Уроки труда

MG 0266 73d1f

– Мне неинтересно делать табуретки, – вот так, с места в карьер, начал разговор со мной Александр Николаевич Беляков, учитель труда школы № 2.– И ребятам неинтересно. Ведь когда все делают одно и тоже, нет действия, нет объединения людей. Интереса нет.

Метод проектов

Да, табуретки и мне смотреть было бы неинтересно, да и вряд ли бы журналист заинтересовался учителем труда, чьи ученики из года в год делают табуретки или почтовые ящики. А Александром Беляковым интересуются, и еще как, – учитель гордо показывает мне целую папку публикаций о проектах, которые были реализованы ребятами под его руководством.

Вот уже более десяти лет Александр Николаевич работает по методу проектов.

– Каждый год мы с ребятами придумываем, чем бы нам этаким заняться, – рассказывает педагог. – Как правило, долго обсуждаем, хотя были случаи, что решение приходило само собой – из окружающего мира, поездок, исторических дат.

Проект – это не просто задумка, это тщательная работа над содержанием, деталями, историей и технологией изготовления.

– У нас все серьезно, – делится секретами Александр Беляков. – Задумав проект, мы готовим детальное описание с чертежами и схемами, с историческими справками и фактами. Здесь, – смеется учитель, – уже и непонятно, кто у кого учится: то, что касается технологии и того, как что-то сделать, – я ребятам помогу и посоветую, а вот в вопросах истории, как правило, они учат меня.

Увлекаются проектами целыми классами, задерживаясь после уроков и проводя все свободное время в мастерской. Для решения многих вопросов подключают родителей.

А началось все с русской деревни, макет которой Александр Беляков собрал вместе с учащимися.

– Это ведь был не просто безжизненный макет, – рассказывает учитель. – В деревне светились окна, мы провели электричество, ведь это были уроки труда.

Дальше – больше: космодром Плесецк с взлетающими ракетами, макет оборонного предприятия Севмаш, действующий лесопромышленный комплекс, проект детского парка и аэропорта для Новодвинска. Горожане наверняка помнят Малые Корелы, Соловецкий, Артемиево-Веркольский и другие монастыри Поморья, из последних – танковое сражение на Курской дуге, Дервиш и Куликовская, Бородинская битвы.

Мини-комбинат

В этот раз в год 75-летнего юбилея градообразующего предприятия руководству АЦБК, представителям учреждений Новодвинка представили новый макет – на огромном столе в классной комнате уместился Архангельский ЦБК.

Тут все по-настоящему, только меньше.

– Вот здесь на наш комбинат приходит лес, – начинает свою экскурсию для воспитанников детских садов Александр Николаевич. – Его поднимают из воды специальным краном и отправляют на склад. Дальше бревна отправятся в длинное путешествие, чтобы в итоге стать бумагой.

Глядя на макет, поневоле удивляешься размаху целлюлозно-бумажного производства, расположенного за забором на улице Декабристов. А ведь там территория больше, чем сам город. Там свои дороги, здания, магистрали.

– Мы, конечно, не совсем точно воссоздали комбинат, – улыбается Александр Беляков. – Только главные и легко узнаваемые объекты. Остальное – плод фантазии ребят. Но, как признал Дмитрий Зылев, генеральный директор АЦБК, получилось очень похоже.

Стоит отметить, что школьники даже побывали на режимном объекте, увидели, как работают основные производства, проследили технологическую цепочку от бревна до готовой целлюлозы.

– Там не все можно было фотографировать – есть секретные объекты, – рассказывает Александр Николаевич. – Но общее представление о том, как работает наш комбинат, ребята получили.

Макеты Александра Белякова всегда отличало и то, что они «живые»: окна светятся, поезда ездят, пушки стреляют.

– Мы, если честно, не очень хотели браться за этот проект, ведь в нем нет динамики, движения, – признается учитель. –

А делать просто стоящие здания неинтересно ни мне, ни детям. Но придумали, как можно оживить промышленный объект.

Действительно, в макете есть и действующий радиальный кран, способный поднять и переместить из реки вязанку бревен, и железная дорога с поездом и вагонами с лесом, и колесные корабли, на которых раньше таскали плоты…

IMG 0009 b308d

Своя бумага

– Макет был бы неполным, если бы мы не придумали, как сделать настоящую бумагу, – делится с нами Александр Беляков. – И ведь придумали, изучив литературу.

Линия по изготовлению бумаги смонтирована в соседней мастерской: обрезки газет в качестве сырья, ведро вместо варочного котла, старый утюг заменяет сушильный пресс – здесь учитель наглядно объясняет, как делается бумага.

– Процесс удивительно простой, и каждый может его повторить в домашних условиях, – говорит Александр Беляков. – Но главное, что в итоге у каждого получается лист «своей» бумаги.

Лист серой, плотной и чуть влажной бумаги получился и у нас, с интересом окунувшихся в процесс журналистов. А представьте, как интересно здесь школьникам!

Пока макет экспонируется в школе № 2 и экскурсии по нему проводит сам Александр Беляков вместе со школьниками, участвовавшими в его создании. Но уже сегодня высказываются идеи о том, чтобы перенести комбинат в миниатюре в другое, более доступное для всех желающих место. Например, во Дворец культуры…

Ну а Александр Беляков, как видно, на этом макете останавливаться не намерен. «Учитель мечты» – так однажды назвали Александра Белякова новодвинские журналисты, и, глядя на этого человека с огоньком в глазах, веришь, что ему удается воплощать мечты в жизнь – впереди у него новые проекты и интересные идеи.

В очередной раз взглянув на многочисленные папки с проектами учеников Александра Николаевича, я грустно подумал о тех многочисленных безликих табуретках, которые мы на уроках труда собирали с одноклассниками…

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 27 марта 2015 г.