде пока не решаем. Для этого нужна более тщательная подготовка, но у нас все еще впереди!

Выбирать лучших

Лучшие разработки педагогов по финансовой грамотности в этом году выбирали из 34 проектов.

Как отмечают в Архангельском областном институте открытого образования, все работы были  информативные  и разноплановые. Наибольшее количество работ было заявлено в номинации  «Игровой метод в обучении финансовой грамотности»  и «Финансовая грамотность в дошкольной образовательной организации». В них было представлено по 10 разработок.

В номинации «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для обучающихся и родителей» лучшей признана работа учителя школы № 11 города Архангельска Екатерины Данюковой. В номинации « Методическая разработка занятия с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов» – проект Елены Бабиной, учителя Пинежской средней школы № 117.

В номинации «Игровой метод в обучении финансовой грамотности» победителем стала педагог библиотекарь Савинской средней школы Катерина Харитонова. В номинации «Финансовая грамотность в дошкольной образовательной организации» – воспитатель   детского сада № 157 «Сиверко» г. Архангельска Ольга Горбунова.

Заведующая кафедрой управления и экономики образования, в структуру которой входит кабинет финансовой грамотности АО ИОО, Ирина Вашукова отметила, что конкурсы, конференции по финансовой грамотности проводятся ежегодно, однако формы мероприятий, тематика номинаций меняются, это позволяет задействовать как можно большее количество участников, выявлять и распространять самые эффективные педагогические практики.

В этом году формы и методы обучения школьников финансовой грамотности обсуждались на региональном интернет-форуме. Самым популярным оказалось направление «Игровые формы в обучении финансовой грамотности». Выбор самых актуальных презентаций осуществлялся не только опытными экспертами по финансовой грамотности, но и самими участниками форума. По итогам голосования лучшие работы были размещены в открытом доступе, а авторы лучших работ приглашены в жюри регионального заочного конкурса методических разработок по финграмотности.

Елена Теребова

Поделиться
135978