30 марта 2022

Ученики второй школы Новодвинска построили макет алмазодобывающего предприятия

– Вы сломали стол, чтобы сделать такую воронку? – удивленно спрашивает ученица 2-го «В», пришедшая с классом на экскурсию в кабинет технологии к Александру Белякову. – Нет, столы здесь никто не ломает. Наоборот: строят, фантазируют, экспериментируют, воплощают самые невероятные идеи.

Ученики второй школы Новодвинска построили макет алмазодобывающего предприятия

Построить алмазодобывающий карьер – нехитрое дело. Основание выполнено из фанеры, грунт имитирован с помощью монтажной пены. Кстати, ее ушло более 10 баллонов.

Чтобы спроектировать и создать устойчивую конструкцию диаметром три метра, ученикам второй школы потребовался целый год. Легче всего оказалось покрасить кратер в коричневый цвет, расставить спецтехнику, лес, поселок, насыпать разноцветные камушки в центр той самой «воронки». И «Севералмаз» готов.

Это уже 27-й проект педагога Александра Белякова. Александр Николаевич вместе с учениками выстраивает размером во весь кабинет макеты различных объектов. Получаются настоящие шедевры, которые заставляют зрителей ахнуть от удивления. Из самых запоминающихся: фанерный завод, Севмаш, космодром Плесецк, «Архангельский ЦБК», музей «Малые Корелы» и Арктическая зона.

При этом главное для учителя не только привить у детей любовь к труду, но и воспитать в них любовь к родному краю, его красоте, а также к истории.  Ученики второй школы воплощают в своем творческом пространстве такие исторические события, как Курская битва, северные конвои, битва Александра Невского, Ледовое побоище и другие.

– Я хотел рассказать ребятам, что у нас в Архангельской области есть такое предприятие, где добывают алмазы, – сообщил педагог. – Мы сначала хотели съездить туда на экскурсию, но пандемия помешала. Пришлось воссоздавать по открыткам и картинкам, искать информацию в Интернете.

То, что воочию не удалось увидеть, теперь у всех на виду – в кабинете технологии. Но далеко не на ладони. Экспозиция большая, хочется разглядеть каждую деталь и ничего не упустить. На презентации проекта рассказали, что на самом деле диаметр алмазодобывающего карьера примерно километр, а глубина его может достигать до 400 метров. Из одной тонны грунта получается всего лишь один карат природного минерала. Сколько это в миллиграммах, детям было наглядно показано. А экскаваторы, которые грузят породы, имеют ковши объемом 15 метров кубических.

Нынешний проект посвящен тридцатилетию компании «Севералмаз». Бурю впечатлений он вызвал не только у детей, но и у взрослых. На презентации макета присутствовал представитель предприятия – заместитель начальника отдела капитального строительства АО «Севералмаз» Владимир Чуркин, который поразился сходству проекта с оригиналом.

– Конечно, главная цель здесь не достичь идеального сходства, а дать понятие ребятам, что такое месторождение алмазов. Я даже не сразу понял, как сделан макет карьера, восхищен такой кропотливой работой, – удивился Владимир Иванович. – Я работаю в Севералмазе пятнадцатый год, мы занимаемся строительством вахтового поселка, производственной базой. Понимание устройства инфраструктуры здесь тоже важно, и ребята это сумели передать.

Специалист отметил, что карьер достаточно точно выполнен в миниатюре. Ребятам рассказали, что такое кимберлитовая трубка, какие бывают виды драгоценных камней, как происходит добыча полезных ископаемых и алмазов. И даже вымышленный центр сортировки алмазов здесь есть: за отдельным столом отделяют разноцветные стеклышки от грунта, проводят оценку, взвешивают и обрабатывают. Все как на настоящих заводах.

Спецтехника та же, что и в реальности. Самосвалы, экскаваторы, грузовики – найти игрушечные машинки мальчишкам труда не составило. Пригодились и умения ребят, занимающихся робототехникой.

– Для этого проекта нами сделаны специально несколько роботов в виде машин. Одна с прицепом отвозит камни через карьер. Экскаваторы берут ковшом грунт и перевозят его, грузовик выгружает. – рассказал ученик 7 «А» класса второй школы Никита Стадульский.

На месторождении полезных ископаемых работают вахтами. Домики, где живут работники, тоже выстроены ребятами, а также лес, речка, мосты и канавы.

– Проект очень интересный. Я помогал делать его с самого начала. Видел, как он выглядел изначально. И очень рад, что у нас все получилось. Я к этому проекту сделал с помощью 3D-ручки вертолет с механизмом и самосвал, который возит из карьера будущие алмазы, – поделился ученик 6 «А» класса второй школы Андрей Задворный.

Выставку в ближайшее время посетят ученики детских садов и школ. А команда Александра Белякова уже задумала новый проект, который будет посвящен столетию пионерии. Кстати, в нем они хотят использовать алмазодобывающий карьер. Все-таки сил и средств на него было потрачено немало. Поэтому ребята придумали перевернуть карьер – должна получиться крымская Медведь-гора. А как она будет связана с темой пионерии и чем еще удивит творческий педагог и его ученики, скоро узнаем.

Ирина Диченкова

Поделиться
119140