1 октября 2020

В Архангельской области кибермошенничество составляет почти треть от всех преступлений

В регионе с прошлого года практически на 50% выросло количество преступлений, совершаемых с использованием мобильной связи, банковских карт и интернета. За восемь месяцев жители Архангельской области перевели мошенникам более 400 млн рублей. Жертвами в равной степени становятся как женщины, так и мужчины всех возрастов.

В Архангельской области кибермошенничество составляет почти треть от всех преступлений

О том, как не попасться на удочку кибермошенников сообщили на пресс-конференции в областном правительстве.

У большинства людей в смартфонах есть мобильные банки, в руках – устройства с беспроводной передачей данных, позволяющие оплачивать покупки без наличных. Сейчас никого не удивить наличием телефонов, часов, колец со встроенными NFC-модулями. Технологии развиваются, а с ними и мошеннические схемы.

Врио начальника Следственного управления УМВД России по Архангельской области Алексей Ситников привел неутешительную статистику: с начала года жертвами кибермошенников в Архангельской области стало более трех тысяч человек.

Он рассказал, что каждые день дежурными частями УМВД России по Архангельской области регистрируются от 5 до 15 преступлений в сфере информационно-коммуникационного мошенничества (обманы по телефону и в интернете).

Люди отдают разные суммы: кто-то теряет меньше 1000 рублей, кто-то – более пяти миллионов. Но все случаи объединяет одно – человек, попавшийся на уловку кибермошенника, добровольно осуществляет все операции. Он сам переводит деньги на счета преступников, сам называет цифры из СМС, несмотря на то, что в них написано: «никому не сообщайте код».

Схемы телефонных мошенничеств разнообразны, но их главная цель – выведать у человека реквизиты карты или данные счетов. Преступники всеми силами стараются убедить совершить сделку, оформить кредит и т. д. То же происходит в Интернете. Мошенники взламывают профили пользователей, создают копии страниц и пишут их знакомым, родственникам под разными предлогами с целью получения денег.

Начальник отдела департамента специальных программ региональной администрации Андрей Краев отметил, что вопросы по противодействию киберпреступлениям регулярно рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при губернаторе области.

– Уже не первый год мы занимаемся этими вопросами, – говорит он. – Поэтому у правительства региона выработан комплекс мер, направленных на профилактику данного вида правонарушений.

Например, сотрудники исполнительных органов власти постоянно повышают финансовую грамотность, социальные работники проходят специальное обучение, департамент пресс-службы и информации области разрабатывают специальные листовки, информация выкладывается в Интернет, размещается в транспорте, налажено взаимодействие и с районными газетами и т. д. Чтобы не стать жертвой киберпреступников, нужно самостоятельно заниматься повышением своей финансовой грамотности.

Мошенники берут информацию из социальных сетей, из оформленных анкет в различных организациях. Не стоит забывать и про чрезмерное количество личной информации в Сети, так как часть данных преступники берут именно оттуда.

Начальник экономического отдела Отделения Банка России по Архангельской области Юлия Манухина отметила:

— Много данных мошенникам дают сами граждане, размещая сведения о себе в социальных сетях. В открытом доступе находятся номера телефонов, адрес электронной почты. Этого достаточно мошенникам для начала разговора, – говорит она. – Поэтому я рекомендую провести «ревизию» информации на своих страницах и удалить лишнее.

Юлия Манухина отмечает, что правонарушители умело играют на чувствах людей, их страхах и переживаниях. Во время разговора многие жертвы сами выдают данные карт, счетов, коды. Поэтому есть универсальный совет, как противостоять любым видам таких преступлений: прервать разговор и подумать, позвонить или лично подойти в банк и все проверить. Телефон горячей линии всегда есть на обороте пластиковых карт. Его можно найти и на официальном сайте банка.

Юлия Манухина подчеркнула, что банки никогда не спрашивают у клиентов конфиденциальные данные.

 

Анна Колос

 

Поделиться
73721