18 мая 2014

Учебники нам необходимы

Страшно, когда дети не знают ни истории своей семьи, не истории родного города, села, ни истории страны. Потому что тогда им нечем гордиться, нечего защищать, нечего помнить и передавать наступающим на пятки поколениям. 

Но тут тоже… главное — равновесие соблюсти. И недовес, и перевес скажутся одинаково неприятно. Вот ровно 10 лет назад ездила я в Холмогоры в командировку. Там прямо на улицах спрашивала детей, кто такой Ломоносов. Большинство опрошенных понятия не имели, о ком это я их спрашиваю. Только одна девчонка не закатила глаза к небу, услышав имя, и бодро ответила: «Знаю. Он сказки писал!» Вот на ней-то я и сломалась. Опрос прекратила. Напомню, место командировки — родина Михайлы Васильевича. 

А потом подоспел юбилей великого земляка и нас за пару лет так «закормили» его именем, что студенты со школьниками просто вздрагивали при очередном упоминании. Получается, до кого-то знание не донесли, а кого-то им затравили. Но и для тех и для других Ломоносова нет. 

Главное, чтобы так и с «Историей Архангельского Севера» не получилось. Учебник этот, по большому счету, и учебником-то не должен быть. Он захватывать обязан ребенка, как художественная книжка о таинственном и неизведанном. А если скучно и занудно, то лучше не надо. 

Наоборот, отвратим от родной истории.

Мы все учились в школе и понимаем прекрасно, что слова: «учебник должен быть интересным» — это не пустой звук. Это — аксиома. И с учителями то же самое правило. Потому что иначе школа есть пытка, так называемый учебный процесс. Тогда дети нас ненавидят, ничего не запоминают, симулируют глухоту и общую недоразвитость, пытаются спасаться бегством. 

Но у нас же совершенно другая задача — мы мечтаем подарить им знания. А никому ведь не понравится, если в красивой подарочной обертке окажется сборник исторических фактов с нравоучениями. 

Вот шел в День Победы «Бессмертный полк» по городу воинской славы, а впереди каждой роты транспарант. 

И только первый без ошибки. В остальных вторую «с» потеряли. Будто все те, кто имел отношение к выпуску транспарантов, никогда в школе не учились. А может… им как раз не повезло с учебником русского языка, или с учителем, или с тем и другим вместе. 

Почему люди прежних поколений грамотнее? Может быть, все-таки сравнить старые учебники с современными, понять, в чем дело, и сделать выводы. И те учителя еще живы, и их ученики. И есть почва, и есть повод для аналитики. Язык ведь тоже предмет национальной гордости. 

А мы его все размениваем на чужие слова. 

Вот, например, непонятное слово «кластер», вросшее в речь чиновников, преподавателей, руководителей прочно, как все инородное. Этот языковой паразит давно навяз в зубах. Если чиновник на трибуне, то слово «кластер» будет бить вас по голове нещадно и регулярно. «Кластер» в буквальном переводе с английского — «пучок, гроздь». Чиновники же обычно имеют в виду некую структуру или группу. Но слово им кажется крутым, придающим смысл и вес речам. 

И таких слов и выражений полно в выступлениях, лекциях, различных телепередачах. А безграмотная речь и странные ударения — вообще давно норма.

Это я к тому, что за учебники по русскому языку надо бы посадить и взрослых — чиновников, преподавателей, дикторов телевидения. И экзамен принять. Без него до работы не допускать. И книгу «История Архангельского Севера» предлагаю во властные кабинеты всех уровней, от областного до районного, раздать, хотя бы для ознакомления. Меньше культурных казусов с чиновниками происходить будет.

Но тут тоже… главное — равновесие соблюсти. И недовес, и перевес скажутся одинаково неприятно. Вот ровно 10 лет назад ездила я в Холмогоры в командировку. Там прямо на улицах спрашивала детей, кто такой Ломоносов. Большинство опрошенных понятия не имели, о ком это я их спрашиваю. Только одна девчонка не закатила глаза к небу, услышав имя, и бодро ответила: «Знаю. Он сказки писал!» Вот на ней-то я и сломалась. Опрос прекратила. Напомню, место командировки — родина Михайлы Васильевича. 

А потом подоспел юбилей великого земляка и нас за пару лет так «закормили» его именем, что студенты со школьниками просто вздрагивали при очередном упоминании. Получается, до кого-то знание не донесли, а кого-то им затравили. Но и для тех и для других Ломоносова нет. 

Главное, чтобы так и с «Историей Архангельского Севера» не получилось. Учебник этот, по большому счету, и учебником-то не должен быть. Он захватывать обязан ребенка, как художественная книжка о таинственном и неизведанном. А если скучно и занудно, то лучше не надо. 

Наоборот, отвратим от родной истории.

Мы все учились в школе и понимаем прекрасно, что слова: «учебник должен быть интересным» — это не пустой звук. Это — аксиома. И с учителями то же самое правило. Потому что иначе школа есть пытка, так называемый учебный процесс. Тогда дети нас ненавидят, ничего не запоминают, симулируют глухоту и общую недоразвитость, пытаются спасаться бегством. 

Но у нас же совершенно другая задача — мы мечтаем подарить им знания. А никому ведь не понравится, если в красивой подарочной обертке окажется сборник исторических фактов с нравоучениями. 

Вот шел в День Победы «Бессмертный полк» по городу воинской славы, а впереди каждой роты транспарант. 

И только первый без ошибки. В остальных вторую «с» потеряли. Будто все те, кто имел отношение к выпуску транспарантов, никогда в школе не учились. А может… им как раз не повезло с учебником русского языка, или с учителем, или с тем и другим вместе. 

Почему люди прежних поколений грамотнее? Может быть, все-таки сравнить старые учебники с современными, понять, в чем дело, и сделать выводы. И те учителя еще живы, и их ученики. И есть почва, и есть повод для аналитики. Язык ведь тоже предмет национальной гордости. 

А мы его все размениваем на чужие слова. 

Вот, например, непонятное слово «кластер», вросшее в речь чиновников, преподавателей, руководителей прочно, как все инородное. Этот языковой паразит давно навяз в зубах. Если чиновник на трибуне, то слово «кластер» будет бить вас по голове нещадно и регулярно. «Кластер» в буквальном переводе с английского — «пучок, гроздь». Чиновники же обычно имеют в виду некую структуру или группу. Но слово им кажется крутым, придающим смысл и вес речам. 

И таких слов и выражений полно в выступлениях, лекциях, различных телепередачах. А безграмотная речь и странные ударения — вообще давно норма.

Это я к тому, что за учебники по русскому языку надо бы посадить и взрослых — чиновников, преподавателей, дикторов телевидения. И экзамен принять. Без него до работы не допускать. И книгу «История Архангельского Севера» предлагаю во властные кабинеты всех уровней, от областного до районного, раздать, хотя бы для ознакомления. Меньше культурных казусов с чиновниками происходить будет.

Поделиться
2252