17 августа 2017

Твой черед настал, молодой звонарь

Его называли первым звонарем России, Иваном Великим колокольного искусства, а был он простым архангельским мужиком из пинежского рода земляков другого Ивана – святого земли Русской Иоанна Кронштадтского. В этом году ему бы исполнилось 65.

С музыкой такой…

Впрочем, не такой он был и простой – тезка царя – Иван Васильевич: историк-педагог по образованию, научный сотрудник и главный хранитель музея деревянного зодчества «Малые Корелы», но не по нему была пыльная работа в закрытых помещениях, а вот море, небо, простор родной земли, колокола…

Дни и ночи он проводил на звоннице часовни, сам сделавшись его экспонатом, на который показывали туристам. Но он не мог оторваться: «Кто хоть раз позвонил, от колоколов не отойдет». Говорят, они раздвигают пространство, растягивают время, лечат боль. Я тоже однажды обнаружила, что колокол может быть плоским и скучным, когда звонишь оглохшим – без души, и совсем другим – полнозвучным, красивым, если на колокольню взбираешься с радостным сердцем. И сразу вспоминаются знаменитые строчки из песни иеромонаха Романа: «Твой черед настал, молодой звонарь, пробуди простор, посильней ударь.С музыкой такой хоть иди на смерть, много ли тебе, Русь святая, петь?».

Такие звоны, только прислушайся, издают колокола на графических листах Евгения Зимирева, который ходил с Даниловым на Аляску. Видела их на выставке, подготовленной музеем ИЗО при поддержке министерства культуры к 60-летию Ивана Васильевича. Там же – макеты деревянных колоколен и сами колокола, много фотографий и писем, в которых просят возродить колокольную музыку в их городе.

Планета № 29 345

Данилов восстанавливал звоны в Ленинграде, Валааме, Новгороде, Ростове Великом, именно его малиновым языком заговорили колокола храма Василия Блаженного на Красной площади в великий праздник 45-летия Победы, его слушали и за границами, и в маленьких городках российской глубинки типа Борисоглебска и Каргополя, он стал инициатором Всесоюзного фестиваля колокольной музыки… А сколько еще не успел! Но главное все-таки сделал – основал свою школу, из которой вышли Андрей Дьячков, Владимир Петровский, Олег и Яна Юнины, Анна Тропина…

– Я не знал лично Ивана Васильевича, – заметил Олег Юнин, – но мне рассказывал Андрей Дьячков, как они вместе сочиняли морские и космические звоны, вот такая получается цепочка… Памяти Данилова я посвятил «Звездный дождь», а с Яной мы исполняем ансамблем «Большую Медведицу»…

Да-да, Данилов особенно любил в телескоп наблюдать за звездами, ждал и получал вдохновение от неба. Есть свой колокольный голос даже у моря – он его слышал. Два его цикла – «Глубинные звоны» и «Космические звоны» – родились в Северном Ледовитом океане. Это было тогда же – в 90-х годах, когда звонарь с набором колоколов отправился на парусных судах в путешествие до Аляски, когда давал концерты в странах Западной Европы. Плавучей звонницей называли его суда – реконструированные ладью, шхуну, коч XVII–XVIII веков. К сожалению, Иван Данилов умер раньше, чем успел закончить эти циклы. Недаром его именем названа малая планета Солнечной системы под номером 29 345.

Выставка «Планета Иван Данилов» расположена на втором этаже церкви Вознесения Господня (Каргопольско-Онежский сектор музея «Малые Корелы»).

 

И для тех, кто влюбился…

Музыку Ивана Данилова можно услышать в фильмах «Дым Отечества» и «Россия молодая», а еще в мультфильме по сказкам Бориса Шергина и Сергея Писахова «Архангельские новеллы». Самого же его можно увидеть в фильме «Матвеева радость», где он исполняет роль Устина Бородатого. Там же звучат его звоны. В 80-х годах «Мелодия» выпустила две пластинки Ивана Данилова. Эти перезвоны с восторгом слушали академик Дмитрий Лихачев, писатель Федор Абрамов, известный северный ученый Ксения Гемп.

– Что о нем может лучше рассказать? – говорила вдова Елена Михайловна Дорофеева. – Лодки, обетные кресты, которые он находил в своих экспедициях, те колокола, что он с друзьями отыскивал на скотных дворах в пожарных частях, вторчермете, звоны, оставшиеся в наших душах… Еще мы смогли издать его книжку сказок, которые Иван сочинял с юных лет, со смешными иллюстрациями Ирины Светоносовой.

Сказки – еще одно проявление его яркой, самобытной натуры. Сочинять начал их еще в детстве с легкой руки сурской бабушки Анны Андреевны, которая знала много историй. Адресата определял тоже своеобразно: «для тех, кто запоздает, кто крадется, кто удирает, и для тех, кто раз в жизни влюбился». В 1976-м была их первая публикация в «Северном комсомольце».

– Никогда не думал, что в наше время есть еще люди, сочиняющие сказки, – заметил тогда писатель Василий Ледков. – В них поражает стройность композиции и поэтичность, как в любой народной сказке.

Сказки богатыря

Иван Данилов обладал уникальным даром увидеть чудесное в обыденном, из простого события сделать неожиданные мудрые выводы. Каждая его сказка – маленькая притча, написанная живым, образным языком. И такое впечатление, что он их не сочинял специально, а находил случайно в своих путешествиях – в лесу, на берегу моря, на дороге, где подобрал старый топор… Мне больше всего нравятся истории про двух братьев, несших хлеб и соль, да в лесу заблудившихся, про компас-маточку и чайку-верхоглядку с Белого моря, про мужицкую заработанную копейку, что царской тяжелее… Он и сам был будто из сказки или, вернее, былины про Иванушку-богатыря – сильного, чернобородого, улыбчивого.

– Иван Данилов – явление русского национального характера, – написала о нем литературовед Елена Галимова. – Наверное, самое сокровенное в русском человеке – его высокая непрагматичность, неспособность довольствоваться материальным, жить себе в утробу – свойство, к сожалению, постепенно утрачиваемое многими. Ивану это свойство было присуще в превосходной степени. Самым насущным было для него нематериальное – звоны, сказки… Он своею жизнью напоминал нам о человеческом – любого человека – предназначении: реализовать себя, чтобы отдать другим. Это очень просто сформулировать, гораздо труднее – осуществить.

С музыкой такой…

Впрочем, не такой он был и простой – тезка царя – Иван Васильевич: историк-педагог по образованию, научный сотрудник и главный хранитель музея деревянного зодчества «Малые Корелы», но не по нему была пыльная работа в закрытых помещениях, а вот море, небо, простор родной земли, колокола…

Дни и ночи он проводил на звоннице часовни, сам сделавшись его экспонатом, на который показывали туристам. Но он не мог оторваться: «Кто хоть раз позвонил, от колоколов не отойдет». Говорят, они раздвигают пространство, растягивают время, лечат боль. Я тоже однажды обнаружила, что колокол может быть плоским и скучным, когда звонишь оглохшим – без души, и совсем другим – полнозвучным, красивым, если на колокольню взбираешься с радостным сердцем. И сразу вспоминаются знаменитые строчки из песни иеромонаха Романа: «Твой черед настал, молодой звонарь, пробуди простор, посильней ударь.С музыкой такой хоть иди на смерть, много ли тебе, Русь святая, петь?».

Такие звоны, только прислушайся, издают колокола на графических листах Евгения Зимирева, который ходил с Даниловым на Аляску. Видела их на выставке, подготовленной музеем ИЗО при поддержке министерства культуры к 60-летию Ивана Васильевича. Там же – макеты деревянных колоколен и сами колокола, много фотографий и писем, в которых просят возродить колокольную музыку в их городе.

Планета № 29 345

Данилов восстанавливал звоны в Ленинграде, Валааме, Новгороде, Ростове Великом, именно его малиновым языком заговорили колокола храма Василия Блаженного на Красной площади в великий праздник 45-летия Победы, его слушали и за границами, и в маленьких городках российской глубинки типа Борисоглебска и Каргополя, он стал инициатором Всесоюзного фестиваля колокольной музыки… А сколько еще не успел! Но главное все-таки сделал – основал свою школу, из которой вышли Андрей Дьячков, Владимир Петровский, Олег и Яна Юнины, Анна Тропина…

– Я не знал лично Ивана Васильевича, – заметил Олег Юнин, – но мне рассказывал Андрей Дьячков, как они вместе сочиняли морские и космические звоны, вот такая получается цепочка… Памяти Данилова я посвятил «Звездный дождь», а с Яной мы исполняем ансамблем «Большую Медведицу»…

Да-да, Данилов особенно любил в телескоп наблюдать за звездами, ждал и получал вдохновение от неба. Есть свой колокольный голос даже у моря – он его слышал. Два его цикла – «Глубинные звоны» и «Космические звоны» – родились в Северном Ледовитом океане. Это было тогда же – в 90-х годах, когда звонарь с набором колоколов отправился на парусных судах в путешествие до Аляски, когда давал концерты в странах Западной Европы. Плавучей звонницей называли его суда – реконструированные ладью, шхуну, коч XVII–XVIII веков. К сожалению, Иван Данилов умер раньше, чем успел закончить эти циклы. Недаром его именем названа малая планета Солнечной системы под номером 29 345.

Выставка «Планета Иван Данилов» расположена на втором этаже церкви Вознесения Господня (Каргопольско-Онежский сектор музея «Малые Корелы»).

 

И для тех, кто влюбился…

Музыку Ивана Данилова можно услышать в фильмах «Дым Отечества» и «Россия молодая», а еще в мультфильме по сказкам Бориса Шергина и Сергея Писахова «Архангельские новеллы». Самого же его можно увидеть в фильме «Матвеева радость», где он исполняет роль Устина Бородатого. Там же звучат его звоны. В 80-х годах «Мелодия» выпустила две пластинки Ивана Данилова. Эти перезвоны с восторгом слушали академик Дмитрий Лихачев, писатель Федор Абрамов, известный северный ученый Ксения Гемп.

– Что о нем может лучше рассказать? – говорила вдова Елена Михайловна Дорофеева. – Лодки, обетные кресты, которые он находил в своих экспедициях, те колокола, что он с друзьями отыскивал на скотных дворах в пожарных частях, вторчермете, звоны, оставшиеся в наших душах… Еще мы смогли издать его книжку сказок, которые Иван сочинял с юных лет, со смешными иллюстрациями Ирины Светоносовой.

Сказки – еще одно проявление его яркой, самобытной натуры. Сочинять начал их еще в детстве с легкой руки сурской бабушки Анны Андреевны, которая знала много историй. Адресата определял тоже своеобразно: «для тех, кто запоздает, кто крадется, кто удирает, и для тех, кто раз в жизни влюбился». В 1976-м была их первая публикация в «Северном комсомольце».

– Никогда не думал, что в наше время есть еще люди, сочиняющие сказки, – заметил тогда писатель Василий Ледков. – В них поражает стройность композиции и поэтичность, как в любой народной сказке.

Сказки богатыря

Иван Данилов обладал уникальным даром увидеть чудесное в обыденном, из простого события сделать неожиданные мудрые выводы. Каждая его сказка – маленькая притча, написанная живым, образным языком. И такое впечатление, что он их не сочинял специально, а находил случайно в своих путешествиях – в лесу, на берегу моря, на дороге, где подобрал старый топор… Мне больше всего нравятся истории про двух братьев, несших хлеб и соль, да в лесу заблудившихся, про компас-маточку и чайку-верхоглядку с Белого моря, про мужицкую заработанную копейку, что царской тяжелее… Он и сам был будто из сказки или, вернее, былины про Иванушку-богатыря – сильного, чернобородого, улыбчивого.

– Иван Данилов – явление русского национального характера, – написала о нем литературовед Елена Галимова. – Наверное, самое сокровенное в русском человеке – его высокая непрагматичность, неспособность довольствоваться материальным, жить себе в утробу – свойство, к сожалению, постепенно утрачиваемое многими. Ивану это свойство было присуще в превосходной степени. Самым насущным было для него нематериальное – звоны, сказки… Он своею жизнью напоминал нам о человеческом – любого человека – предназначении: реализовать себя, чтобы отдать другим. Это очень просто сформулировать, гораздо труднее – осуществить.

Поделиться
23140