В Архангельске продолжается подготовка к установке памятника Борису Розингу

Памятник Розингу

1 сентября 2021 года, объявленного президентом России Годом науки, перед зданием главного корпуса Архангельского колледжа телекоммуникаций – филиала Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций должен появиться монумент, значение которого для Архангельска и страны в целом переоценить трудно.

Так продолжатели дела выдающегося российского физика и изобретателя Бориса Львовича Розинга хотят отдать дань памяти и восстановить историческую справедливость в отношении человека, судьба которого оказалась трагически связанной с Архангельском.

Два мира – две судьбы

В исторических документах принято считать, что авторами телевидения являются несколько изобретателей и инженеров, среди которых  россияне по праву занимают особое место.

Так, в 1888 году заведующий кафедрой опытной физики в Императорском Московском университете Александр Столетов доказал, что можно преобразовать свет в электрические сигналы. Затем инженеры и физики из нескольких стран, в числе которых был и Александр Попов, научились передавать и принимать эти сигналы без проводов.

Превратить их в картинку удалось Борису Розингу – 25 июля 1907 года ученый подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние», и это было официально зафиксировано как «русская привилегия». Дальнейшим развитием данного изобретения занимался ученик Розинга Владимир Зворыкин.

Но судьба учителя и ученика в первые годы советской власти сложилась совершенно по-разному. Несмотря на то что у Бориса Львовича были мировая известность и признание, а в его активе –несколько десятков научных патентов, а также им было разработано более 120 схем и систем телевизионных устройств, в 1929 году он был по надуманному обвинению сослан сначала в Котлас, а затем переведен в Архангельск.

Он успел недолго проработать в только что открывшемся Лесотехническом институте, где на кафедре физики продолжил работать над проектом читающей машины для слепых и готовил публикации для всесоюзных научных журналов. В 1933 году Борис Львович скоропостижно скончался и был похоронен на Вологодском кладбище.

Совсем по-иному сложилась судьба Владимира Зворыкина: в силу обстоятельств он в 1919 году оказался  в Америке. Далее его судьба сложилась весьма успешно, он стал автором большого количества изобретений в области телевидения.

Парадоксально, но именно ему первому, а не его учителю Розингу  в России в 2013 году  было установлено сразу два памятника

«Зворыкин  Муромец»

Таким эпитетом наградил Владимира Козьмича известный российский журналист Леонид Парфенов, снявший про русско-американского изобретателя полнометражный фильм.

«В судьбе Зворыкина отражение всего XX века. Инженер-изобретатель от Бога, белый офицер, затем — эмигрант. В стране, которая поменялась в одночасье, которая проливала кровь, ему вряд ли бы удалось выжить», говорил о нем в своем фильме Леонид Парфенов.

Примечательно, что практически о том же самом  задолго до Парфенова, еще в 1991 году, спел Булат Окуджава:

Как хорошо, что Зворыкин уехал 
И телевиденье там изобрел! 
Если бы он из страны не уехал, 
Он бы, как все, на голгофу взошел… 

Биографы Зворыкина пишут, что он родился в семье купца первой гильдии, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. В 1912 году с отличием окончил Санкт-Петербургский технологический институт, где на кафедре физики работал Борис Розинг.

«…Борис Львович и рассказал мне, что работает над проблемой передачи изображения на расстояние, то есть над «телевидением». Термина, конечно, тогда еще не существовало, но так я впервые познакомился с понятием, которое с той поры навсегда вошло в мою жизнь» так вспоминал сам Зворыкин начало своего сотрудничества с Розингом.

После Первой мировой войны Зворыкин бежал от Гражданской войны в Омск, столицу Белого движения в Сибири. В 1919 году был командирован Колчаком в Америку для закупки радиостанций. После падения правительства Колчака возвращаться стало некуда. Так Зворыкин стал сотрудником компании «Вестингауз», где занялся любимой темой передачей изображения на расстояние.

В 1923 году Владимир Зворыкин подал патентную заявку (US Patent 2141059) на телевидение. 
Наиболее удачными для него стали  40-е годы прошлого века, когда он смог разделить световой луч на синий, красный и зеленый цвета и таким образом получил цветное телевидение. Кроме того, совместно с  Дж. Хиллиером разработал сканирующий электронный микроскоп.
В годы Второй мировой войны занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой. В 1950–1960-х годах Зворыкин сконцентрировался на разработках медицинской электроники.

Стоит отметить, что в отличие от многих других эмигрантов, Зворыкин, в отъезде которого не было ярко выраженного политического подтекста, неоднократно посещал СССР, делился опытом с советскими коллегами и высоко оценивал отечественные наработки в телевизионной сфере.

Именно благодаря Зворыкину  началось сотрудничество с компанией RCA, в результате чего в 1938 году заработал первый советский телецентр на Шаболовке. В том же году в Советском Союзе по американской лицензии был налажен выпуск телевизоров «ТК-1», в которых использовался кинескоп Зворыкина.

Учитывая его несомненные заслуги, к 125-летию со дня рождения изобретателя в России было установлено сразу два памятника – в Москве напротив главного символа отечественного телевидения – Останкинской телебашни и в Муроме, на исторической родине Зворыкина.

 Архангельск помнит изобретателя телевидения

Справедливости ради нужно подчеркнуть, что в нашем городе за без малого  шесть десятилетий сложились уникальные традиции сохранения памяти о Борисе Розинге. Его посмертная реабилитация состоялась в 1957 году и прошла совершенно незаметно, как было принято в те годы. Первая небольшая брошюра П. К. Горохова «Розинг основоположник электронного телевидения» вышла в свет только в 1964 году, а к 50-летию советской власти портрет Бориса Львовича был включен в  плакат «10 самых выдающихся российских и советских ученых».

Но именно из той самой первой брошюры сотрудники Архангельского телецентра (открытие которого состоялось 31 декабря 1963 года) узнали о том, что захоронение изобретателя находится на Вологодском кладбище, и стали за ним ухаживать.

22 мая 2021 года исполнится ровно 110 лет с того момента, как профессор Санкт-Петербургского технологического института Борис Розинг произвел демонстрацию геометрических фигур посредством электронно-лучевой трубки. По сути дела, это была передача первого в мире электронного телевизионного изображения.


В начале двухтысячных годов  неподалеку от могилы ученого  началось масштабное жилищное строительство, свой «вклад» внесли и хулиганы-вандалы, в результате могила пришла в критическое состояние.

Благодаря общественной инициативе, и в первую очередь усилиям директора телецентра Л. С. Филипповой, что называется, всем миром были собраны необходимые средства на создание мемориала, и в 2005 году прах Бориса Розинга был перезахоронен, вспоминает  Мансур Салахутдинов, один из членов оргкомитета, директор Архангельского областного радиотелевизионного передающего центра.

В настоящее время в Архангельске есть единственная в России улица, названная в его честь, в Северном (Арктическом) федеральном университете есть именная аудитория. В 2020 году колледжу телекоммуникаций было присвоено имя великого ученого.

Но самое главное  именно в нашем городе бережно сохраняется память о Розинге. По инициативе Архангельского  ОРТПЦ ежегодно в день рождения Бориса Львовича первокурсники колледжа телекоммуникаций совместно с ветеранами и действующими сотрудниками предприятий связи и телекомпаний проводят на мемориале торжественные мероприятия в его честь.

Памятнику – быть!

Долгие годы идея о сооружении  именно памятника, а не мемориала на кладбище витала в воздухе, причем не только в нашем городе. В Интернете можно найти предложения и инициативы из Петербурга и Краснодара, с которыми Бориса Львовича в разные годы связывала научная и педагогическая деятельность. Однако до сих пор ни один проект так и не был реализован…

В Архангельске в очередной раз задумались об этом два года тому назад, когда отмечали 150-летие со дня рождения Розинга. Последней каплей стало  решение о присвоении Архангельскому колледжу телекоммуникаций имени Розинга.

За 90 лет своей работы техникум связи, а ныне колледж телекоммуникаций подготовил и выпустил в жизнь большое количество квалифицированных специалистов для  предприятий всех отраслей связи, рассказал директор учебного заведения Александр Топанов. Поэтому решение о присвоении учебному заведению имени ученого мы оцениваем чрезвычайно положительно и считаем, что это будет способствовать сохранению исторической памяти и преемственности поколений связистов.

Для подготовки проекта была создана инициативная группа, в которую вошли руководители Архангельского ОРТПЦ и колледжа телекоммуникаций, а также известные в регионе деятели культуры архитектор Дмитрий Яскорский и скульптор Сергей Сюхин. Команда получила предварительное одобрение со стороны городских властей на установку монумента рядом с главным корпусом колледжа.

С архитектурной точки зрения задача оказалась хоть и сложная, но вполне выполнимая. Колледж расположен  вдоль большой «вылетной» магистрали, где все объекты расположены линейно. У здания главного корпуса нет какой-то площади, площадки или сквера, пригодных для установки монумента. Поэтому была предложена идея использовать фасад здания и прилегающее к нему большое масштабное крыльцо.

Скульптура может быть размещена на ступенях, четко по оси входа, рассказывает Дмитрий Яскорский. – Очень важно, что при этом  она должна быть  не очень большой по размерам, но иметь сложную художественную форму.

Авторы предполагают, что бюст и постамент должны быть выполнены в едином материале, в идеале – из бронзы, так они будут сочетаться с фоном существующего символического оформления над крыльцом, которое выполнено из темного алюминия.

Мы понимаем, что за многие сотни лет скульпторами и художниками во всем мире придумано очень много архитектурно-планировочных решений и наши идеи не будут чем-то уникальным и революционным, считает Дмитрий Станиславович. – Тем не менее для Архангельска предлагаемый  нами вариант установки памятника будет весьма необычным и интересным.

С молодежным настроением

Как оказалось, у заслуженного художника России и обладателя общественной награды «Достояние Севера» Сергея Никандровича  Сюхина есть своя история о Розинге, с которой он идет по жизни вот уже много десятилетий.

В конце 60-х годов он, простой паренек из деревни в Верхнетоемском районе, приехал в Архангельск к дяде, художнику  Василию Вежливцеву. Поступив учиться в Лесотехнический техникум, на самом деле он усиленно готовился к поступлению в Московское художественное училище. И именно преподаватель физики в техникуме рассказал юношам о том, что модное в то время телевидение было изобретено не где-нибудь, а именно в СССР.

Нам преподавали разные предметы, в том числе и физику, и сопромат, прямо с первого курса, вспоминает Сергей Сюхин. – Мы привыкли к тому, что у нас многие ученые просто не делали патенты на свои изобретения, а если даже и делали, то на Западе их не признавали. Поэтому фамилия Розинг так крепко врезалась мне в память, что я ее до сих пор прекрасно помню, в отличие от курса физики.

Сергей Никандрович говорит, что ни минуты не раздумывал после того, как ему поступило предложение создать скульптурный образ великого ученого.

Я согласился, как и должен был сделать любой творческий человек, в знак огромного уважения к творческому человеку, каким, безусловно, был Розинг, рассказывает Сергей Сюхин. – К сожалению, сегодня в моде зачастую ложные герои и ложные «маяки», которые могут завести молодежь в тупик. По сравнению с ними Борис Львович – герой правильный, абсолютно положительный, всегда любивший свою Родину.

Говоря о будущем памятнике, скульптор подчеркивает, что в первую очередь он ориентировался на молодежную среду, поэтому макет получился живой, даже несколько в экстравагантном стиле.

Очень хотелось, чтобы он соответствовал молодежному студенческому настроению, поэтому Розинг весело и бодро  смотрит, немного взъерошен, воротничок стильно приподнят, рассказывает Сергей Никандрович. – Если сделать в классическом советском стиле, то получился бы бюст, требующий поклонения, и он не был бы нужен современной молодежи. На мой взгляд, наш памятник должен хорошо  вписаться в  студенческую среду и стать родным для студентов. Молодые люди должны знать нашу историю и гордиться тем, что изобретатели в России всегда были, есть и будут. И вполне возможно, что и они сами  станут изобретателями и авторами новых технологий во славу нашего Отечества!

 



Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 19 марта 2021 г.