19 февраля 2015

Удивительное рядом: Арктика навынос

В норвежском Киркенесе прошел крупнейший фестиваль современного искусства в Баренцевом регионе

Танец человека и машины

В этом году открытие одиннадцатого по счету Баренцспектакля проходило в промышленной зоне газоперерабатывающего завода коммуны Сер-Варангер. Путь к нему указывали маленькие свечки, расставленные в снежных сугробах. Из декораций — индустриальные ангары, легкий мороз, снег. На освещенной площадке – один из главных героев — мощный экскаватор. Чуть поодаль, на возвышенности толпятся и прибывают зрители. Как позже отметили организаторы, на шоу французского коллектива «Beau Geste» собралось более двух тысяч человек. Мужчина в белой рубашке, появившийся из дымки, тянет руки к огромной машине. Железная глыба отвечает ему, плавно склоняя ковш — толи голову, толи руку. Под оперное пение, звуки фортепиано и скрипки, они кружатся, отталкивают и обнимают друг друга. Кто бы мог подумать, что экскаватор может быть таким элегантным и живым? Трактовок множество – от тем экологии, индустриализации и роботизации современного общества до вопроса, кто все-таки сильнее, живое существо или механизм? Ромео и Джульетта, Россия и Америка, а может, это просто сон любителя одушевленных механизмов Леонардо да Винчи, — придумать можно все, что угодно. — Мы показывали это шоу во многих странах мира, в том числе в России, — поделился после выступления танцор Филипп Приасо. – Конечно, условия здесь довольно экстремальные, но для нас это вроде очередного приключения. Подготовка шоу конкретно к этой площадке заняла три дня, мы заменили музыку, добавили больше оперных партий и немного поработали с движениями танца.

Мысли в головах как цель

Баренцспектакль не зря называют культурно-политическими коктейлем. И это не только из-за параллельно проходящей с выставками и перформансами Киркенесской конференции. По канонам современного искусства, фестивальные выставки, дискуссионные площадки, концерты, мастер-классы, инсталляции и семинары, призывают к размышлению и обсуждению не только проблем приграничных территорий, но и глобальных вопросов, касающихся всего мира. Темой этого года организаторы из кураторской группы «Девушки на мосту» выбрали слоган «Возьми Арктику с собой» или «Арктика на вынос». Как считает арт-директор Андреас Хоффманн, в современном мире люди хотят быстрее получать результат, не вдаваясь в содержание. — Арктика – место, где сосредоточены ресурсы – нефть, газ, горная и рыбная промышленность. При этом мы только берем, но что мы даем взамен? — поделился он. — Наша цель поселить в умах людей мысли. Возможно, они станут понятны только через неделю или месяц. Я много путешествую через границу, и знаете, у нас очень много талантливых людей. Это так волнующе находить новые таланты, привозить их в Норвегию, где есть шанс показать себя перед европейской аудиторией. Наблюдать за тем, как они растут и совершенствуются. По словам Андреаса, о теме нового Баренцспектакля они пока не думали, но уже сейчас у них есть идеи развивать направление современного искусства в Архангельске.

Всматриваясь в холодильник

Традиционно для помощи в проведении такого большого мероприятия фестиваль созывает волонтеров из стран Баренцева региона. Архангельскую область в Киркенесе представили организаторы северного фестиваля «Тайбола» — Илья Кузубов, Александр Менухов и Ульяна Тюпышева. Выставка, закрепленная за Ульяной, — это шесть холодильников, расставленных в просторной комнате. В морозилке каждого из них вмонтирован монитор, транслирующий один и тот же ролик определенного художника-режиссера. К размышлению предлагаются вопросы об идентификации саамов на Крайнем Севере, цензура, концепт бессознательного, смысловые коннотации слов и специфика человеческого общения, взаимодействие воображения и природы. — Моя работа заключается в том, чтобы следить за выставкой, — объяснила Ульяна. – Мы приехали на несколько дней раньше и помогали ее монтировать. Я рассказываю людям на русском и английском об авторах, идее экспозиции, если это требуется. Интересно следить за реакцией посетителей. Каждые полчаса сюда приходят группы школьников от самых маленьких до старшеклассников. Особенно запомнился мальчик, который посмотрел ролик «Наблюдаемая вселенная», длительностью 20 минут, от начала до конца. Группа ушла, а он с сопровождающим так и остался сидеть на стуле, всматриваясь в холодильник. По словам Ульяны, работать приходится не очень много. В распоряжении волонтеров – горячая еда, ночлег и посещение любых мероприятий в свободное время. Кстати, в Норвегии тайболовцы времени не теряли. Помимо того, что им удалось посмотреть, как делается Баренцспектакль изнутри, в один из вечеров для желающих, они устроили презентацию своего собственного фестиваля.

Пришельцы из космоса

Честно признаться, за эти несколько дней в Киркенесе я увидела больше странных вещей, чем за всю свою жизнь. Каждый день по главной улице города строем проходили зеленые человечки, прибывшие к нам, очевидно из космоса. Артисты швейцарского коллектива «DA MOTUS!» спускались на землю по самому настоящему самолетному трапу, который организаторы разместили рядом с обычным домиком. Инопланетяне то синхронно передвигались словно роботы, то замирали рядом с лестницей или столбом, пытаясь замаскироваться под окружающую среду, то заигрывали с прохожими. В Киркенесской школе перформатор из Финляндии Юха Валкеапа предлагал местным ученикам поучаствовать в казни, закидывая тряпочную женщину камнями из ткани, или разрывая на части мужчину, привязанного веревками за руки и ноги к лошадям. Жутко было наблюдать, как дети с радостью вызывались быть ассистентами по казни. Однако Юха считает, что это нормально. — Для них это всего лишь игра, многие сейчас увлечены компьютерными играми, где нужно убивать людей, — поделился он. – Вообще-то постановка длится два часа, но я сократил ее до сорока минут. Моя главная идея – показать, что любой человек может оказаться по разные стороны происходящего и стать жертвой, преступником или полицейским. В финале, на глазах у девочек я видел слезы. Другой, завораживающий перформанс «Shrink» мы с коллегами прозвали «люди в вакуумной упаковке». Изначально по задумке автора из Тромсе Лоуренса Малстафа он должен был разместиться в городском торговом центре, но там оказалось слишком мало места, и действо переместилось в ангар. В центре — железная конструкция, к которой подвешены два больших пластиковых пакета с липучками. В полной тишине выходят четверо. Двое залезают в пакеты. Те, что снаружи синхронно нажимают кнопку на пульте управления. Воздух из пакета стремительно высасывается. Кислород подается внутрь через маленькую трубочку сверху. После – люди меняются местами. Все это длится полчаса. В какой-то момент появляется чувство, что тебе самому нечем дышать. Как говорят артисты, внутри упаковки, с воздухом все в порядке, более того, ощущения внутри сродни медитации. И опять-таки, каждый может трактовать происходящее, как ему вздумается. Для автора, например, это ответственность одной страны за то, чем дышит другая, а также метафора на консьюмеризм. — На самом деле внутри совсем не страшно, если найти удобное положение, то тело будет отдыхать, — уверен танцор из Мурманска Вячеслав Буртцев. – Для меня лично это ассоциируется с фильмом «Матрица». Как будто жизнь – лишь сон, который снится нам, пока мы находимся в одной из миллионов капсул.

Вместо послесловия

Благодаря Баренцспектаклю приграничный Киркенес с населением пять тысяч человек, на несколько дней ожил. На городской площади выступали мурманские музыканты «Шиш да малина», русские женщины торговали матрешками, валенками и шапками-ушанками. В местном секонд-хенде дизайнер давала мастер-класс, как дать старым вещам второй шанс, а параллельно сразу в нескольких городских локациях проходили выставки. По вечерам в танцевальном клубе выступали современные рок, поп, рэп звезды России и Норвегии. Говорят, в прошлые годы, русских сюда приезжало гораздо больше. В фестивальные дни, великий и могучий буквально заполнял маленькие улочки Киркенеса. Все-таки курс валют дал о себе знать. В переводе на рубли, цены в кронах, нещадно подскочили. Контраст с происходящим, я ощутила только перед самым отъездом. В ночь на воскресенье поднялась сильная метель, снег кружил по улицам спиралями, срывая плакаты и растяжки. Утром, обходя напоследок центр, мы не встретили ни одного человека. Все магазины в этот день в городе закрыты. На подходе к отелю нас остановил мужчина лет 50 в рабочей одежде. По-русски он спросил про магазины, а после добавил: «может у вас хотя бы водка есть»? По дороге домой я все время думала, может ли такой фестиваль пройти в России, в Архангельске. Поймут ли его у нас и нужен ли он нашему зрителю? Куратор продюсерской группы «Девушки на мосту» Екатерина Шарова, которая, кстати, родом из Архангельска, на эти вопросы отвечает утвердительно. — Сейчас в регионе есть динамика в развитии культуры, — считает она. — Идет реставрация дома Бродского, построена резиденция для международных художников, идет речь об открытии музея эпоса, – все это привлекательно, если судить по международным меркам. Но для того, чтобы поставить Архангельск на культурную, а значит, и туристическую карту, необходима пиар-работа, проработка стратегии, концепции, качественный дизайн проектов, привлечение ключевых человеческих ресурсов и знаний, в том числе из Москвы и из-за рубежа.
Комментарий
Екатерина Шарова, куратор продюсерской группы «Девушки на мосту»: — Нужен ли такой фестиваль в России? Нет никакой нужды делать копии, оригинальные идеи куда интереснее. Но то, что Баренц Спектакль говорит о всеобщей ответственности за наше общее будущее, о конечности ресурсов, что он является не декоративным, а проблемным фестивалем – конечно же, это важно. Важно, чтобы люди задумывались. Для этого нужен вопрос, какая-то стимуляция. В Киркенесе большая часть жителей трудоустроена на шахте или в рыбной промышленности, многие из них приходят на выставки и на экскурсии. Если это получилось в поселке с населением в несколько тысяч человек, где большинство — рабочие, то в городе с несколькими вузами это тем более должно получиться. В России не только много интересных художников и музыкантов, от Москвы и Петербурга до Владивостока и Краснодара, но и огромный нераскрытый потенциал для художественного исследования, особенно в регионах, и в частности в Архангельской области. Накопленные знания о работе с текстилем, с деревом, эпические, вокальные материалы – все это часть нашей общей идентичности, которую можно перечитывать и исследовать. Ключевые вопросы, которые задает искусство, не так уж и поменялись за сотни лет. Помните, у Булгакова есть сцена в «Мастере и Маргарите» об этом? То же и в искусстве — меняются способы выражения, появляются новые медиа, новые формы для высказывания. Но, к примеру, когда я читала Горация и Сенеку, сидя на развалинах древнего цирка в Риме пару лет назад, мне было интересно подумать и о том, насколько их идеи созвучны дню сегодняшнему. Впечатляющий пример с организацией фестиваля в Архангельской области демонстрируют организаторы Тайболы. Ведь абсолютно каждый мог бы сделать это. Но кто-то говорит, а кто-то берет и делает. Могу предположить, что бюджет фестиваля меньше того, который только что прошел в Киркенесе. Гонорары группы Katzenjammer, к примеру, весьма существенны – а ведь именно такого плана группы собирают публику. Качество не бывает бесплатным. Это, скорее, задача для местных политиков – расставить приоритеты и оказывать финансовую поддержку тем, кто работает с молодежью – с будущим региона. Помимо этого, необходимо понимать, что креативность – это вовсе не только то, что связано лишь с художниками – это то, что необходимо предпринимателям или любым людям, связанным с производством инноваций — а значит, и развития.

Баренцспектакль-2015 в цифрах:

    • 6 миллионов норвежских крон (около 500 тысяч евро) было потрачено на организацию и проведение фестиваля.
    • 50 заявок на гранты в различные фонды, программы и министерства отправили организаторы, чтобы получить финансирование.
    • 50 волонтеров из России, Норвегии, Швеции посетили Киркенес в качестве помощников.
    • 80 журналистов освещали мероприятие.
    • 150 исполнителей, артистов и художников посетили фестиваль и продемонстрировали свое творчество.

Танец человека и машины

В этом году открытие одиннадцатого по счету Баренцспектакля проходило в промышленной зоне газоперерабатывающего завода коммуны Сер-Варангер. Путь к нему указывали маленькие свечки, расставленные в снежных сугробах.

Из декораций — индустриальные ангары, легкий мороз, снег. На освещенной площадке – один из главных героев — мощный экскаватор. Чуть поодаль, на возвышенности толпятся и прибывают зрители. Как позже отметили организаторы, на шоу французского коллектива «Beau Geste» собралось более двух тысяч человек.

Мужчина в белой рубашке, появившийся из дымки, тянет руки к огромной машине. Железная глыба отвечает ему, плавно склоняя ковш — толи голову, толи руку. Под оперное пение, звуки фортепиано и скрипки, они кружатся, отталкивают и обнимают друг друга. Кто бы мог подумать, что экскаватор может быть таким элегантным и живым?

Трактовок множество – от тем экологии, индустриализации и роботизации современного общества до вопроса, кто все-таки сильнее, живое существо или механизм? Ромео и Джульетта, Россия и Америка, а может, это просто сон любителя одушевленных механизмов Леонардо да Винчи, — придумать можно все, что угодно.

— Мы показывали это шоу во многих странах мира, в том числе в России, — поделился после выступления танцор Филипп Приасо. – Конечно, условия здесь довольно экстремальные, но для нас это вроде очередного приключения. Подготовка шоу конкретно к этой площадке заняла три дня, мы заменили музыку, добавили больше оперных партий и немного поработали с движениями танца.

Мысли в головах как цель

Баренцспектакль не зря называют культурно-политическими коктейлем. И это не только из-за параллельно проходящей с выставками и перформансами Киркенесской конференции. По канонам современного искусства, фестивальные выставки, дискуссионные площадки, концерты, мастер-классы, инсталляции и семинары, призывают к размышлению и обсуждению не только проблем приграничных территорий, но и глобальных вопросов, касающихся всего мира.

Темой этого года организаторы из кураторской группы «Девушки на мосту» выбрали слоган «Возьми Арктику с собой» или «Арктика на вынос». Как считает арт-директор Андреас Хоффманн, в современном мире люди хотят быстрее получать результат, не вдаваясь в содержание.

— Арктика – место, где сосредоточены ресурсы – нефть, газ, горная и рыбная промышленность. При этом мы только берем, но что мы даем взамен? — поделился он. — Наша цель поселить в умах людей мысли. Возможно, они станут понятны только через неделю или месяц. Я много путешествую через границу, и знаете, у нас очень много талантливых людей. Это так волнующе находить новые таланты, привозить их в Норвегию, где есть шанс показать себя перед европейской аудиторией. Наблюдать за тем, как они растут и совершенствуются.

По словам Андреаса, о теме нового Баренцспектакля они пока не думали, но уже сейчас у них есть идеи развивать направление современного искусства в Архангельске.

Всматриваясь в холодильник

Традиционно для помощи в проведении такого большого мероприятия фестиваль созывает волонтеров из стран Баренцева региона. Архангельскую область в Киркенесе представили организаторы северного фестиваля «Тайбола» — Илья Кузубов, Александр Менухов и Ульяна Тюпышева.

Выставка, закрепленная за Ульяной, — это шесть холодильников, расставленных в просторной комнате. В морозилке каждого из них вмонтирован монитор, транслирующий один и тот же ролик определенного художника-режиссера. К размышлению предлагаются вопросы об идентификации саамов на Крайнем Севере, цензура, концепт бессознательного, смысловые коннотации слов и специфика человеческого общения, взаимодействие воображения и природы.

— Моя работа заключается в том, чтобы следить за выставкой, — объяснила Ульяна. – Мы приехали на несколько дней раньше и помогали ее монтировать. Я рассказываю людям на русском и английском об авторах, идее экспозиции, если это требуется. Интересно следить за реакцией посетителей. Каждые полчаса сюда приходят группы школьников от самых маленьких до старшеклассников. Особенно запомнился мальчик, который посмотрел ролик «Наблюдаемая вселенная», длительностью 20 минут, от начала до конца. Группа ушла, а он с сопровождающим так и остался сидеть на стуле, всматриваясь в холодильник.

По словам Ульяны, работать приходится не очень много. В распоряжении волонтеров – горячая еда, ночлег и посещение любых мероприятий в свободное время. Кстати, в Норвегии тайболовцы времени не теряли. Помимо того, что им удалось посмотреть, как делается Баренцспектакль изнутри, в один из вечеров для желающих, они устроили презентацию своего собственного фестиваля.

Пришельцы из космоса

Честно признаться, за эти несколько дней в Киркенесе я увидела больше странных вещей, чем за всю свою жизнь. Каждый день по главной улице города строем проходили зеленые человечки, прибывшие к нам, очевидно из космоса. Артисты швейцарского коллектива «DA MOTUS!» спускались на землю по самому настоящему самолетному трапу, который организаторы разместили рядом с обычным домиком. Инопланетяне то синхронно передвигались словно роботы, то замирали рядом с лестницей или столбом, пытаясь замаскироваться под окружающую среду, то заигрывали с прохожими.

В Киркенесской школе перформатор из Финляндии Юха Валкеапа предлагал местным ученикам поучаствовать в казни, закидывая тряпочную женщину камнями из ткани, или разрывая на части мужчину, привязанного веревками за руки и ноги к лошадям. Жутко было наблюдать, как дети с радостью вызывались быть ассистентами по казни. Однако Юха считает, что это нормально.

— Для них это всего лишь игра, многие сейчас увлечены компьютерными играми, где нужно убивать людей, — поделился он. – Вообще-то постановка длится два часа, но я сократил ее до сорока минут. Моя главная идея – показать, что любой человек может оказаться по разные стороны происходящего и стать жертвой, преступником или полицейским. В финале, на глазах у девочек я видел слезы.

Другой, завораживающий перформанс «Shrink» мы с коллегами прозвали «люди в вакуумной упаковке». Изначально по задумке автора из Тромсе Лоуренса Малстафа он должен был разместиться в городском торговом центре, но там оказалось слишком мало места, и действо переместилось в ангар. В центре — железная конструкция, к которой подвешены два больших пластиковых пакета с липучками. В полной тишине выходят четверо. Двое залезают в пакеты. Те, что снаружи синхронно нажимают кнопку на пульте управления. Воздух из пакета стремительно высасывается. Кислород подается внутрь через маленькую трубочку сверху. После – люди меняются местами. Все это длится полчаса. В какой-то момент появляется чувство, что тебе самому нечем дышать. Как говорят артисты, внутри упаковки, с воздухом все в порядке, более того, ощущения внутри сродни медитации. И опять-таки, каждый может трактовать происходящее, как ему вздумается. Для автора, например, это ответственность одной страны за то, чем дышит другая, а также метафора на консьюмеризм.

— На самом деле внутри совсем не страшно, если найти удобное положение, то тело будет отдыхать, — уверен танцор из Мурманска Вячеслав Буртцев. – Для меня лично это ассоциируется с фильмом «Матрица». Как будто жизнь – лишь сон, который снится нам, пока мы находимся в одной из миллионов капсул.

Вместо послесловия

Благодаря Баренцспектаклю приграничный Киркенес с населением пять тысяч человек, на несколько дней ожил. На городской площади выступали мурманские музыканты «Шиш да малина», русские женщины торговали матрешками, валенками и шапками-ушанками. В местном секонд-хенде дизайнер давала мастер-класс, как дать старым вещам второй шанс, а параллельно сразу в нескольких городских локациях проходили выставки. По вечерам в танцевальном клубе выступали современные рок, поп, рэп звезды России и Норвегии.

Говорят, в прошлые годы, русских сюда приезжало гораздо больше. В фестивальные дни, великий и могучий буквально заполнял маленькие улочки Киркенеса. Все-таки курс валют дал о себе знать. В переводе на рубли, цены в кронах, нещадно подскочили.

Контраст с происходящим, я ощутила только перед самым отъездом. В ночь на воскресенье поднялась сильная метель, снег кружил по улицам спиралями, срывая плакаты и растяжки. Утром, обходя напоследок центр, мы не встретили ни одного человека. Все магазины в этот день в городе закрыты. На подходе к отелю нас остановил мужчина лет 50 в рабочей одежде. По-русски он спросил про магазины, а после добавил: «может у вас хотя бы водка есть»?

По дороге домой я все время думала, может ли такой фестиваль пройти в России, в Архангельске. Поймут ли его у нас и нужен ли он нашему зрителю?

Куратор продюсерской группы «Девушки на мосту» Екатерина Шарова, которая, кстати, родом из Архангельска, на эти вопросы отвечает утвердительно.

— Сейчас в регионе есть динамика в развитии культуры, — считает она. — Идет реставрация дома Бродского, построена резиденция для международных художников, идет речь об открытии музея эпоса, – все это привлекательно, если судить по международным меркам. Но для того, чтобы поставить Архангельск на культурную, а значит, и туристическую карту, необходима пиар-работа, проработка стратегии, концепции, качественный дизайн проектов, привлечение ключевых человеческих ресурсов и знаний, в том числе из Москвы и из-за рубежа.

Комментарий

Екатерина Шарова, куратор продюсерской группы «Девушки на мосту»:

— Нужен ли такой фестиваль в России? Нет никакой нужды делать копии, оригинальные идеи куда интереснее. Но то, что Баренц Спектакль говорит о всеобщей ответственности за наше общее будущее, о конечности ресурсов, что он является не декоративным, а проблемным фестивалем – конечно же, это важно. Важно, чтобы люди задумывались. Для этого нужен вопрос, какая-то стимуляция. В Киркенесе большая часть жителей трудоустроена на шахте или в рыбной промышленности, многие из них приходят на выставки и на экскурсии. Если это получилось в поселке с населением в несколько тысяч человек, где большинство — рабочие, то в городе с несколькими вузами это тем более должно получиться.

В России не только много интересных художников и музыкантов, от Москвы и Петербурга до Владивостока и Краснодара, но и огромный нераскрытый потенциал для художественного исследования, особенно в регионах, и в частности в Архангельской области. Накопленные знания о работе с текстилем, с деревом, эпические, вокальные материалы – все это часть нашей общей идентичности, которую можно перечитывать и исследовать. Ключевые вопросы, которые задает искусство, не так уж и поменялись за сотни лет. Помните, у Булгакова есть сцена в «Мастере и Маргарите» об этом? То же и в искусстве — меняются способы выражения, появляются новые медиа, новые формы для высказывания. Но, к примеру, когда я читала Горация и Сенеку, сидя на развалинах древнего цирка в Риме пару лет назад, мне было интересно подумать и о том, насколько их идеи созвучны дню сегодняшнему.

Впечатляющий пример с организацией фестиваля в Архангельской области демонстрируют организаторы Тайболы. Ведь абсолютно каждый мог бы сделать это. Но кто-то говорит, а кто-то берет и делает. Могу предположить, что бюджет фестиваля меньше того, который только что прошел в Киркенесе. Гонорары группы Katzenjammer, к примеру, весьма существенны – а ведь именно такого плана группы собирают публику. Качество не бывает бесплатным. Это, скорее, задача для местных политиков – расставить приоритеты и оказывать финансовую поддержку тем, кто работает с молодежью – с будущим региона. Помимо этого, необходимо понимать, что креативность – это вовсе не только то, что связано лишь с художниками – это то, что необходимо предпринимателям или любым людям, связанным с производством инноваций — а значит, и развития.

Баренцспектакль-2015 в цифрах:

    • 6 миллионов норвежских крон (около 500 тысяч евро) было потрачено на организацию и проведение фестиваля.
    • 50 заявок на гранты в различные фонды, программы и министерства отправили организаторы, чтобы получить финансирование.
    • 50 волонтеров из России, Норвегии, Швеции посетили Киркенес в качестве помощников.
    • 80 журналистов освещали мероприятие.
    • 150 исполнителей, артистов и художников посетили фестиваль и продемонстрировали свое творчество.

Поделиться
7428