31 мая 2015

Ученики – не трамвайчики

На протяжении последних пяти-шести лет в российских школах внедряется новое поколение стандартов образования (сокращенно – ФГОС). Их главным принципом стал отказ от мнений под копирку, вдалбливания и зубрежки. Современных детей теперь готовят к обучению и самосовершенствованию в течение всей жизни, учат находить информацию, оценивать и правильно ею пользоваться. Кроме того, стандарты провозглашают: от каждого по индивидуальным психологическим и физическим способностям. 

Чтобы лучше понять современную ситуацию в российском образовании, мы встретились с кандидатом педагогических наук, доцентом, проректором по науке и инновационному развитию Архангельского областного института открытого образования Татьяной Артюгиной.

Как идти своей дорогой?

 – В связи с введением новых стандартов меняются подходы к обучению, начиная с дошкольного, заканчивая средним общим образованием, – отмечает она. – Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Он должен воспитывать у школьника готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, учитывать социальную среду, быть направленным на учебно-познавательную деятельность, а образовательный процесс важно строить с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Когда я училась в школе, одна учительница постоянно повторяла: едем по рельсам, как трамвайчики. Что означало, не надо ничего придумывать, делаем так, как я объяснила. Человека готовили быть своеобразным винтиком, звеном в общей цепи. Сейчас детей побуждают к открытию нового, например своего собственного дела, дают импульс к взгляду на проблему с другой стороны. 

– Если раньше во главе стоял учитель, который давал знания, а ребенок должен был их выполнять, то сейчас они должны узнавать новое вместе, – делится заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 35 Инна Голенищева. – Например, в прошлом была традиционная схема урока: проверка домашнего задания, после учитель объяснял новую тему урока, затем ее отрабатывали и закрепляли.  Сейчас все совершенно по-другому. В начале создается проблемная ситуация, исходя из нее, дети сами определяют, чем будут заниматься. Их учат ставить цели, задачи, определять, каким путем они пойдут для их решения. Педагог лишь направляет детей. 

От лекции – к активным формам

Чтобы внедрить в систему новые стандарты, в самом начале проекта областное министерство образования и науки создало шесть региональных пилотных площадок. Всего на уровне области более 20 школ занялись «пилотированием» стандарта для 5–9 классов. 

– Сегодня дети в младшей школе заканчивают по ФГОС четвертый класс, – объясняет Татьяна Артюгина. – А в следующем году все пятые классы в стране перейдут на образование в соответствии с ФГОС. Те ребята, которые попали в число школ-первооткрывателей в основном общем образовании, первого сентября уже пойдут в восьмой класс. 

В новых стандартах много говорится об акценте на индивидуальность и личность ребенка. 

– Классные руководители должны четко отслеживать, как формируется ребенок, на каком этапе происходят изменения. Если говорить о начальной школе, то анализ ведется все четыре года, – говорит Инна Голенищева. – С первоклассниками проводится входная диагностика по определенным умениям, затем их проверяют во втором и третьем классе, сравнивают и сопоставляют, как сформировался ребенок. 

Легко ли было учителям перейти на новые стандарты образования? Ведь молодежь в школу идет неохотно, и основной костяк составляет старшее поколение. А они не всегда готовы отказаться от своих излюбленных методов. 

– Так или иначе, учителя знакомы с идеями новых стандартов и реализуют их, – считает Татьяна Артюгина. – Что касается отношения – во многом это зависит от осознания и переосмысления педагогических инструментов. Например, от лекции – к активным формам работы. Конечно, свою любимую, сложившуюся годами практику еще сложнее переосмыслить, но такова необходимость современности. К ней, кстати, в большинстве своем учителя готовы.

До 31 мая школьники и родители могут позвонить на региональную «горячую линию». На вопросы о ЕГЭ в этом году ответят специалисты министерства образования и науки Архангельской области. Звонить можно ежедневно с 9 до 19 часов по телефону 8(8182) 285-585.

Вконтакте с учителем

Невозможно представить современное образование без внедрения в систему Интернета и всевозможных гаджетов. Во многих школах уже закуплены интерактивные доски, учителя пользуются планшетами, заполняют электронные журналы и дневники. Насколько активно это внедряется, прямо пропорционально зависит от готовности руководства школы к новшествам и инновациям сегодняшнего мира.

Так, например, в Холмогорской школе полностью отказались от ведения бумажных журналов. Директор Римма Томилова говорит, что это здорово экономит время. Их учителя, как и в архангельской школе № 25, активно пользуются планшетами. Никого уже не удивишь показом презентаций и видео на уроках. Многие общаются со школьниками в соцсетях.

Елена Иванова e7bf9– У большинства учителей есть своя группа ВКонтакте, у меня, например, она создана по географии, – рассказывает учитель школы № 35 Елена Иванова. – Выкладываю материал, который необходим ребятам для уроков, их работы, какую-то интересную информацию по теме. Социальные сети пользуются популярностью у детей с 7-го по 9-й класс. Они мне могут написать, иногда даже по отвлеченным вопросам. Ведь, как правило, хороший учитель – это друг. А по учебе детям я даже рекомендую мне писать. Лучше переспросить, чем не понимать. По каким-то экзаменационным работам часто переписываемся по электронной почте, это упрощает и ускоряет процесс.

Лиза Еремеева из 9 «Б» школы № 35 говорит, что такое обучение ей по душе.

Лиза a9267– У нас в школе есть электронные доски, – делится она. – Хотелось бы еще, чтобы была возможность не таскать с собой все учебники, а загружать их на планшеты, у кого они есть, и приносить в электронном виде. 

Словом, образование не топчется на месте, а пытается идти в ногу со временем и активно приближается к современности.

Ученики – не трамвайчики

Чтобы лучше понять современную ситуацию в российском образовании, мы встретились с кандидатом педагогических наук, доцентом, проректором по науке и инновационному развитию Архангельского областного института открытого образования Татьяной Артюгиной.

Как идти своей дорогой?

 – В связи с введением новых стандартов меняются подходы к обучению, начиная с дошкольного, заканчивая средним общим образованием, – отмечает она. – Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Он должен воспитывать у школьника готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, учитывать социальную среду, быть направленным на учебно-познавательную деятельность, а образовательный процесс важно строить с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.

Когда я училась в школе, одна учительница постоянно повторяла: едем по рельсам, как трамвайчики. Что означало, не надо ничего придумывать, делаем так, как я объяснила. Человека готовили быть своеобразным винтиком, звеном в общей цепи. Сейчас детей побуждают к открытию нового, например своего собственного дела, дают импульс к взгляду на проблему с другой стороны. 

– Если раньше во главе стоял учитель, который давал знания, а ребенок должен был их выполнять, то сейчас они должны узнавать новое вместе, – делится заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 35 Инна Голенищева. – Например, в прошлом была традиционная схема урока: проверка домашнего задания, после учитель объяснял новую тему урока, затем ее отрабатывали и закрепляли.  Сейчас все совершенно по-другому. В начале создается проблемная ситуация, исходя из нее, дети сами определяют, чем будут заниматься. Их учат ставить цели, задачи, определять, каким путем они пойдут для их решения. Педагог лишь направляет детей. 

От лекции – к активным формам

Чтобы внедрить в систему новые стандарты, в самом начале проекта областное министерство образования и науки создало шесть региональных пилотных площадок. Всего на уровне области более 20 школ занялись «пилотированием» стандарта для 5–9 классов. 

– Сегодня дети в младшей школе заканчивают по ФГОС четвертый класс, – объясняет Татьяна Артюгина. – А в следующем году все пятые классы в стране перейдут на образование в соответствии с ФГОС. Те ребята, которые попали в число школ-первооткрывателей в основном общем образовании, первого сентября уже пойдут в восьмой класс. 

В новых стандартах много говорится об акценте на индивидуальность и личность ребенка. 

– Классные руководители должны четко отслеживать, как формируется ребенок, на каком этапе происходят изменения. Если говорить о начальной школе, то анализ ведется все четыре года, – говорит Инна Голенищева. – С первоклассниками проводится входная диагностика по определенным умениям, затем их проверяют во втором и третьем классе, сравнивают и сопоставляют, как сформировался ребенок. 

Легко ли было учителям перейти на новые стандарты образования? Ведь молодежь в школу идет неохотно, и основной костяк составляет старшее поколение. А они не всегда готовы отказаться от своих излюбленных методов. 

– Так или иначе, учителя знакомы с идеями новых стандартов и реализуют их, – считает Татьяна Артюгина. – Что касается отношения – во многом это зависит от осознания и переосмысления педагогических инструментов. Например, от лекции – к активным формам работы. Конечно, свою любимую, сложившуюся годами практику еще сложнее переосмыслить, но такова необходимость современности. К ней, кстати, в большинстве своем учителя готовы.

До 31 мая школьники и родители могут позвонить на региональную «горячую линию». На вопросы о ЕГЭ в этом году ответят специалисты министерства образования и науки Архангельской области. Звонить можно ежедневно с 9 до 19 часов по телефону 8(8182) 285-585.

Вконтакте с учителем

Невозможно представить современное образование без внедрения в систему Интернета и всевозможных гаджетов. Во многих школах уже закуплены интерактивные доски, учителя пользуются планшетами, заполняют электронные журналы и дневники. Насколько активно это внедряется, прямо пропорционально зависит от готовности руководства школы к новшествам и инновациям сегодняшнего мира.

Так, например, в Холмогорской школе полностью отказались от ведения бумажных журналов. Директор Римма Томилова говорит, что это здорово экономит время. Их учителя, как и в архангельской школе № 25, активно пользуются планшетами. Никого уже не удивишь показом презентаций и видео на уроках. Многие общаются со школьниками в соцсетях.

Елена Иванова e7bf9– У большинства учителей есть своя группа ВКонтакте, у меня, например, она создана по географии, – рассказывает учитель школы № 35 Елена Иванова. – Выкладываю материал, который необходим ребятам для уроков, их работы, какую-то интересную информацию по теме. Социальные сети пользуются популярностью у детей с 7-го по 9-й класс. Они мне могут написать, иногда даже по отвлеченным вопросам. Ведь, как правило, хороший учитель – это друг. А по учебе детям я даже рекомендую мне писать. Лучше переспросить, чем не понимать. По каким-то экзаменационным работам часто переписываемся по электронной почте, это упрощает и ускоряет процесс.

Лиза Еремеева из 9 «Б» школы № 35 говорит, что такое обучение ей по душе.

Лиза a9267– У нас в школе есть электронные доски, – делится она. – Хотелось бы еще, чтобы была возможность не таскать с собой все учебники, а загружать их на планшеты, у кого они есть, и приносить в электронном виде. 

Словом, образование не топчется на месте, а пытается идти в ногу со временем и активно приближается к современности.

Поделиться
8932