13 сентября 2022

Уникальные поморские суда в Шойне представляют интерес для исследователей

В заполярном селе Шойна Ненецкого автономного округа, дома и строения которого засыпает песком, находятся останки деревянных парусно-моторных ботов. Это промысловые суда середины ХХ века. Конструкция была типовой, их строили  на нескольких судостроительных предприятиях, в том числе и на Соломбальской судоверфи Архангельска.  

Уникальные поморские суда в Шойне представляют интерес для исследователей

В чем ценность этих находок для исследователей и историков деревянного судостроения рассказывает новая выставка на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске «Алый парус в Белом море».

Все желающие до 11 октября смогут увидеть оригинальные чертежи моторно-парусных ботов из архива Соломбальской судоверфи и фотографии, сделанные во время летней беломорской экспедиция экспедиции руководителя клуба «Морские практики» Евгения Шкарубы в Шойне.

– Когда мы отправились в экспедицию, нам говорили, что на берегу Шойны лежит пять ботов, – рассказывает Евгений Шкаруба. – Но когда мы добрались до этого места и увидели их вживую, то поразились: эти суда так похожи на те, которые мы строим на верфи. Поморские боты произвели на всю команду очень сильное впечатление, мы думали, что таких судов уже и не существует. Но как оказалось, их еще можно найти. Еще одно такое судно обнаружили в Кандалакше. Экспедиция дала уникальную возможность познакомиться с технологией строительства прошлых времен.

Федор Пильников – консультант по проектам, связанным с архивом Соломбальской судоверфи, в качестве идеи на будущее предложил организовать туристические поездки для судостроителей в Шойну.

– Все то, что они исследуют на чертежах, можно найти там и посмотреть вживую. Но с таким туризмом нужно быть осторожнее: путешественники могут не сохранить то, что находится там сейчас, – отметил Федор Пильников. 

В следующем году команда экспедиции планирует вновь вернуться в Шойну и попробовать  вывезти часть обломков поморских ботов. Потому что они хранят в себе уникальное историко-культурное наследие. Еще пару лет назад там находилось пять ботов в хорошем состоянии. В прошлом году прошел сильный шторм, и боты сильно поломало.

– Как их вывезти оттуда — неизвестно, если  поднимать корпус, то все сразу рассыплется, – рассуждает Евгений Шкаруба. – Я считаю, что такие вещи нужно обязательно спасать, но насколько это реально, сказать сложно. Мы попытаемся договориться с транспортной компанией, которая перевозит в Шойну разные грузы. Кстати, из частей, которые там лежат, реально собрать один бот, все механизмы и детали сохранились замечательно.

Эти останки действительно являются ценным материалом для исследователей и историков деревянного судостроения. На выставке представлен еще и бортовой клюз – фрагмент конструкции одного из судов, доставленный как раз из Шойны в Архангельск.

Организаторы постарались выложить чертежи именно так, чтобы они повторяли элементы, которые присутствуют на фотографиях. Так, например, на чертеже 1945 года неизвестный работник верфи покрасил паруса промыслового судна в красный цвет. Что сподвигло человека совершить такой поступок? Хулиганство или романтика? Хочется думать, что второе. В таком виде, с раскрашенными парусами, чертеж сохранился до наших дней.

Уже в 60-х годах в производственной программе Соломбальской судоверфи ботов нет. Их век закончился, некоторые из них сгорели, утонули, исчезли, а фрагменты, которые находятся в Шойне, уцелели чудом.

Полина Николаева

Поделиться
131271