6 июля 2022

В Архангельске народные мастера обсуждали, как сочетать традиции и креатив

Череда мероприятий под общим брендом «Белый июнь» в Архангельске продолжилась праздником народного творчества, площадками которого стали Петровский парк, площадь перед драмтеатром и Дом народного творчества. В последнем прошел VIII съезд народных мастеров и специалистов по традиционной народной культуре «Декоративно-прикладное искусство в XXI веке: традиции и инновации».

В Архангельске народные мастера обсуждали, как сочетать традиции и креатив

Начался съезд, который проходит в регионе с 2005 года, с выставки «Сокровищница России – ремесленные традиции Пинежья», где представлены работы умельцев – гончаров, вышивальщиц, резчиков по дереву и других мастеров. Открывая выставку, директор Дома народного творчества Руслан Боднарук сказал:

– Обращение к народной культуре является одной из основ нашего бытия, нашего существования. Народная культура всегда была основополагающим элементом мировоззрения нашего народа. И эта замечательная выставка демонстрирует всю красоту народной культуры.

Еще раз хочется поздравить вас всех с открытием выставки и поблагодарить наших коллег за то, откликнулись на нашу просьбу и привезли эту красоту в Архангельск.

Начальник отдела по культуре и туризму Пинежского района Леонид Житов обратился к собравшимся:

– Тридцать лет работает в Карпогорах районный Дом народного творчества, очень многое в нашем доме делается и сохраняется. Сейчас написана концепция его развития. Наш Дом творчества является образцом для других.

– Масштаб съезда растет, – заявил на церемонии открытия съезда зампред правительства области Иван Дементьев. – Планомерная поддержка правительства области дает заметный результат. Нам есть кем и чем гордиться.

Он особо отметил творческие коллективы, «носителей и хранителей традиций», подчеркнул необходимость включения традиций в современный контекст интеграции их в существующее образовательное и культурное пространство.

Почетный гражданин Архангельска, основатель Школы народных ремесел Владимир Бурчевский отметил:

– Задача – поднять статус и значимость мастера в развитии самобытной художественной культуры Архангельской области. – При этом, – добавил Владимир Николаевич, – необходимо уделить особое внимание развитию мужских ремесел, так как женские – шитье, рукоделие – активно развиваются, а вот с мужскими занятиями дело обстоит похуже.

Советник ректора знаменитой Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, завкафедрой истории искусств Кирилл Гаврилин начал с рассказа об учебном заведении, которое сегодня имеет филиалы в ряде городов России (Нижний Тагил, Кострома, Абрамцево и т. д.).

– Ремесленничество, народные промыслы – важная часть экономики, индустрии, – высказался он. По словам Кирилла Гаврилина, Архангельск – это открытые ворота России, здесь и еще в южнорусских регионах лучше всего сохранились культурные традиции. Но если на юге они в основном остаются в архаичной, консервативной форме, то «культура Русского Севера всегда была прогрессивной, связанной с современной технологией и индустрией начиная с позднего Средневековья».

Необходимо изучать и опыт других стран, считает он. Например, Италии, где в каждом городке традиционные промыслы и ремесла успешно интегрированы в современные креативные индустрии: производство мебели в стиле рококо, сумки, расшитые бисером, и т. д. Во Франции при господдержке работают небольшие семейные производства. Любители старины, коллекционеры могут приобрести такие «пережитки» феодальной эпохи, как плюмажи, пуговицы из рога и кости, сделанные современными мастерами из разных регионов страны, в каждом – собственный бренд.

О важности локальной идентичности, актуализации традиций для продвижения местной продукции говорила и руководитель проекта «Мастера» Ксения Карпова. Использование исторического контекста, местного колорита, региональных особенностей («гений места») она продемонстрировала на примере Петрозаводска («Калевала» – включение мифа в современный контекст); Омска (родина рок-музыканта Егора Летова); Иванова (текстильная столица и родина первого Совета), Мышкина (Музей мыши). В Архангельске она отметила бренд «Доска. Треска», вывески некоторых магазинов, выделяющиеся своей самобытностью.

Сохранять культурное наследие, менять отношение к историческому наследию, формировать его позитивный образ за счет осовременивания – таковы принципы, следуя которым можно делать уникальный местный продукт, создавать добавочную стоимость вещам, завоевывать рынок.

Анатолий Беднов

Поделиться
127811