23 марта 2021

В Архангельске презентовали проект реконструкции музея Ломоносова

В Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова основатели московского архитектурно-художественного холистического агентства «Послезавтра» представили свое видение современного музея Михаила Ломоносова. Аналогичная встреча прошла и в Холмогорском районе — в селе, где сейчас расположен музей.

В Архангельске презентовали проект реконструкции музея Ломоносова

В своем вступительном слове директор музея Николай Выморков обозначил наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается не только его учреждение, но и многие сельские музеи области. Это не только плохая материальная база, но и отсутствие интереса у посетителей.

– Особенно в музеях старой формации, – пояснил позже Николай Викторович.  – Нужно что-то с этим делать, но разговор всегда идет по кругу: было бы здорово, если бы пришел и вложился бизнес, однако этого никогда не будет. Бизнес в первую очередь заинтересован в большом потоке, в том числе финансовом, а сам по себе музей – дело совершенно неприбыльное. Единственный способ предотвратить вымирание сельских музеев – самостоятельно вытащить себя за косу из болота, как барон Мюнхгаузен. Проект, который мы сегодня представляли, это самый первый этап размышлений на тему того, что можно сделать с музеем и каким он может быть. Каким он должен быть, чтобы вновь стать интересным людям и существовать достойно. 

По ходу самой презентации стало понятно, что обновление действительно может решить не только сугубо технические проблемы, с которыми сотрудникам музея приходится сталкиваться практически ежедневно, но также позволит возродить интерес как у взрослых, так и у детей, став центром притяжения для семейного отдыха.

Музей М. В. Ломоносова расположен на родине известного учёного-энциклопедиста в селе Ломоносово Холмогорского района. Основная экспозиция музея была создана в 1980-х. В 2020 году музею исполнилось 80 лет, тогда же была начата работа по полному обновлению основной экспозиции. Агентством «Послезавтра» был разработан эскизный архитектурно-экспозиционный проект реконструкции музея.

Архитектурная концепция проекта исходит из того, что Центральный музей М. В. Ломоносова занимает здание бывшей сельской школы и двух одноэтажных корпусов, построенных в начале 2000-х. Рядом с ними расположен амбар с экспозицией крестьянского быта. В центре нижней грани прямоугольника – исторический пруд, по преданию, выкопанный отцом гения Василием Ломоносовым.

Вход туристических групп на участок организован вдоль длинной стороны участка, мимо пруда к школе и амбару. Михаил Васильевич Ломоносов – самородок Курострова. Он появился здесь, в окружении северной природы, на берегу Двины. Движимый жаждой знаний, отправился в Москву, потом в Киев, Марбург, наконец, в Петербург. Он возник в бездне неведения из ниоткуда при свете северного сияния, корпел над книгами, постигал науки и стал одним из самых образованных людей своего времени.

Подобно ему, наш музей возникает в недрах Архангельской земли. Здесь внезапно образуется тектонический разлом, вулканическая кальдера, вмещающая в себя расширяющуюся вселенную научного знания, центром и перводвигателем которого становится Михаил Ломоносов – первый российский академический ученый.

Музейная территория заболачивается водами с полей. Новый, частично углубленный в землю, экспозиционный корпус музея будет блокировать попадание на участок воды. Грунт послужит естественной теплоизоляцией здания, минимизируя теплопотери. Здание, помимо всего прочего, будет еще и энергоэффективным. 

Школа и новое здание музея предлагается соединить крытым переходом с пандусом. Кровля перехода, как и экспозиционного корпуса, будет зеленой. Кафе, библиотека, зал для временных выставок и гостиница располагаются в двухэтажном корпусе. На холме располагаются арт-объекты и объекты благоустройства. На участке организуется новая дощатая дорожно-тропиночная сеть.

На назревшей уже давно необходимости кафе и небольшой, на 8–10 человек, гостиницы во время своего второго, завершающего презентацию выступления отдельно акцентировал внимание Николай Выморков. Учитывая размеры области, их отсутствие становится препятствием для посещения в выходные дни не только жителями других регионов России.

– В то же время село Ломоносово логистически ближайшая точка от Архангельска, где есть что-то действительно интересное. Богатая культура, музей, история, и мы в проекте постарались аккумулировать то, чего не хватает, чтобы люди с комфортом могли к нам приезжать еще и еще. Добавили гостиницу, кафе, библиотеку, зону отдыха, арт-объекты снаружи и интересное современное наполнение внутри. Нам кажется, что это все довольно перспективно – добавил Николай Викторович в интервью после презентации. 

В амбаре разместится косторезная мастерская. Его планируется перебрать, отремонтировать и передвинуть ближе к пруду – объекту исторического наследия. На втором этаже мастерская будет совмещена с кладовой материалов и готовых изделий. Возможна организация сувенирной лавки.

На первом этаже рабочее пространство включит в себя выставочный зал и стол для совместной работы, где на мастер-классах посетители смогут перенимать мастерство профессионалов.

При взгляде на комплекс со стороны мемориального пруда зрителю в первую очередь открывается перемещенный к пруду амбар, а за ним школа и гостевой блок с кафе на первом этаже. Обитаемый склон холма, одновременно служащий крышей для зала центральной экспозиции, с этого ракурса будет лишь слегка виден. Он террасирован и приспособлен для круглогодичной зоны отдыха. Это может быть амфитеатр для концертов, ночных кинопоказов или лекций по астрономии под открытым небом, место для пикников, смотровая и детская игровая площадки.

Правое крыло комплекса заканчивается гостевым блоком, содержит в себе выставочный зал, библиотеку, хранение и сервисные помещения музея. Фасад и кровля облицованы доской в традициях северного русского деревянного зодчества. Этот декоративный прием, а также масштаб здания позволяют новому музейному комплексу вписаться в архитектурный ансамбль окружающего его села.

Экспозиционная концепция проекта, в свою очередь, подчеркивает тот факт, что Михаил Васильевич Ломоносов, пожалуй, первый фундаментальный российский ученый, преуспевший во многих областях научного знания: от физики и оптики до химии и метеорологии. Он предположил существование Антарктиды до того, как она была открыта, и изобрел новую схему телескопа, теперь известную как схема Геккеля–Ломоносова.

Его корпускулярная теория предвосхитила появление теории молекулярного взаимодействия, принятой в современной науке. Что уж говорить об оде северному сиянию, азбуке и грамматике? Вместе с тем его знания, будучи передовыми для XVIII века, сейчас соответствуют знаниям прилежного старшеклассника, а фундаментальная наука прошла за три века гигантский путь. Такой, что теории Ломоносова имеют в ее рамках исключительно историческую ценность.

Так сейчас выглядят обновленные экспозиции музея.

Невольно встает вопрос: как актуализировать то, что делал Ломоносов, как построить историческую экспозицию, чтобы она отвечала современному уровню научных знаний теорий, которые интересны и о которых хочется размышлять? В данной концепции Ломоносов – перводвигатель расширяющейся вселенной научного знания.

Входя в основной зал музея – «голову Ломоносова», зритель сталкивается с материальными артефактами, связанными с научно-практической деятельностью ученого. Это и научные приборы, такие как телескоп, горизонтоскоп, плотностометр; и его изобретения, например пружинный вертолет; и артефакты – камень из основания первой химической лаборатории; и документы, тот же статут об основании Московского университета; и произведения искусства – копия мозаики из смальты, выплавленной Ломоносовым.

Каждый из этих материальных предметов оснащен механизмом интерактивной активации. При контакте с посетителем или группой посетителей активируется сценарий, демонстрирующий рассказ об истории данного изобретения и его месте в историческом научном контексте. Также сценарий содержит некую перспективу научного знания, которая позволяет понять тот путь, который прошла наука с XVIII века до наших дней.

Эта часть экспозиции располагается внутри полукруглых капелл, окружающих каждый из артефактов. Между капеллами или сквозь них можно попасть во внешнее пространство зала и увидеть здесь совершенно другую экспозицию. Это полномасштабная картина современного научного знания, содержащая самые свежие факты и теории. Таким образом, из трех планов – артефактов, связанных с научной деятельностью Ломоносова, диаграмм развития научного знания с XVIII по XXI век и экспозиции о современной науке – складывается постоянно расширяющийся научный космос Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Лобазов, архитектор АХХА «Послезавтра», в беседе после презентации еще раз подчеркнул, что Михаил Васильевич Ломоносов – автор многих фундаментальных открытий, плодами которых мы будем пользоваться и сотни лет спустя. Поэтому так важно то, что пространство экспозиции гибкое и позволяет вносить на периферии выставочного зала любые изменения и дополнения. Он также выразил уверенность в том, что музей Ломоносова – крайне важный объект как для Архангельской области, так и для России в целом. Потому что Михаил Васильевич – гордость не только для своей малой родины, но и для всей страны.

Для конструкции капелл предполагается использовать синтетический материал переменной прозрачности, которой можно управлять с помощью электрических импульсов. В непрозрачном состоянии стены капелл будут служить для проецирования визуальной информации, описывающей путь, который прошла научная мысль с XVIII по XXI век. В прозрачном – через них будет открываться вся перспектива научной Вселенной.

На музейной территории предлагается установить интерактивные модели разнообразных приборов и механизмов, разработанных великим ученым. В качестве примера приведена морская астрономическая обсерватория – это обсерватория-тренажер для производства многих морских наблюдений на суше.

Сделана из брусьев и может при помощи канатов двигаться наподобие корабля; ночезрительная труба, которая увеличивает угол зрения, повышая способность различать предметы при различном освещении; башня для проведения оптических опытов; большой пендул – прибор, сделанный Ломоносовым для измерения изменений силы тяжести и приливной силы.

Этот центроскопический маятник, реагирующий на вариации силы тяжести из-за влияния Луны и Солнца, он установил у себя дома; анемометр Ломоносова – прибор, в котором впервые в истории метеорологии для измерения скорости ветра применена крыльчатка, так часто используемая для той же цели в наше время; и аэродинамическая машина Ломоносова, предназначенная для изучения атмосферных явлений, модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Важно подчеркнуть, что все модели предлагается сделать не только действующими, но и игровыми. Это очень важный момент для вовлечения детей в процесс познания и реализации образовательной функции музея.

– Вообще, на мой взгляд, практически любой музей несет образовательную функцию уже самим фактом своего существования. Вопрос лишь в том, насколько эффективно и насколько она интересна современному школьнику, – рассказал директор музея Николай Выморков. – Это очень важный вопрос и тем более актуальный, когда речь идет о Михаиле Васильевиче Ломоносове, ведь если его идеи были передовыми для своего времени, то сейчас без эффектной и, как следствие, эффективной подачи материала о нем сложно современному ребенку или подростку объяснить, насколько выдающимся человеком он был тогда и что его путь любой может повторить сейчас, в современных реалиях.

Вопросы после презентации были самыми разными: от технических, касающихся котельной, канализации, отвода грунтовых вод, до концептуальных – впишется ли такой дизайн в окружающие пейзажи и не вызывает ли круглое окно и насыпной холм у самих авторов концепт-проекта аналогий с  домиком хоббита.

Имея большой опыт разработки как для столичных музеев, так и для музеев малых городов, основатели московского архитектурно-художественного холистического агентства «Послезавтра» учли все изначально, внеся все пункты в смету ориентировочной стоимости строительства музея и подробно ответили на все возникшие, в том числе у специалистов отрасли, вопросы, ведь невзирая на опыт на тщательную разработку концепции было затрачено четыре месяца.  Итоговая сумма, необходимая на реконструкцию, составляет около 400 млн рублей.

Ну и конечно, главный в такой ситуации вопрос – где взять деньги на воплощение благого начинания в жизнь? По словам Николая Выморкова, наличие данного эскизного архитектурно-экспозиционного проекта, профинансированного администрацией Холмогорского района как учредителем музея, позволит заявляться на федеральные гранты, а первые эскизы уже показались интересными губернатору Архангельской области, и именно по его поручению просчитывалась примерная смета расходов.

По оценкам специалистов АХХА «Послезавтра», срок реализации всех работ от детального архитектурного плана до сдачи всех объектов может составить три года даже с учетом работ на островной местности. То есть, если начать работы в 2021 году, в год 310-летия со дня рождения М. В. Ломоносова, вполне реально успеть завершить их к празднованию  300-летия Российской академии наук в 2024 году.

Андрей Калиниченко

Поделиться
91095