14 февраля 2020

Ученые исследуют «побочные эффекты» интернет-зависимости

Архангельские физиологи изучат проблему вовлечённости подростков в интернет-пространство – насколько эта зависимость отражается на их нейрофизиологических показателях.

Ученые исследуют «побочные эффекты» интернет-зависимости

— Лилия Владимировна, в чём заключается проблема, которая вызывает научный интерес к теме вовлечённости в интернет-пространство? Ведь, казалось бы, люди давно имеют дело с компьютерами.

— Современное общество всё больше погружается в интернет-пространство, а информационные технологии внедряются повсеместно. Технический прогресс – это данность. Но, с другой стороны, такие тенденции отражаются на организме человека, поскольку постоянное использование компьютера, гаджетов, присутствие в Интернете влекут физиологические и психологические изменения.

Скажем, активный пользователь социальных сетей всё меньше внимания уделяет непосредственному, живому общению, одновременно усиливая статическую нагрузку на позвоночник при длительной работе, сидя за компьютером. Увеличивается нагрузка на глаза – зрительный анализатор, обеспечивающий усвоение больших потоков визуальной информации.

Трансформируются некоторые виды чувствительности из-за низкой их востребованности при нахождении в интернет-среде (тактильная, вкусовая, обонятельная), а также невербальное распознавание эмоций, настроений человека, которые актуальны именно при живом общении.

Так вот, если взрослый человек способен регулировать процесс социальных взаимоотношений и не теряет связь с обществом в реальной среде, то подрастающее поколение может демонстрировать иные формы поведения.

— Например?

— Исследователи, занимающиеся проблемой зависимости в Интернете, свидетельствуют, что отсутствие выхода в Сеть у человека может вызывать дискомфорт, схожий с синдромом отмены, – это беспокойство, нервозность, сложности в восприятии реального мира. Но мы предполагаем, что люди, которым трудно обходиться без связи с Сетью, могут демонстрировать уникальные возможности, например высокую скорость реакции нервной системы на стимулы и переключаемость внимания.

— Кого вы будете исследовать в рамках проекта?

— Наиболее активных интернет-пользователей, учащихся старших классов, возраст которых 15-17 лет. Мы будем работать в Архангельской области, Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Крым. В каждом регионе мы планируем обследовать минимум по 50 человек.

Проект – важный. Изучение различных факторов нейрофизиологии современных школьников, родившихся в эпоху активного освоения Интернета, может помочь выбирать более перспективные методы учебного процесса в образовательных учреждениях. Однако работа со школьниками требует подготовки документов, согласования с родителями школьников, помощи педагогов. Мы надеемся, что родители отнесутся с пониманием к данному исследованию, для нас очень важна их поддержка.

— Какая работа будет проделана в ходе исследования?

— Задача заключается в том, чтобы зафиксировать, насколько степень вовлечённости подростков в интернет-пространство отражается на их нейрофизиологических показателях. Людям с высоким риском интернет-зависимости свойственен психонейрофизиологический эффект, который способен влиять на функции сердечно-сосудистой системы. Дело в том, что для такого человека виртуальные события могут становиться трудноотделимыми от реальных ощущений, и ощущения собственного тела, дыхание и ритм сердца могут меняться.

Пока отношение учёных к интернет-зависимости как к заболеванию – разное, но вполне возможно, что в будущем будет выделена отдельная нозологическая единица (нозология – учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медициныприм. ред.).

Интенсивное технологическое развитие делает нас свидетелями удивительных трансформаций физиологии человека. Но любой прогресс всегда идет с «побочными эффектами», которые мы, безусловно, будем отслеживать.

 Константин СВЕТЛОВ

Поделиться
55222