В Архангельске отгремел XXVIII фестиваль уличных театров

В столице Поморья прошел ежегодный фестиваль уличных театров, проводимый Архангельским молодежным театром с 1990 года. За это время он стал настоящим брендом города и региона, собирая на своих площадках не только местных, но и приезжих зрителей. Он является одним из самых крупных культурных фестивалей Архангельской области, повышающих туристическую привлекательность области, способствующих развитию Поморья.

Вот уже третий год фестиваль по объективным причинам носит статус Всероссийского, хотя ранее его программа выстраивалась в первую очередь из выступлений зарубежных артистов. Впрочем, представления русских коллективов ни в коем разе не уступают иностранным, а может быть, даже в чем-то их превосходят.

В лучших декорациях

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что набережная Северной Двины – одно из самых живописных мест для отдыха в городе. Именно там, у центра ГИМС на фоне местной достопримечательности – реки – состоялось грандиозное открытие фестиваля.

Задала жару в прямом и переносном смысле студия оригинального жанра Butterfly, устроив огненное шоу под аранжированную песню группы «Альянс» «На заре». Артисты продемонстрировали ловкость в исполнении трюков с горящими факелами, чем вызвали восторг у зрителей, предвкушающих радость от представлений самых заметных уличных коллективов со всей страны.

– Фестиваль несет огромную миссию – развивает культуру уличных театров не только в Архангельске, но и во всей России. Он расширяет пространство своего влияния и объединяет разные культурные направления. Пусть огонь, который мы сейчас наблюдали, горит все фестивальные дни! – приветствовала зрителей министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.

Областное министерство культуры выступило одним из спонсоров. Также финансово поддержали фестиваль группа компаний «Титан», ЗАО «Лесозавод 25», АО «Архангельский ЦБК», финансовая корпорация «Уралсиб», администрация города. Также в этом году на проведение мероприятий был выигран грант Президентского фонда культурных инициатив.

Кульминацией открытия стал перформанс самарского уличного театра «Пласитилиновый дождь». «Ловцы снов» включали в себя и театр кукол, и акробатические номера, и пластические элементы. Все это закрутилось на круглой металлической конструкции, подвешенной на строительном кране на высоте пятиэтажного дома, которая стала основным местом развития сюжета – борьбы ловцов снов, охраняющих добрые сновидения, с кошмарами. Благо все закончилось тихо и мирно – все герои пришли к консенсусу, образовав большой амулет, защищающий от тревожных снов наш город.

Еще одним перформансом, декорациями для которого выступила Северная Двина, стало «Исходное положение» петербургского коллектива «Танцкружок». На спуске на пляж в районе площади Мира развернулось немое представление. Четыре перформера – двое мужчин и две женщины – в течение получаса пытались отыскать свое место. Переставляя свои стулья с места на место, они все время были в движении, пытаясь принять исходное положение. И видимо, все-таки его нашли, когда один из участников покинул площадку, оставив зрителей в недоумении.

На потеху детворе

Пожалуй, самые яркие представления для детей прошли на территории «Потешного двора». Необычные сюжеты и яркие костюмы артистов идеально вписались в антураж архангельского парка развлечений, а на фоне разноцветных каруселей смотрелись еще более волшебно.

Новый спектакль артиста цирка «Дю Солей» Андрея Кислицина (Санкт-Петербург) «Петрушка-Андрюшка» вызвал особый интерес у маленьких зрителей. История клоуна, который исполняет желания и взрослых и детей, привела в восторг собравшуюся публику.  Эпатажный клоун со вставной челюстью, делающей его похожим на Джокера, нисколько не напугал малышей, а, наоборот, завораживал своими нехитрыми действиями. То он крутился в большом обруче, то делал из шариков-колбасок разные фигуры, то просто смешил народ своими неуклюжими действиями. В конце же, вывалив на толпу детей гору шариков-колбасок, он привел в восторг и без того полюбившую его за те недолгие полчаса публику.

Вместе с артистами из коллектива «Легкие крылья» (Альметьевск) дети с родителями продолжили путешествие по территории «Потешного двора». На время парк аттракционов превратился в портал между волшебным миром и нашим.

Спектакль-променад «Албасты» познакомил маленьких зрителей с героями тюркского фольклора. Албасты – это злые женские духи, но с архангелогородцами они были очень даже дружелюбными, ведь как можно злиться рядом с такими гостеприимными хозяевами. Костюмы артистов были изготовлены из полиэтиленовых разноцветных пакетиков, что вызывало восторг детей – все тянулись их погладить. И небольшая техническая заминка, возникшая в самом начале, даже сыграла на руку желающим прикоснуться к волшебным героям.

А у нас во дворе

В 2022 году лидеру культовой группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Поклонники творчества коллектива по всей стране активно отмечают эту памятную дату. Вот и организаторы фестиваля уличных театров не могли не включить в программу спектакль о нем.

Театр «ЦЕХЪ» из Санкт-Петербурга представил на суд зрителей постановку «Апрель». Вообще этот коллектив не единожды бывал в Архангельске. Местные ценители театрального искусства уже смотрели в разные годы их спектакли «Анна Франк» и «Магда» на фестивале «Европейская весна», тоже проводимом молодежным театром.

Для показа было выбрано не совсем обычное место – гаражи недалеко от клуба «Колесо». Разрисованные граффити стены, оранжевые «жигули», натянутая с одного ряда гаражей на другой полиэтиленовая пленка, закрывающая артистов от дождя (а на первом показе он был), слова «Цой жив», написанные на металлической бочке… – все создавало атмосферу андеграунда, представителем которого и был музыкант.

В живом исполнении звучали хиты и менее известные песни группы. К каждой из них была придумана своя история, которая содержала песенный посыл. «Восьмиклассница», «Пачка сигарет», «Группа крови» – казалось, что зрители знали слова всех композиций.

Пожалуй, на показе этого спектакля была самая разновозрастная публика: от молодежи, для которой Цой – это мифический герой перестроечного времени, до довольно пожилых людей, для которых музыкант стал символом их юности.

В другом дворе города – возле Дома молодежи – развернулась еще одна история. «Конь тут ни при чем» – новый спектакль архангельского коллектива «ТабурЭ Театр», выступающего в жанре пантомимы и клоунады.

С бродячим театром случилась беда – в повозке, на которой путешествовали артисты, застрял конь. Кто виноват и что делать? Этими вопросами герои решили не заморачиваться, а просто продолжили делать то, что умеют, – показывать представления. И делают они это уже на протяжении долгого времени, отстраняясь от своей насущной проблемы.

Голова, торчащая с одной стороны шатра, и ноги, периодически подрыгивающие с другой, – совершенно никого не смущали: ни самих горе-путешественников, ни зрителей. Главное, что на шпиле осталась фигурка гуся, вырезанная из картона, видимо символа их театра.

Эта разношерстная компания показывала собравшейся публике все свои таланты. Здесь и дрессированный мишка, садящийся на шпагат; и его хозяин – конферансье театра, читающий, между прочим, в перерывах между представлениями «Газету Архангельск»; и влюбленная пара музыкантов, распевающая песню из кинофильма «Формула любви» «Уно, уно, уно, ун моменто»; и незадачливый дрессировщик гусей, а точнее – одного гуся, видимо прототипа того, что на верхушке шатра.

Представление бродячих артистов, которое увидели зрители фестиваля уличных театров, было далеко не первым и, надеемся, не последним для них. Пусть так будет и с фестивалем уличных театров, который пройдет в следующем году 29-й раз. А там и юбилей не за горами.

Александра Коковина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 29 июня 2022 г.