В Архангельской области будут развивать придорожный сервис
В 2020 году владельцы придорожных кафе в Архангельской области смогут получить из регионального бюджета субсидию в размере до 500 тысяч рублей на обновление своих заведений. Деньги предлагается направить на модернизацию инфраструктуры: ремонт помещений и оборудование комфортных санитарных комнат, а также организацию продажи сувениров и гастрономических продуктов от местных фермеров.
Об этом шла речь на дискуссионной площадке «Развитие индустрии придорожного сервиса в Архангельской области», организованной в рамках третьего ежегодного форума «Поморская HoReCa».
— В настоящее время на участках федеральной трассы М-8 «Холмогоры» движение транспорта достигает 3000 автомобилей в сутки, по региональным дорогам проезжает до 1500 автомобилей в день, — сообщила заместитель министра культуры Архангельской области Светлана Зеновская. – Область протяженная, и преодолеть до 800 километров без остановки на перекус проблематично. Сегодня на территории региона располагается 90 придорожных кафе. Хочется, чтобы, посетив такое заведение, гость смог не только вкусно и быстро поесть, но и ознакомиться с брендами Архангельской области, попробовать местные блюда.
С местным колоритом
К тому же, как подчеркнула замминистра, в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста туристов, путешествующих по Архангельской области на автомобилях. Для них объекты придорожного сервиса: мотели, кафе, заправки — играют важную роль, по сути, являются лицом Севера. К сожалению, их облик зачастую далек от идеала.
Исправить ситуацию призваны бюджетные субсидии для владельцев придорожных кафе. Тратить средства можно будет по четырем направлениям: улучшение санитарных комнат, дизайн помещения в соответствии со спецификой территории, продажа сувениров и эко-продукции местных фермерских хозяйств.
— Мы не хотим подогнать кафе под какой-то единый стандарт, напротив, хочется в дизайне интерьеров подчеркнуть уникальность районов Архангельской области, — говорит Светлана Зеновская. – К примеру, с мезенской росписью уже активно работают иностранные компании, а в регионе этот мощнейший инструмент никак не используется. Наша задача — не просто улучшить придорожный сервис, сделав кафе комфортными и современными, но и популяризировать с их помощью народные промыслы. Для этого необходимо организовать зоны по продаже сувениров, дать возможность представить свою продукцию местным производителям.
Зацепить клиента
Участие в форуме принимал столичный эксперт в сегменте HoReCa, ресторатор, аудитор и антикризисный менеджер Михаил Елизаров. Он дал несколько полезных советов владельцам придорожных кафе, желающим сделать свой бизнес максимально прибыльным. В первую очередь, по его мнению, такие объекты должны быть чистыми, уютными и с бесплатным туалетом, в котором уместно повесить броскую табличку с надписью: «А ты взял кофе с собой?».
Что касается дизайна помещения, то прекрасным бонусом будут панорамные окна, через которые потенциальный посетитель еще с улицы сможет оценить интерьер кафе. Цвет стен и необычный декор в придорожном общепите не столько важны. Главное — правильно организовать освещение, при котором зал будет выглядеть теплым и уютным, это как раз то, что нужно путешественнику, уставшему в дороге.
— Выигрышным шагом будет вписать в интерьер заведения что-то живое, — подчеркивает Михаил Елизаров. – По статистике, посещаемость кафе вырастает на 15%, если там есть просто аквариум с рыбками.
Придорожный общепит всегда привлекает внимание, если рядом стоит большое количество фур, поэтому необходимо организовать просторную и хорошо освещенную парковку.
— Один из ключевых факторов популярности кафе — вкусная и качественная еда, — уверен Михаил Елизаров. – Поставьте мангал, чтобы посетитель ел свежеприготовленный шашлык, а не разогретое мясо. И, конечно, откажитесь от использования дешевых масла и майонеза. Клиент никогда не вернется, если еще 50 километров после перекуса в кафе будет мучиться изжогой. Есть вещи, на которых экономить нельзя. Одно дело — привлечь гостя, другое — сделать так, чтобы он посетил вас снова и снова. Тем более что использование качественного сливочного масла даст удорожание блюда не более чем на пять рублей с порции.
А еще будущее, по мнению эксперта, за капсульными отелями. Сегодня это новый тренд придорожного сервиса: будучи экономичными и удобными, такие гостиницы приобретают все большую популярность в мире.
Современное решение
Кстати, на холмогорской развилке М-8 на площади 800 квадратных метров в настоящее время как раз строится новый объект придорожного сервиса, который будет отвечать всем обозначенным тенденциям. Частный инвестор, которому в числе прочих принадлежит комбинат школьного питания «Дружба», планирует разместить там кафе, магазин, комнату матери и ребенка, обустроить комфортные санузлы, включая уборные, отвечающие потребностям людей с ограниченными возможностями.
Объем инвестиций составил 50 миллионов рублей. Над интерьером помещения трудились местные художники, они украсили стену кафе портретом М. В. Ломоносова. Уже достигнуты договоренности и с фабрикой холмогорской резьбы по кости о продаже сувенирной продукции. Есть, к слову сказать, и панорамные окна, и просторная парковка для большегрузов. Так что место вполне может стать изюминкой придорожного общепита Архангельской области. В планах инвестора – строительство еще одного подобного объекта — в Емецке, а в дальнейшем – создание придорожной сервисной сети по всей трассе М-8.
От первого лица
Максим Заборский, директор Агентства регионального развития:
— Для сегмента horeca существуют сотни мер государственной поддержки, весь спектр которых предприниматель может получить, обратившись в Агентство регионального развития. Это бесплатные консультации по юридическим, бухгалтерским, кадровым вопросам, помощь в регистрации товарного знака и сертификации продукции. Наша задача — подобрать максимально эффективные механизмы для финансирования реализуемых бизнесом проектов. К примеру, далеко не все знают, что предприниматели, ведущие деятельность в моногородах, могут получить беспроцентный займ на сумму от 5 до 250 миллионов рублей.
Об этом шла речь на дискуссионной площадке «Развитие индустрии придорожного сервиса в Архангельской области», организованной в рамках третьего ежегодного форума «Поморская HoReCa».
— В настоящее время на участках федеральной трассы М-8 «Холмогоры» движение транспорта достигает 3000 автомобилей в сутки, по региональным дорогам проезжает до 1500 автомобилей в день, — сообщила заместитель министра культуры Архангельской области Светлана Зеновская. – Область протяженная, и преодолеть до 800 километров без остановки на перекус проблематично. Сегодня на территории региона располагается 90 придорожных кафе. Хочется, чтобы, посетив такое заведение, гость смог не только вкусно и быстро поесть, но и ознакомиться с брендами Архангельской области, попробовать местные блюда.
С местным колоритом
К тому же, как подчеркнула замминистра, в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста туристов, путешествующих по Архангельской области на автомобилях. Для них объекты придорожного сервиса: мотели, кафе, заправки — играют важную роль, по сути, являются лицом Севера. К сожалению, их облик зачастую далек от идеала.
Исправить ситуацию призваны бюджетные субсидии для владельцев придорожных кафе. Тратить средства можно будет по четырем направлениям: улучшение санитарных комнат, дизайн помещения в соответствии со спецификой территории, продажа сувениров и эко-продукции местных фермерских хозяйств.
— Мы не хотим подогнать кафе под какой-то единый стандарт, напротив, хочется в дизайне интерьеров подчеркнуть уникальность районов Архангельской области, — говорит Светлана Зеновская. – К примеру, с мезенской росписью уже активно работают иностранные компании, а в регионе этот мощнейший инструмент никак не используется. Наша задача — не просто улучшить придорожный сервис, сделав кафе комфортными и современными, но и популяризировать с их помощью народные промыслы. Для этого необходимо организовать зоны по продаже сувениров, дать возможность представить свою продукцию местным производителям.
Зацепить клиента
Участие в форуме принимал столичный эксперт в сегменте HoReCa, ресторатор, аудитор и антикризисный менеджер Михаил Елизаров. Он дал несколько полезных советов владельцам придорожных кафе, желающим сделать свой бизнес максимально прибыльным. В первую очередь, по его мнению, такие объекты должны быть чистыми, уютными и с бесплатным туалетом, в котором уместно повесить броскую табличку с надписью: «А ты взял кофе с собой?».
Что касается дизайна помещения, то прекрасным бонусом будут панорамные окна, через которые потенциальный посетитель еще с улицы сможет оценить интерьер кафе. Цвет стен и необычный декор в придорожном общепите не столько важны. Главное — правильно организовать освещение, при котором зал будет выглядеть теплым и уютным, это как раз то, что нужно путешественнику, уставшему в дороге.
— Выигрышным шагом будет вписать в интерьер заведения что-то живое, — подчеркивает Михаил Елизаров. – По статистике, посещаемость кафе вырастает на 15%, если там есть просто аквариум с рыбками.
Придорожный общепит всегда привлекает внимание, если рядом стоит большое количество фур, поэтому необходимо организовать просторную и хорошо освещенную парковку.
— Один из ключевых факторов популярности кафе — вкусная и качественная еда, — уверен Михаил Елизаров. – Поставьте мангал, чтобы посетитель ел свежеприготовленный шашлык, а не разогретое мясо. И, конечно, откажитесь от использования дешевых масла и майонеза. Клиент никогда не вернется, если еще 50 километров после перекуса в кафе будет мучиться изжогой. Есть вещи, на которых экономить нельзя. Одно дело — привлечь гостя, другое — сделать так, чтобы он посетил вас снова и снова. Тем более что использование качественного сливочного масла даст удорожание блюда не более чем на пять рублей с порции.
А еще будущее, по мнению эксперта, за капсульными отелями. Сегодня это новый тренд придорожного сервиса: будучи экономичными и удобными, такие гостиницы приобретают все большую популярность в мире.
Современное решение
Кстати, на холмогорской развилке М-8 на площади 800 квадратных метров в настоящее время как раз строится новый объект придорожного сервиса, который будет отвечать всем обозначенным тенденциям. Частный инвестор, которому в числе прочих принадлежит комбинат школьного питания «Дружба», планирует разместить там кафе, магазин, комнату матери и ребенка, обустроить комфортные санузлы, включая уборные, отвечающие потребностям людей с ограниченными возможностями.
Объем инвестиций составил 50 миллионов рублей. Над интерьером помещения трудились местные художники, они украсили стену кафе портретом М. В. Ломоносова. Уже достигнуты договоренности и с фабрикой холмогорской резьбы по кости о продаже сувенирной продукции. Есть, к слову сказать, и панорамные окна, и просторная парковка для большегрузов. Так что место вполне может стать изюминкой придорожного общепита Архангельской области. В планах инвестора – строительство еще одного подобного объекта — в Емецке, а в дальнейшем – создание придорожной сервисной сети по всей трассе М-8.
От первого лица
Максим Заборский, директор Агентства регионального развития:
— Для сегмента horeca существуют сотни мер государственной поддержки, весь спектр которых предприниматель может получить, обратившись в Агентство регионального развития. Это бесплатные консультации по юридическим, бухгалтерским, кадровым вопросам, помощь в регистрации товарного знака и сертификации продукции. Наша задача — подобрать максимально эффективные механизмы для финансирования реализуемых бизнесом проектов. К примеру, далеко не все знают, что предприниматели, ведущие деятельность в моногородах, могут получить беспроцентный займ на сумму от 5 до 250 миллионов рублей.