Турбизнес не только выжил, но и развивается

Сегодня много говорится о том, что Архангельская область обладает огромным потенциалом в сфере туризма. Немало и делается для того, чтобы в регион шел поток туристов, а значит, и пополнялся бюджет области. О том, как эта отрасль перенесла пандемию, каким туристическим потенциалом обладает Поморье рассказала директор Туристского информационного центра (ТИЦ) Архангельской области Светлана Корницкая.

— Чем занимается ТИЦ?

— ТИЦ — это туристско-информационный центр, куда может обратится любой желающий за консультациями по путешествиям в нашей области. Такие центры сегодня имеются практически в каждом регионе. Мы — областной центр, и в наши задачи входит также продвижение турпотенциала Архангельской области.

Мы работаем с готовым турпродуктом: рассказываем о нем посредством нашего областного турпортала и социальных сетей ВКонтакте, Facebook, Instagram и даже в Tiktok о наших возможностях. Мы можем рассказать — что посмотреть, где остановиться, как добраться и где турист может поесть. Запросы к нам поступают по почте, в онлайн консультанте на портале, по телефону, в месенджерах и конечно в соцсетях.

Зачастую, люди желающие приехать в наш регион, совершенно не представляют его расстояний. Сотрудники центра уточняют запланированную логистику, количество дней путешествия и корректируют, добавляя новые возможности на пути.

Светлана Корницкая

Важно различать при этом — от кого поступил запрос: семья на авто или экспедиция, у которой совсем другие задачи, или это деловой турист, у которого почти нет времени, но желание познакомиться с территорией есть. В офисе мы с удовольствием поделимся картами-схемами области и города, выдадим календарь событий, познакомим с полезными ссылками, иногда дарим открытки с видами области.

— И все это – бесплатные услуги?

— Именно так. И консультация и печатная продукция — все бесплатно. При этом принцип «бесплатности» действует на запросы любой сложности. Короткие запросы, это к примеру, уточнение контактов необходимых объектов (музеев, кафе, гостевых домов), а бывают запросы, которые занимают достаточно большое количество времени: составления маршрутов и полноценное ведение туристов по региону.

Некоторые туристы, например, задавая вопрос про Каргополь, как бы заодно спрашивают посоветовать режим работы музея в Ломоносово, из чего следует, что вероятно, они не совсем ясно представляют наши расстояния и логистику. В этом случае, как вы понимаете, обработка запроса занимает больше времени.

В нашей области во многих районах существуют подобные центры: в Приморском районе и отдельно на Соловках, в Пинежском — в Карпогорах, в Мезенском в дер.Кимжа, в Онежском, Каргпольском, Вельском, Устьянском, Котласском, Красноборском, Ленском, Коношском, в Котласе и даже в Коряжме. Это очень удобно.

Во-первых, они помогают информационно нам — областному ТИЦ. Мы не можем знать все. А они — да. Во-вторых, это прекрасно, когда на удаленных территориях заинтересованы в приеме туристов, и могут их сопровождать такими же бесплатными консультациями.

Сейчас, например, мы совместно с сотрудниками из девяти районов ведем в чате ВКонтакте команду блогеров, которая отправилась по далеким северным деревням в экспедицию «Русский Север в объятьях зимы» абсолютно не по стандартным маршрутам. В этом году просто шквал экспедиций.

Доля самостоятельных туристов увеличивается из года в год. Этому способствует и изменившиеся информационные каналы, рассказывающие о доступности в плане туризма. Судя по охватам наших ресурсов и запросам, а также наблюдениям коллег в области, мы понимаем, что наша информация востребована и реально пользуется спросом.

— Прошлый год был тяжелым для отрасли туризма из-за накладываемых пандемией ограничений. Как чувствует себя туриндустрия?

— Туриндустрия на этапе переосмысления. На старте пандемии, еще ранней весной, мы отработали с районами новые экскурсионные предложения, которые ориентировались на малые группы — от 2-5 человек, в основном семейную аудиторию, передвигающуюся по региону на собственном авто.

Сложно, но мы перестроили коллег в области на новую реальность — ушли от ожидания школьных групп, перестроились на более мобильную аудиторию.

Мы, со своей стороны предложили туристу и жителям Архангельска отдельные лэндинги, подробно рассказывающие о самостоятельных маршрутах: прогулочный маршрут и гастрономический путеводитель по Архангельску, маршрут в Куртяево, на родину М.В.Ломоносова, к карстовым пещерам Пинеги, на Новодвинскую крепость, на остров Ягры к Белому морю, в Пинежье — в Верколу и Суру, в самые красивые деревни Мезенского района — Кимжу и Кильцу, в Заостровье, в Онегу: к Белому морю, на Кий остров, в Ворзогоры и Поонежье и отдельную информацию о возможности речных прогулок из Архангельска. Этой зимой мы создали специальную страничку «Катай дома», посвященную стадионам и горнолыжным паркам.

Что касается турбизнеса, то -да, для них сейчас очень сложный период. Но гораздо легче его проходят те, кто задолго до пандемии отслеживал все тенденции и пытался быть впереди. Как говорила Алиса из Зазеркалья, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Таким образом, к примеру действует культурно-ландшафтный парк «Голубино».

Еще на этапе строительства лесного отеля, они понимали, что точкой притяжения их гостей является прекрасная северная природа, карстовые пещеры и олешки. Их ставка на устойчивый туризм приносит свои плоды, уважение к территории и людям, на которой развивается их бизнес. Теперь они культурно-ландшафтный парк, который реализует туры не только в Голубино, но и в деревни Мезенского района — Кимжу и Кильцу, имеющие официальный статус «Самые красивые деревни России».

Команда парка «Голубино» развивает тему родины Дежнева. Они гордятся своей территорией, что подкупает и привлекает внимание. Как результат — постоянный спрос.

Второй пример – туркомплекс «Малые Карелы», в свое время был единственным, к которому не иссякала тропа туристов. Они тоже пережили неблагоприятные времена, но перестроились. Сегодня это не только комфортный объект размещения в двух шагах от самого большого в России музея деревянного зодчества. Это активное комплекса услуг: туров выходного дня и экскурсионных программ.

Что касается туроператорской деятельности, да — им сложно. Они разрабатывают официальные туры, ориентированные на группы и обеспечивают их в условиях ограничений. На такой продукт есть свой клиент, люди, которые хотят получить гарантированный укомплектованный турпродукт с обеспечением профессионального сопровождения. В этом есть свои плюсы.

Также это те люди, которые не хотят заниматься самостоятельным выстраиванием маршрута, им легче обратится к профессионалам, чтобы не стыковать весь маршрут. Сегодня туроператоры все чаще стали предлагать туры, рассчитанные на малые индивидуальные группы.

Это достаточно сложно, так как стоимость услуг на Севере отличается хотя бы с точки зрения больших расстояний. Многое решила бы некая коллаборация среди игроков турбизнеса в целом, совмещение интересов друг друга и уменьшение цены на ожидаемый продукт. Это вопрос коммуникации B2B и этому, как мне кажется, нам всем еще необходимо поучиться.

Пандемия повысила интерес к автобусным турам из Архангельска, например в Каргополь и Верколу. Положительные отзывы туристов по этим направлениям все чаще появляются в интернете. Вообще, по моим ощущениям, большинство операторов задумалось над своими предложениями.

— В последние годы много говорят о гастрономическом туризме. Сможет ли область стать одним из центров этого перспективного направления?

— Гастрономическая составляющая в путешествии — неотъемлемая часть новых впечатлений. Каждый турист в ТИЦ задает вопрос, где можно отведать местных блюд. На территории области эти предложения имеются в гостевых домах и даже в домах культуры. В устьянских Шангалах, к примеру, местные бабушки учат традиционной выпечке в русской печи. Разве это не волшебство сегодняшних дней?

Такое ни в каких книгах не прочитаешь. В Каргополе проводится гастрономический фестиваль «Баранье воскресенье», в рамках которого в большом чане готовят блюдо из баранины. В Коноше есть программа, посвященная кухне старообрядцев. Традиции живы, их охотно демонстрируют в наших селах, предлагая пройти мастер-классы. Это настоящий конек!

Еще два года назад тема гастрономического туризма даже для Архангельска была представлена достаточно слабо.

Сегодня же мы все чаще наблюдаем интерес архангельских рестораторов работать с региональной кухней. Именно поэтому мы смогли в прошлом году предложить туристам гастрономический путеводитель по Архангельску, в котором подчеркнули кафе и рестораны, расположенные на экскурсионных маршрутах и предлагающие блюда с местным характером, плюс рынок и фермерские лавки, где можно приобрести гастрономические сувениры.

Вообще, я уверена, что ресторан, активно работающий с трендом разработки уникальной локальной кухни, может сам по себе стать отдельным объектом притяжения в регион, ради которого турист поедет знакомиться с территорией.

Как сказал Артемий Лебедев, спрос всегда выше предложения, скорее всего, ваше предложение не очень… Владельцы кафе и ресторанов, не видя желаемых толп туристов в своих заведениях, ориентируются по привычке на местного жителя. К сожалению, мало кто учитывает делового туриста, который составляет практически половину потока региона и мог бы стать классическим туристом, но не увидел и не получил интересных предложений, в том числе впечатляющего локального меню, интригующих экскурсий.

Фото из архива Международного эногастрономического центра

Такая же ситуация сегодня и по части кафе и ресторанов в области. Наш центр в конце 2020 года инициировал проект-конкурс «АРХИкухня». Нас поддержало Агентство регионального развития, а в качестве партнеров выступили министерство культуры и министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.

Мы хотели в это непростое для рестораторов время поддержать поваров и кондитеров, дать им возможность проявить себя, рассказать о своем видении локальной кухни. В рамках проекта было рассказано о гастрономических специалитетах региона, о гастрономической карте России и проведены различные мастер-классы.

Отвечая на вопрос кратко — да, наш регион может завоевать звезды гастрономического туризма, но эти звезды зажгутся в конкурентной борьбе. Плыть по течению не получится. Один из хэдлайнеров проекта «Архикухня», московский шеф Станислав Песоцкий поделился своим впечатлением: «Архангельская область — это скопление продуктовых брендов, но без глубинного их понимания ничего не сдвинется. К этому нужно прийти и, прежде всего, внутренне и духовно». Абсолютно с ним согласна. Не любя и не погружаясь в изучение «самого себя» ничего не получится.

У нас есть рыба, водоросли, дикоросы, полезнейший северный мед, чага, архангельские козули, мармелад из наших северных ягод, кулебяки, рыбники и многое другое. Водоросли – это полнейший эксклюзив, хочется чтобы на столах каждого ресторана, расположенного на экскурсионном маршруте, стояла симпатичная бутылочка с дроблеными водорослями: хочешь – посыпай блюдо. Для нас может быть это обычным, а для гостей — уникально.

— Какие потенциальные точки притяжения туристов еще недостаточно вовлечены в туриндустрию. И что для этого надо сделать?

— Все, если честно. О проблемных зонах каждой территории хорошо рассказывается в недавно представленной концепции развития туризма.

С точки зрения областного ТИЦ мы мечтаем о времени, когда сможем с гордостью направлять туристов в Онежский район на побережье Белого моря любоваться красотами Севера, одновременно погружаясь в историю этих мест. Сейчас там появились предприниматели, которые готовы развивать свой бизнес именно здесь. Строится аквапарк, по словам владельцев он готов уже процентов на 75. В Онега запущен рельсовый автобус, запланировано строительство дороги. Перспективы обнадеживают, но необходим новый рывок.

Наипрекраснейший Сольвычегодск, который мы называем «тайной кладовой России». Да, непростая логистика, но зато на расстоянии от мегаполисов, при четкой навигации и расписание паромов — это только плюс путешествия. Сольвычегодск — мощнейшее культурное наследие: фамильные храмы Строгановых, усольская эмаль, каменные купеческие дома, место ссылки Иосифа Сталина и родина известной литературной мистификации Козьмы Пруткова. К тому же, Сольвычегодск известен как бальнеологический курорт. Это Бомба! Совместить приятное с полезным: приехать на недельный курс лечения уникальными грязями и стать туристом в интереснейшем месте России.

Из Сольвычегодска можно вернуться не только здоровым, но и культурно обогащенным. В городе есть шикарная гостиница «Купеческая», но нет мест общественного питания. Ежегодно проходит празднование арт-фестиваля «Козьмы Пруткова», который когда-то привлекал огромное количество литераторов. Очень жалко, что территория развивается медленно, потому что действительно является «тайной кладовой России».

Котлас — транспортный узел, через который проходит, к сожалению мимо, огромный поток туристов в Великий Устюг. У Котласа есть своя собственная замечательная тема для привлечения тоже целевой аудитории.

— Палеонтология?

— Да. Сегодня мы эту тему пытаемся развивать с администрацией и ТИЦ Котласа. Уже сейчас на городской набережной есть «Двинопарк», в котором можно наблюдать фигуры звероящеров, выполненных из арт-бетона: скутозавр, иностранцевия, двиния, котлассия, двинозавр.

Звероящеры — это реальная история Котласа, основанная на мировой сенсации открытий палеонтолога В.П. Амалицкого в конце 19 века. Недалеко от города сохранилось реальное место раскопок звероящеров, разработана экскурсионная программа, от причала отходит теплоход к месту раскопок.

В краеведческом музее можно познакомиться с артефактами и фотографиями истории раскопок Амалицкого. Для детей и семейной аудитории получила развитие тема «Кота ласкового».

— Притом, что название города никакого отношения к коту не имеет.

— Да, но людям нужна легенда. Это все та же экономика впечатлений. Когда несколько лет назад возникла тема с котом, у местной администрации были сомнения, но бизнесу это понравилось. Появился ростовая кукла, потом «Квас Кота ласкового». Позже Котлас разработал проект «Кот-пешеход», установив фигуры котов по пешеходному маршруту. На сколько я знаю, маршрут пользуется пользуется популярностью у индивидуальных и групповых туристов.

Ну, и напоследок — это Холмогорский район.

— Родина Ломоносова все-таки!

Именно! Очень четкая связка, которую не нужно объяснять туристам: Архангельск — Холмогоры — Ломоносов. Личность Ломоносова была и является гордостью для региона, но для туризма этого недостаточно. В этом году, спустя 40 лет в музее Ломоносова обновлена. экспозиция. И пускай это будет первый и самый маленький шажок на пути к развитию Земли Ломоносова. Благодаря новым проектам «Ровдина гора», «Фестиваль света и попутного ветра», музей лодок — одно из важнейших исторических мест России обретает новой жизнью. У территории есть необходимый потенциал и перспектива для комплексного развития.

— Как туристы и ваш центр узнаете друг о друге?

— Хороший вопрос и непростой. День ото дня растет количество туристов, просто знающих о том, что есть такие центры. Однажды посетив такой центр в одном городе, они автоматически ищут такие же в другом. Отлично работает сарафанное радио.

Большое количество запросов поступает в онлайн консультанте нашего портала www.pomorland.travel, по почте и в социальных сетях (все чаще вопросы поступают в инстаграм. Нас рекомендуют гостиницы и музеи. Бесплатные карты-схемы с контактами центра встречают гостей в аэропорту Архангельска.

Наши проекты: фотоконкурс «Открытый Север», «Архикухня», «Получи открытку с Севера», основными задачами которых является продвижение, также привлекают внимание к нашему центру. Сегодня рассказать о себе стоит немалых денег, поэтому мы благодарны за любую возможность познакомить с возможностями туристской — информационного центра Архангельской области. Планируйте путешествия и обращайтесь к нам за консультациями.

Туристско-информационный центр Архангельской области находится в Архангельске на ул. Свободы, 8, www.pomorland.travel , info@pomorland.travel.

+7 (8182) 21-40-82, +7 (921) 071-21-21 (Viber, WhatsApp)

https://www.instagram.com/open.north/

https://www.facebook.com/opennorth

https://vk.com/opennorth

https://www.tiktok.com/@open.north

Анатолий Беднов

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 17 февраля 2021 г.