План заготовки и вывозки леса на юге Архангельской области стабильно растет

Львиная доля объема лесозаготовок на юге области ведется для целлюлозно-бумажного комбината в Коряжме. А Ленский лесозаготовительный участок – самое крупное подразделение Группы «Илим» на территории Ленского района. Рассказать о работе участка мы попросили его начальника Владимира Подберезкина.

Участки объединяются

– Владимир Александрович, а что сегодня осталось от когда-то ведущей отрасли? Много ли лесозаготовителей работает в районе?
– Еще не так давно у нас было три лесозаготовительных участка – Литвиновский, Урдомской и Ленский. В прошлом году произошло слияние Урдомского с Литвиновским. А с июня 2015 года планируется слияние всех участков в один. И будет один участок – Ленский.

– И где разместится штаб-квартира?
– Головное предприятие останется в Яренске. У нас тут и объемы заготовки, и вывозки больше, и база новая и крупнее, и в отличие от других участков есть сплотка древесины в Ирте. План сплотки – 110 тысяч кубометров, закладываем плоты и сплавляем по Вычегде на Коряжму. В том числе 24 тысячи кубометров закладываем пиловочника для 25-го лесозавода в Архангельске. Уже который год мы для него делаем сплотку в объеме 24–28 тысяч кубометров.

– Лес арендуете?
– У нас своя арендная база, проблем с этим нет. В 2014 году у меня план был 210 тысяч, а заготовили мы 255 тысяч кубов. И по вывозке цифры аналогичные, мы сделали плюсом 47 тысяч. На этот год план повысили, 240 тысяч кубометров леса мы должны заготовить. Но при слиянии он уже возрастет до 402.

А вот на следующий, когда будем работать сообща тремя леспромхозами, планируется, что увеличится до 530 тысяч.

Древесину вывозим всю

– С вывозкой леса проблем нет?
– На предприятии 14 машин – 10 КамАЗов, 4 вольво, манипулятор. С вывозкой древесины в зимний период мы справляемся сами. Летом возим до Ирты, на сплотку, расстояние небольшое. Туда возим хвойную древесину. А лиственную – прямо в Коряжму. Когда же вода маленькая, в Коряжму везем все. И тут нам помогает транспортный цех целлюлозно-бумажного комбината. Задача у нас стоит перейти на импортные лесовозы. Они хоть и дорогие, но анализ показал, что себестоимость эксплуатации у них гораздо ниже, чем у КамАЗов. Или взять форвардеры – наши выпускают на гусеничном ходу. А импортные – на колесном. Что после гусениц в лесу останется? А колеса замнут подлесок, но он все равно поднимется.

– Зимняя-то дорога в районе в хорошем состоянии, а летом как?
– Зимники у нас лучше, чем асфальт. А вот весной–осенью, конечно, проблемы, плановые закрытия, как и по всей области. От погоды много зависит. Бывает, и летом закрывают дорогу, когда дожди зарядят. В этом году закрывали два раза. Но стараемся, в лесу древесина не остается, вывозим всю.

Телевизор смотреть некогда

– Вы упомянули, что база у вас новая, техника хорошая?
– Лесозаготовку мы ведем импортными машинами John Deere. На участке 3 заготовительных комплекса – харвестер валит, форвардер подбирает и трелюет. В Урдоме два комплекса и в Литвино два. Работаем круглосуточно – и заготовка, и вывозка.

– Делянки далеко расположены?
– По-разному, от 10 до 100 километров. Два комплекса вообще работают в стороннем лесу. Расчетная лесосека у нас 210 тысяч, а план 240, своего леса не хватает. И эти два комплекса работают вахтовым методом, 4 дня вахтуют люди, 4 дня – дома. На лесосеке стоят спальные вагончики на 6 человек, живут там вчетвером, двое постоянно на работе. Импортная электростанция, слесарная мастерская, во всех вагонах есть свет. Столовой пока нет, готовят сами на газовой плите. Но уже над этим думаем. Холодильник, телевизор. Хотя смотреть его там особо некогда.

– Лесовосстановление тоже на вас?
– На нас. Но с этого года эту работу выполнять будет уже лесничество. В принципе это правильно. Каждый должен заниматься своим делом. Кто-то рубить, кто-то восстанавливать. Восстановление все равно будет идти за счет наших денег, только специалисты сделают это лучше.

Району помогаем

– Владимир Александрович, а с заработками у людей как?
– Неплохо. На заготовке – вывозке средняя заработная плата около 50 тысяч рублей. Для Яренска, считаю, хорошая зарплата.

– Кого-то привлекаете или местные жители у вас трудятся?
– У нас работают 170 человек, все местные. За исключением газовиков, самое крупное предприятие в районе.

– Району-то помогаете, когда к вам обращаются?
– Обязательно, как же без этого. Довольно крупную помощь району оказывает филиал Группы «Илим» в Коряжме. Есть договоры социального партнерства. Я, как депутат районного Собрания, слежу за их исполнением, да и сам стараюсь найти возможность помочь. С районной администрацией отношения у нас складываются рабочие. Помогаем друг другу. А особенно тесно сотрудничаем с муниципальным образованием «Сафроновское», на территории которого зарегистрированы и трудимся, и его главой Ириной Евгеньевной Чукичевой.

– Социальные программы, которые действуют в Группе «Илим», распространяются также и на ваших работников?
– Обязательно. Мы отправляем людей на отдых, лечение, у нас заключен договор с Нижне-Ивкино, Сольвычегодском. Пользуются этим не только сотрудники, но и члены их семей, по программе «Мать и дитя». Есть договор с санаторием в Новгородской области, но туда ездят реже, предпочитают поближе. Да и качество лечения тут высокое.

Было хуже. Теперь красота

– На лесозаготовках работа опасная. Бывает и пожароопасная. Как с охраной труда и лесов?
– Несчастных случаев на производстве в 2014 году не было. Как и пожаров на наших делянках. Филиал Группы «Илим» в Коряжме охране труда сейчас уделяет очень большое внимание. Учимся постоянно, только за этот год руководители структурных подразделений прошли в Коряжме уже две учебы. Через неделю приедут к нам проводить очень серьезный тренинг. Два дня, а на третий сдаем экзамены.

– Вакансии есть, люди к вам обращаются за трудоустройством?
– Обращаются, но вакансий практически нет. Зарплата хорошая, и люди держатся за свое место. Да и нет другого такого серьезного предприятия в Яренске. Все это знают. А я знаю всех – здесь родился и вырос. И кадровый вопрос – на мне. Все штатные специалисты у нас в наличии. Но проблемы все равно скоро начнутся – со сварщиками, токарями, слесарями, подсобными рабочими. Тут-то зарплата невысокая. Мы хоть и покупаем запчасти, но ведь каждый болт везти издалека не будешь, точить надо на месте, на производственном участке.

– Владимир Александрович, вас послушаешь, так и нет особых проблем на вашем участке…
– В принципе да. Народ вроде доволен, жить стало лучше. Уже год как мы в новом здании. Построен большой ангар, раньше не хватало мест для ремонта техники, теперь – красота.

Главное за неделю