27 января 2016

«Убитых» лифтов в Новодвинске нет

Гибель 36-летней москвички в шахте лифта элитного ЖК «Алые паруса» – уже вторая за последний месяц трагедия, произошедшая из-за неисправности лифта. Меньше месяца назад в столице погиб 10-месячный малыш, получивший многочисленные травмы при обрыве троса лифта. Все это заставляет задуматься о том, насколько безопасны подъемники в наших домах. За комментариями мы обратились к Сергею Анисимову, директору одной из организаций, обслуживающих лифты в нашем городе.

Лучше, чем в Архангельске

– Сергей, сколько сегодня работает лифтов в Новодвинске?

– Ваш город небольшой – высотных зданий немного. Всего подъемников в Новодвинске – около 70. Наша организация обслуживает не все – в зоне ответственности чуть более 50 машин.

– И как вы оцениваете состояние лифтового хозяйства в нашем городе?

– Давайте начнем с того, что нормативный срок службы лифта – 25 лет, а средний возраст домов «30+». По истечении нормативного срока проводится экспертиза, подготавливается заключение и выносится решение. После этого можно про-длить срок службы лифта, но максимум на 3 года, либо заменить его. Через три года история повторяется: экспертиза – решение – продление срока службы. Добавлю, что экспертизу проводят специальные организации, которые имеют государственную аккредитацию.

– Вы хотите сказать, что лифты в нашем городе в плохом состоянии?

– Не будем никого пугать: лифты в большинстве домов Новодвинска в удовлетворительном состоянии, ведь кроме экспертиз обслуживающая организация проводит ежемесячное техническое обслуживание, регулярные регламентные работы и т. д. Скажу честно, что в Новодвинске ситуация с лифтами лучше, чем в Архангельске. Видимо, это связано с тем, что жилищный фонд в городе длительное время управлялся одной УК – МУП «Жилкомсервис» – и там все «лифтовые» вопросы решали оптом. Наверное, поэтому совсем «убитых» лифтов в Новодвинске нет.

Прибыль или жизнь

– Лифты обслуживаются ежемесячно?

– Конечно. Лифт – объект повышенной опасности, как автомобиль, например. Вы же не сядете в заведомо неисправную машину, так и здесь – любой механизм, а лифт – это сложная электро-механическая система, – требует регулярного внимания механиков. Кроме того, работает и круглосуточная аварийно-диспетчерская служба – на случай, если вы вдруг застряли в лифте. Диспетчер вызовет аварийную бригаду и поможет вам разобраться в ситуации.

– Если все так, то почему все же лифты падают, а люди гибнут?

– Как и везде, присутствует человеческий фактор – в той же аварии в ЖК «Алые паруса» обвинили как раз механика, ответственного за подъемник.

А вы посмотрите, что он сказал в свое оправдание: «Я обслуживал слишком много лифтов и не успевал проследить за каждым». В СМИ звучала цифра в 60–70 лифтов, за которые отвечал этот человек. Вдумайтесь: 60–70 машин, это по 3–4 лифта в день. О каком качестве можно говорить? Я убежден, что качественно обслуживать лифты механик может, имея нагрузку в 15–20 машин в месяц. Так он и в лифте появляется не раз в месяц, да и помнит «каждую трещинку» своих подопечных.

– Почему же не ввести норму обслуживания на одного механика?

– В том то и дело, что это нужно сделать. Как во времена Советского Союза: тогда механики по лифтам не могли обслуживать более 17 машин. Сейчас нормирование отдано на откуп самой организации, обслуживающей подъемники, а там – кто в лес, кто по дрова. В погоне за прибылью проще навесить на одного механика больше лифтов.

Сегодня правила эксплуатации лифта у нас в стране отсутствуют вообще. Специалистов-лифтовиков мало, более того, этой специальности и не учат нигде: есть только шестимесячные курсы, по окончании которых выдается допуск на работы в шахте лифта и с подъемным оборудованием. Государственные образовательные учреждения, как мы ни просили, не включили специальность «механик по обслуживанию лифтов» в свои программы.

Проблему с кадрами в этой отрасли нужно решать, так как специалисты стареют, а молодежь идти работать с лифтами не очень хочет – зарплаты невысоки, к сожалению.

– А в чем проблема – в тарифах? Ведь население регулярно платит за обслуживание лифтов.

– Проблема в том, что между собственниками и обсуживающей лифты организацией стоит «прослойка» в виде управляющей компании. Мы наблюдаем парадокс: с населения УК собирает одни деньги «за обслуживание и ремонт», а реально обслуживает лифты за другие деньги. Мы страдаем от системы торгов, когда цены уменьшают в несколько раз. На торги приходят московские фирмы, которые демпингуют и «роняют» цену до немыслимых 600–700 рублей за лифт. Им нужен объем: один механик у них работает с 70–80, а то и 90 лифтами, а где качество? Качество страдает…

Заниматься своим делом

– Какой выход из этой ситуации?

– Выход прост, его давно предлагают многие обслуживающие компании – необходимо вывести обслуживание опасных объектов, таких как внутридомовые газопроводы, электропроводка и лифтовое хозяйство, из ведения управляющих компаний. Пусть каждый занимается своим делом: управляющие компании обслуживают дом, осуществляют текущий ремонт, подметают улицы, моют подъезды. А опасными объектами должны заниматься специализированные организации. И тарифы должны быть отдельными, и налаженная система прямых платежей: заключил дом (собственники) договор с фирмой на обслуживание лифтов и ей платит, с нее же и спрашивает.

– А что происходит сегодня, если ваши специалисты находят неисправность в лифте, которая может угрожать его безопасности или работоспособности?

– Мы пишем письма с рекомендациями: мол, нужно срочно заменить, например, редуктор.

А управляющая компания рассматривает и принимает решение. С ТСЖ, повторюсь, проще – там мы рекомендуем что-то отремонтировать, они проводят собрание, принимают решение и собирают деньги. В случае с УК процедура длинная: сами подумайте, кто из собственников быстро примет решение о том, что нужно скинуться на ремонт лифта?

Капитальный ремонт лифта – это затраты в 2–2,5 миллиона рублей. Попасть в федеральные программы капитального ремонта лифтов очень сложно.

Вот и получается: денег на капитальный ремонт нет, чтобы получить заключение, УК должна заплатить около 30 тысяч рублей. Проще было бы специализированным организациям напрямую работать с домом.

А еще нужно установить обязательные правила, которые нужно будет выполнять неукоснительно, установить ответственность за нарушение этих требований. Техника должна качественно и своевременно обслуживаться. Государство не должно отстраняться от этого.

Лучше, чем в Архангельске

– Сергей, сколько сегодня работает лифтов в Новодвинске?

– Ваш город небольшой – высотных зданий немного. Всего подъемников в Новодвинске – около 70. Наша организация обслуживает не все – в зоне ответственности чуть более 50 машин.

– И как вы оцениваете состояние лифтового хозяйства в нашем городе?

– Давайте начнем с того, что нормативный срок службы лифта – 25 лет, а средний возраст домов «30+». По истечении нормативного срока проводится экспертиза, подготавливается заключение и выносится решение. После этого можно про-длить срок службы лифта, но максимум на 3 года, либо заменить его. Через три года история повторяется: экспертиза – решение – продление срока службы. Добавлю, что экспертизу проводят специальные организации, которые имеют государственную аккредитацию.

– Вы хотите сказать, что лифты в нашем городе в плохом состоянии?

– Не будем никого пугать: лифты в большинстве домов Новодвинска в удовлетворительном состоянии, ведь кроме экспертиз обслуживающая организация проводит ежемесячное техническое обслуживание, регулярные регламентные работы и т. д. Скажу честно, что в Новодвинске ситуация с лифтами лучше, чем в Архангельске. Видимо, это связано с тем, что жилищный фонд в городе длительное время управлялся одной УК – МУП «Жилкомсервис» – и там все «лифтовые» вопросы решали оптом. Наверное, поэтому совсем «убитых» лифтов в Новодвинске нет.

Прибыль или жизнь

– Лифты обслуживаются ежемесячно?

– Конечно. Лифт – объект повышенной опасности, как автомобиль, например. Вы же не сядете в заведомо неисправную машину, так и здесь – любой механизм, а лифт – это сложная электро-механическая система, – требует регулярного внимания механиков. Кроме того, работает и круглосуточная аварийно-диспетчерская служба – на случай, если вы вдруг застряли в лифте. Диспетчер вызовет аварийную бригаду и поможет вам разобраться в ситуации.

– Если все так, то почему все же лифты падают, а люди гибнут?

– Как и везде, присутствует человеческий фактор – в той же аварии в ЖК «Алые паруса» обвинили как раз механика, ответственного за подъемник.

А вы посмотрите, что он сказал в свое оправдание: «Я обслуживал слишком много лифтов и не успевал проследить за каждым». В СМИ звучала цифра в 60–70 лифтов, за которые отвечал этот человек. Вдумайтесь: 60–70 машин, это по 3–4 лифта в день. О каком качестве можно говорить? Я убежден, что качественно обслуживать лифты механик может, имея нагрузку в 15–20 машин в месяц. Так он и в лифте появляется не раз в месяц, да и помнит «каждую трещинку» своих подопечных.

– Почему же не ввести норму обслуживания на одного механика?

– В том то и дело, что это нужно сделать. Как во времена Советского Союза: тогда механики по лифтам не могли обслуживать более 17 машин. Сейчас нормирование отдано на откуп самой организации, обслуживающей подъемники, а там – кто в лес, кто по дрова. В погоне за прибылью проще навесить на одного механика больше лифтов.

Сегодня правила эксплуатации лифта у нас в стране отсутствуют вообще. Специалистов-лифтовиков мало, более того, этой специальности и не учат нигде: есть только шестимесячные курсы, по окончании которых выдается допуск на работы в шахте лифта и с подъемным оборудованием. Государственные образовательные учреждения, как мы ни просили, не включили специальность «механик по обслуживанию лифтов» в свои программы.

Проблему с кадрами в этой отрасли нужно решать, так как специалисты стареют, а молодежь идти работать с лифтами не очень хочет – зарплаты невысоки, к сожалению.

– А в чем проблема – в тарифах? Ведь население регулярно платит за обслуживание лифтов.

– Проблема в том, что между собственниками и обсуживающей лифты организацией стоит «прослойка» в виде управляющей компании. Мы наблюдаем парадокс: с населения УК собирает одни деньги «за обслуживание и ремонт», а реально обслуживает лифты за другие деньги. Мы страдаем от системы торгов, когда цены уменьшают в несколько раз. На торги приходят московские фирмы, которые демпингуют и «роняют» цену до немыслимых 600–700 рублей за лифт. Им нужен объем: один механик у них работает с 70–80, а то и 90 лифтами, а где качество? Качество страдает…

Заниматься своим делом

– Какой выход из этой ситуации?

– Выход прост, его давно предлагают многие обслуживающие компании – необходимо вывести обслуживание опасных объектов, таких как внутридомовые газопроводы, электропроводка и лифтовое хозяйство, из ведения управляющих компаний. Пусть каждый занимается своим делом: управляющие компании обслуживают дом, осуществляют текущий ремонт, подметают улицы, моют подъезды. А опасными объектами должны заниматься специализированные организации. И тарифы должны быть отдельными, и налаженная система прямых платежей: заключил дом (собственники) договор с фирмой на обслуживание лифтов и ей платит, с нее же и спрашивает.

– А что происходит сегодня, если ваши специалисты находят неисправность в лифте, которая может угрожать его безопасности или работоспособности?

– Мы пишем письма с рекомендациями: мол, нужно срочно заменить, например, редуктор.

А управляющая компания рассматривает и принимает решение. С ТСЖ, повторюсь, проще – там мы рекомендуем что-то отремонтировать, они проводят собрание, принимают решение и собирают деньги. В случае с УК процедура длинная: сами подумайте, кто из собственников быстро примет решение о том, что нужно скинуться на ремонт лифта?

Капитальный ремонт лифта – это затраты в 2–2,5 миллиона рублей. Попасть в федеральные программы капитального ремонта лифтов очень сложно.

Вот и получается: денег на капитальный ремонт нет, чтобы получить заключение, УК должна заплатить около 30 тысяч рублей. Проще было бы специализированным организациям напрямую работать с домом.

А еще нужно установить обязательные правила, которые нужно будет выполнять неукоснительно, установить ответственность за нарушение этих требований. Техника должна качественно и своевременно обслуживаться. Государство не должно отстраняться от этого.

Поделиться
12531