В Архангельске возрождена традиция проведения карбасных регат

Почти полтысячи лет минуло с момента первого упоминания карбаса в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. Но строить и использовать их как одно из своих основных промысловых, разъездных, почтовых, грузовых, лоцманских судов поморы начали задолго до этого, приблизительно еще с XIII века. В нынешнее время традиции по строительству карбасов и проведению на них парусно-гребных гонок в Архангельске возрождаются.

Первая регата на карбасах под парусом и на веслах прошла в Архангельске в 1870 году и была приурочена к визиту в город великого князя Алексея Александровича. Вторая – спустя 14 лет, в дни празднования 300-летия Архангельска. И, наконец, в текущем году она состоялась 17-18 июля, стартовав от Красной пристани, где находится Северный морской музей, примерно по тому же маршруту, что и полторы сотни лет назад.

Специально для регаты были построены три гоночных деревянных карбаса на верфи АНО «Товарищество поморского судостроения», созданного в 2019 году в Архангельске с целью сохранения и развития морской культуры Поморья. На верфи организована обучающе-производственная судостроительная площадка для волонтеров, молодежи, школьников старших классов, студентов учебных заведений, жителей Архангельска, гостей города.

Здесь не в теории, не по статьям в Интернете, СМИ или в литературе, а наглядно, на практике люди приобщаются к традиционным ценностям, познанию нюансов изготовления старинных, но и по сей день практичных поморских судов (в деревнях их еще шьют умельцы, они используются в экспедициях и промысле).

Работа товарищества направлена на то, чтобы открыть городскому жителю красоту процесса создания деревянного судна, научить им управлять, увлечь туристическим маршрутом и парусным соревнованием на акватории родного города.

По технологии постройки «шитых судов» в Древней Руси бортовые доски сшивали вицей, жгутом мочалы, жилами животных, а швы конопатили и просмаливали. По словам руководителя клуба «Морские практики» Евгения Шкарубы, при изготовлении карбасов для регаты использовались современные технологии, но с исторической достоверностью. Этому способствовали архивные чертежи 1964 года так называемых сельдяных карбасов конструкторского бюро Соломбальской судоверфи.

На работы ушло около четырех месяцев. Примечательно, что построенные карбасы названы словами из поморской говори – «Койду» (куда), «Пошто» (зачем) и «Сейгод» (в этом году).

— Карбас – это наш поморский бренд. Это судно, не похожее ни по внешнему виду, ни по принципам управления на другие. К примеру, яхта имеет закрытую палубу, более комфортные условия для пассажиров и членов экипажа. Карбас – лодка рыболовецкая, приспособленная именно для промысла, для работы. Это не самое маневренное судно, но имеет достаточную грузоподъемность, идеально по форме, обтекаемости и скольжению в воде, из-за низкой посадки легко идет по мелям, при этом неприхотливое и удобное для хранения и ухода, — говорит Евгений.

регата_Архангельск

Причал на Красной пристани, откуда стартовала регата, только в этом году был передан городской администрацией в собственность Северного морского музея. Это стало возможно благодаря привлечению инвестора, проведению работ по паспортизации, водолазных работ и прочих необходимых процедур. Теперь к причалам Росморпорта и Северного морского пароходства добавился официальный паспортизированный музейный причал, где могут швартоваться маломерные суда с осадкой до 4,5 м. И самым первым мероприятием с его использованием стала именно карбасная регата.

Парусно-гребная регата стала украшением летней жизни города и одним из главных событий международного проекта «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения», победившего в грантовом конкурсе «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

В регате участвовали шесть команд из Архангельска и Санкт-Петербурга по пять человек в каждой. Участвовали Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, парусный центр «Норд» им. Ю. С. Анисимова, Северный морской музей, Товарищество поморского судостроения, хор фрегата «Штандарт» (Санкт-Петербург), клуб «Морские практики». В начале июля команды проходили тренировки, подготовительные гонки, практические и теоретические занятия.

регата_Архангельск

Среди людей, пришедших на набережную в эти солнечные выходные дни, было немало зрителей, рьяно болеющих за свои команды, к числу которых присоединились просто отдыхающие.

— Пришел сюда пешком с семьей, мы живем неподалеку, часто здесь бываем, когда погодка хорошая. А тут еще такое интересное мероприятие и живой оркестр играет, песни на морские темы хорошо поют. Мы с женой что-то слышали о том, как поморы в старину ходили в море на карбасах, а вот дети об этом ничего не знают. Мне кажется, мало информации о жизни наших предков подается, мало передач, а из фильмов, я, пожалуй, только про Михайло Ломоносова припомню. Сегодня мы и отдохнули, и заинтересовались историей родного края, и поболели. Ни за кого-то конкретно, а просто за всех. Особенно дети радовались, хлопали вместе с остальными, когда команды финишировали, — рассказал один из случайных зрителей Михаил Останин.

Своими первыми впечатлениями сразу после гонки в полуфинале поделился Евгений Шкаруба:

— Мы даже не ожидали, что все будет так здорово, красиво, так бурно будут реагировать зрители. Удивляет и радует, что уровень подготовки участников оказался достаточно схож. Возможно, этому способствовала жеребьевка, благодаря которой между собой соревновались примерно равные по мастерству команды. Но у всех чувствовалась воля к победе, борьба шла интенсивная, динамичная, азартная. Ребята себя хорошо показали, мы благодарны тем, кто приехал к нам из Питера, кто нашел время поучаствовать сразу после других соревнований. Карбасы тоже себя хорошо показали. При гребной гонке было поменьше ветра, при парусной он немного усилился. Мы соревновались с довольно сильной командой САФУ. В гонках на веслах они нас обошли, на парусах – мы.

— Допустили пару ошибок, — признал свою ошибку, из-за которой победили «Поморские практики»,  капитан команды студентов Нестор Котин. — Но тут я сам виноват, послушал ребят, хотя решение должен принимать только сам капитан. В нашей команде средний возраст участников — 23 года. Мы участвуем в строительстве судов на верфи, так что знаем, как изготавливаются карбасы, на что они способны.

На второй день регаты были оглашены имена победителей. Первое место досталось команде Товарищества поморского судостроения, второе — клубу «Морские практики», третье — команде хора фрегата «Штандарт».

В дальнейшем планируется, что новая регата станет ежегодным украшением летней жизни Архангельска. Карбасный флот будет использоваться для организации туристических маршрутов по Северной Двине, однодневных прогулок по акватории пригородов Архангельска.

Иван Чернов

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 июля 2021 г.