25 ноября 2020

У фельдшера Ксении Петровой путь в профессию проходит через красную зону

Молодой фельдшер Архангельской станции скорой медицинской помощи Ксения Петрова с марта трудится в ковидной бригаде. Работу на скорой выпускница медицинского колледжа начала с участия в областном конкурсе профессионального мастерства «Лучшая выездная бригада» в 2019 году.

У фельдшера Ксении Петровой путь в профессию проходит через красную зону

На следующий день после получения диплома вместе с однокурсником она наравне с опытными медиками проходила все соревновательные этапы: ДТП с участием мотоциклиста, сердечно-легочная реанимация взрослого и ребенка, расшифровка кардиограммы, выполнение различных манипуляций.

Конкурс проходил в условиях, максимально приближенных к реальным, и стал отличным опытом. Наша героиня на себе ощутила, насколько важно умение работать в команде и понимать друг друга без слов. А через несколько дней после этого состязания приступила к работе на центральной подстанции Архангельской областной станции скорой медицинской помощи.

– Реанимационную помощь у нас в колледже преподавал Андрей Сергеевич Любов. Занятия начались на четвертом курсе, и я сразу почувствовала, что это мое. Когда началась практика на скорой помощи, ходила практически каждый день, хотя нужно было всего три раза в неделю, оставалась допоздна, – рассказывает Ксения. – К конкурсу Андрей Сергеевич нас готовил на протяжении нескольких месяцев. Он сам еще работает фельдшером на Ломоносовской подстанции скорой помощи, так что на мой выбор специальности повлиял и его пример.

Ксения Петрова поступила в медицинский колледж в 2015 году. Решила, что медицина наиболее соответствует ее жизненным ценностям: в семье ей всегда старались привить такие качества, как доброта, стремление помогать людям.

Для родителей выбор оказался неожиданным: они представители гуманитарных профессий, а дочка в детстве боялась врачей, не любила ходить в больницы и даже могла потерять сознание от вида крови.

– При этом на протяжении всех лет учебы я видела от них только мощную поддержку, как и сейчас. Они мной гордятся, хотя и немного боятся за меня, потому что всякие ситуации бывают: и заболеть легко, и с разными людьми сталкиваешься, – отмечает девушка.

Когда Ксения пришла на работу на скорую помощь, по сравнению с сегодняшними реалиями это было довольно стабильное время. Начинала вторым номером в фельдшерской бригаде – помогала более опытному коллеге.

– Потребовались месяц-два, чтобы втянуться. Все было для меня новым плюс чисто физически тяжело: когда нет лифта – поднимаемся со всем оборудованием по лестнице, своими силами выносим пациентов для госпитализации. Морально тоже было нелегко, потому что пациенты и их родственники по-разному себя ведут, нужно контролировать свои эмоции и иногда окружающих сдерживать. Через семь месяцев перешла в первые номера – это новая ступень ответственности. Ты осматриваешь пациента, назначаешь все лечебные манипуляции, решаешь вопрос о госпитализации. Тоже понадобилось время, чтобы привыкнуть, а потом началась пандемия, – рассказывает наша собеседница.

С марта молодой фельдшер работает в ковидной бригаде, выезжающей к пациентам с высокой температурой, к контактным лицам, к больным коронавирусом или пневмонией. Нагрузка высокая – 22–25 вызовов в сутки, на станцию заезжают только на обед и для пересменки. Даже летом работали так интенсивно, как зимой в эпидемию гриппа.

– Мы не ожидали, с чем столкнемся. Лето, жарко, а надо всю смену находиться в защитном костюме, разумеется, периодически меняя его. Сначала казалось очень необычным – работать в защитных костюмах. Еще запотевают очки, трудно дышать, –  делится Ксения Петрова. – Количество вызовов возросло в разы. Потом вроде бы первая волна пошла на спад, но длилось это недолго – снова начался подъем. Болеют люди разного возраста – среди тех, кто переносит Covid-19 в тяжелой форме, есть и пожилые, и молодые. Но у людей старшего поколения быстрее нарастают осложнения.

В красной зоне сотрудники скорой помощи могут оказаться в любой квартире, даже если изначально их вызвали по поводу высокого давления или болей в животе. Диспетчеры при приеме вызовов подробно спрашивают все симптомы, но некоторые люди скрывают истинное положение дел. Не раз случалось, когда приезжаешь на вызов, а пациент случайно проговаривается, что у него пропадало обоняние или даже что у него лежит постановление Роспотребнадзора о соблюдении карантина.

На скорой помощи Ксения Петрова работает с июля прошлого года. За это время многие вещи открыла для себя с новой стороны.

– Оказывается, непросто оказывать помощь в общественном месте,  например в магазине или кафе, когда вокруг много народу, все смотрят на происходящее, а ты в этот момент выполняешь сердечно-легочную реанимацию, –  рассказывает девушка. – Требуется стрессоустойчивость и умение ни на что не отвлекаться при работе с пациентом, который кричит от боли, плачет, паникует. За время работы я стала терпеливее и спокойнее к этому относиться, сначала пропускала все через себя и переживала. Понимаю, что так нельзя: к работе нужно подходить с холодной головой, к тому же так можно быстро получить профессиональное выгорание. Но и без сопереживания никак.

Ксения делится, что самые тяжелые в эмоциональном плане для нее вызовы к онкологическим больным, которым уже нельзя помочь. Делаешь обезболивающий укол, но понимаешь, что это лишь облегчит состояние, и то ненадолго…

Ночные вызовы на черепно-мозговые травмы и ножевые ранения, как правило, сопряжены с агрессией, в том числе со стороны пострадавших.

– Такое часто бывает, что и угрожают, и хамят. Люди находятся в алкогольном или наркотическом опьянении. Помощь все равно необходимо оказать, поэтому стараешься просто с ними поговорить, сглаживаешь. Если не получается – вызываем Росгвардию, они помогают, либо на месте уже есть полиция, – говорит Ксения Петрова.

Молодой фельдшер добрым словом вспоминает медколледж. Говорит, что на практике убедилась: специалистов там готовят хорошо – чему учили, то и пригодилось.

А еще на учебе она познакомилась со своими лучшими друзьями. С некоторыми из них работает на одной подстанции, ребята общаются и поддерживают друг друга. На вопрос о мотивации, которая поможет более активно привлекать молодых специалистов, Ксения отвечает так:

– Многие говорят, что заработная плата, но я так не считаю. Безусловно, это важный фактор, и условия труда должны быть достойные. Но человек никогда не выберет медицину только ради денег. В эту сферу можно идти, только если ты этим живешь, к этому лежит душа. И здесь, мне кажется, важно поднимать авторитет профессии. Почаще рассказывать и наглядно показывать работу скорой помощи, больше рассказывать о людях, которыми можно восхищаться. Я, например, когда увидела работу скорой помощи изнутри,  сразу решила, что хочу здесь работать. До этого даже таких мыслей не было.

Ксения активно занимается самообразованием, много читает профессиональную литературу и думает о том, чтобы получить высшее образование.

– Что касается дальнейшей работы, то, скорее всего, в любом случае останусь на скорой помощи, нигде больше себя не вижу, –  отмечает она. – Когда удалось облегчить состояние пациента или даже вернуть его к жизни,  понимаешь, ради чего живешь и работаешь.

Факты

Служба скорой медицинской помощи региона представлена двумя станциями скорой медицинской помощи в Архангельске и в Северодвинске и 20 отделениями СМП, которые являются структурными подразделениями центральных городских и районных больниц.

В регионе организовано более ста выездных бригад скорой. На выездных бригадах трудятся 98 врачей, 680 средних медицинских работников, в том числе фельдшеров.

Всего в службе скорой помощи Архангельской области трудятся 1562 сотрудника, в том числе 131 врач, 853 специалиста со средним медицинским образованием и 63 человека младшего медицинского персонала.

Ежегодно бригады скорой медицинской помощи Архангельской области выполняют порядка 360 тысяч вызовов. В докоронавирусный период структура первичных обращений выглядела так: 89% вызовов – внезапные заболевания, остальные – травмы и отравления.

Наталья Сенчукова

Поделиться
79179