25 мая 2014

Три метра до обрыва

Совсем недалеко от Архангельска, за Лодьмой, по дороге на Зимний берег Белого моря расположено древнее селение Ижма. А в нем храм, которому в этом году будет 335 лет.

Величавый, без тщеславия

Ижемский приход — один из древнейших в Архангельском крае. Как и полагается, в приходе свой храм. Он был освящен в 1679 году. Главный престол — в честь праздника Преображения Господня, а придельные — во имя Антония Великого и во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

В ижемском храме нет излишней величавости или чрезмерного декоративного тщеславия. Все в нем прочно, просто, спокойно. Хотя его внешний вид совершенно необычен для северного зодчества. Больше всего церковь похожа на огромный амбар: массивный сруб-куб под простой четырехскатной крышей, без каких-либо пристроек.

Деревянные храмы такого типа напоминают канонический пятиглавый каменный храм. Однако, строенные «на каменное дело», они в русском зодчестве не получили распространения. Северным мастерам-плотникам в таких строениях невозможно было проявить свою вольную фантазию. В Поморье было возведено несколько подобных деревянных церквей: в Ворзогорах (1636 и 1793 гг.), Малошуйке (1873 г.), Нижмозере (вторая пол. XIX в.), Пурнеме (1860 г.), Нименьге (1878 г.). Такая традиция просуществовала в Поморье в период с XVII и до конца XIX века. Только у всех перечисленных строений алтарь выделен из общего объема отдельным срубом, да и пропорциональный строй несколько другой.

Раритетные окна

Ижемский храм — архаичный, сдержанный, строгий. Лишь большое количество оконных проемов разных размеров, конфигурации и декоративной обработки прорезают его высокие глухие стены. Покоряют очаровательные окошки на восточной стене храма. 

В традиционном русском зодчестве было принято, что если помещение освещалось тремя окнами на одной стене, то среднее из них чем-либо отличалось от боковых (размерами или более богатой отделкой) и называлось «красным». Так и здесь. Завораживают тщательность и чистота отделки оконных косяков, подтесок бревен у проемов. Очаровывает мягкая пластика.

8c1d5

Замечательные окна восточного фасада — древнейший элемент традиционного народного сооружения, они сами по себе — уникальный раритет. Окна с килевидными арочками во всей Архангельской области (подумать только!) сохранились лишь на ижемском храме.

Строили архангельские монахи?

При возведении храма его крыша была другая. Мы не знаем, какой формы, но то, что над ним возвышались три главы, подтверждают документальные источники. Очевидно, при устройстве трехглавия стремились выделить во внешнем облике три престола. Историки предполагают, что над каждым приделом возвышался шатер.

Трехшатровое завершение в северном деревянном зодчестве было весьма редким. Можно предположить, что образцом для первоначального облика Преображенского храма в Ижме (а может, и других) стал трехшатровый (и тоже трехпридельный) деревянный собор Михайло-Архангельского монастыря, возведенный в середине XVII века. Изображение этого собора сохранилось на панораме Архангельска 1694 года. Может быть, и храм в Ижме возвели монахи Михайло-Архангельского монастыря.

Резным колоннам три века

Три шатра ижемского храма, увенчанные главами с высокими крестами, три вертикали, контрастные длинной улице жилых домов и плоскому равнинному ландшафту, четко пропечатывались на фоне матово-жемчужного северного неба. Стройные силуэты трех шатров придавали особое звучание северному пейзажу. Но между шатрами скапливался снег, и оттуда трудно было отводить дождевые потоки. Вероятно, именно эта проблема стала причиной полной перестройки крыши храма через 38 лет после его возведения, в 1717 году. На крутой четырехскатной крыше установили «классическое» пятиглавие, получившее широкое распространение в русской деревянной храмовой архитектуре с начала XVIII века. При перестройке были установлены и колонны. Средние — круглого сечения, крайние — изящной резьбы. Конечно, резные колонны имелись во многих других двинских и поморских деревянных храмах, но сохранились только в Ильинской церкви (1798 г.) села Сельцо (теперешнего Виноградовского района) и в церкви в Ижме. Таким образом, резные колонны тоже раритет.

Спасение архитектора Милеева

Однажды в самом начале ХХ века после бурного половодья речка Ижма так размыла берег близ северной стены Преображенского храма, что возникла реальная опасность обрушения строения. К тому времени храму уже «исполнилось» два с четвертью столетия и он обветшал: сруб существенно перекосило на восток (как карточный домик), а восточная стена была подперта бревнами-упорами. Древнее сооружение надо было срочно спасать.

Это удалось сделать петербуржскому архитектору-реставратору Дмитрию Милееву («У Белого моря», № 15 от 17.04.2014 г.). Он приехал сюда из Петербурга в первые годы ХХ века определить, сколь ценен храм в историческом и художественном отношении и можно ли его сохранить, а не разобрать, как хотел местный священник. Наметанным глазом исследователь сразу оценил значимость древнего строения. Архитектор нашел на высоком берегу реки другой подходящий участок для строительства. В 1911 году храм был полностью разобран и выстроен вновь по проекту реставрации и под руководством Милеева. Ему было поставлено единственное условие: разобрать и построить церковь за один строительный сезон.

Молодежь молодежи рознь

А однажды, в 1970–1980-е годы, храм загорелся. Какие-то недоумки подожгли его изнутри. Тушили всей деревней. Слава богу, спасли.

Летом 1986 года сюда приехал отряд молодежи из Москвы. Ребята бесплатно отремонтировали крышу строения, заменив некоторые несущие конструкции и покрыв ее рубероидом. Закрыли-укутали и церковные главы. Сделали так же тщательно и любовно, как и безвестные зодчие деревенской святыни — до сих пор нет повреждений!

Московская молодежь отремонтировала северный храм, ижемская и балбесы-дачники надругались над ним. Будучи там позапрошлой осенью, ужаснулась: северная алтарная дверь сорвана с петель, стены и даже колонны исписаны-изрисованы матерными словами и похабными рисунками, повсюду битые бутылки, мусор. К сожалению, большинству местных жителей до храма нет никакого дела.

Загубим или сохраним?

И самая главная беда — от северо-восточного угла храма до речного обрыва осталось три метра. Это всего два размаха моих рук! Обрыв высокий — метров пять. Еще две весны, два ледохода — и… Страшно подумать, что может случиться с уникальным строением. Но если принять срочные меры — все еще поправимо. Найдем ли второго Милеева? Кто теперь спасет забытый уникальный ижемский храм?

Любовь Шаповалова

Три метра до обрыва

Величавый, без тщеславия

Ижемский приход — один из древнейших в Архангельском крае. Как и полагается, в приходе свой храм. Он был освящен в 1679 году. Главный престол — в честь праздника Преображения Господня, а придельные — во имя Антония Великого и во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

В ижемском храме нет излишней величавости или чрезмерного декоративного тщеславия. Все в нем прочно, просто, спокойно. Хотя его внешний вид совершенно необычен для северного зодчества. Больше всего церковь похожа на огромный амбар: массивный сруб-куб под простой четырехскатной крышей, без каких-либо пристроек.

Деревянные храмы такого типа напоминают канонический пятиглавый каменный храм. Однако, строенные «на каменное дело», они в русском зодчестве не получили распространения. Северным мастерам-плотникам в таких строениях невозможно было проявить свою вольную фантазию. В Поморье было возведено несколько подобных деревянных церквей: в Ворзогорах (1636 и 1793 гг.), Малошуйке (1873 г.), Нижмозере (вторая пол. XIX в.), Пурнеме (1860 г.), Нименьге (1878 г.). Такая традиция просуществовала в Поморье в период с XVII и до конца XIX века. Только у всех перечисленных строений алтарь выделен из общего объема отдельным срубом, да и пропорциональный строй несколько другой.

Раритетные окна

Ижемский храм — архаичный, сдержанный, строгий. Лишь большое количество оконных проемов разных размеров, конфигурации и декоративной обработки прорезают его высокие глухие стены. Покоряют очаровательные окошки на восточной стене храма. 

В традиционном русском зодчестве было принято, что если помещение освещалось тремя окнами на одной стене, то среднее из них чем-либо отличалось от боковых (размерами или более богатой отделкой) и называлось «красным». Так и здесь. Завораживают тщательность и чистота отделки оконных косяков, подтесок бревен у проемов. Очаровывает мягкая пластика.

8c1d5

Замечательные окна восточного фасада — древнейший элемент традиционного народного сооружения, они сами по себе — уникальный раритет. Окна с килевидными арочками во всей Архангельской области (подумать только!) сохранились лишь на ижемском храме.

Строили архангельские монахи?

При возведении храма его крыша была другая. Мы не знаем, какой формы, но то, что над ним возвышались три главы, подтверждают документальные источники. Очевидно, при устройстве трехглавия стремились выделить во внешнем облике три престола. Историки предполагают, что над каждым приделом возвышался шатер.

Трехшатровое завершение в северном деревянном зодчестве было весьма редким. Можно предположить, что образцом для первоначального облика Преображенского храма в Ижме (а может, и других) стал трехшатровый (и тоже трехпридельный) деревянный собор Михайло-Архангельского монастыря, возведенный в середине XVII века. Изображение этого собора сохранилось на панораме Архангельска 1694 года. Может быть, и храм в Ижме возвели монахи Михайло-Архангельского монастыря.

Резным колоннам три века

Три шатра ижемского храма, увенчанные главами с высокими крестами, три вертикали, контрастные длинной улице жилых домов и плоскому равнинному ландшафту, четко пропечатывались на фоне матово-жемчужного северного неба. Стройные силуэты трех шатров придавали особое звучание северному пейзажу. Но между шатрами скапливался снег, и оттуда трудно было отводить дождевые потоки. Вероятно, именно эта проблема стала причиной полной перестройки крыши храма через 38 лет после его возведения, в 1717 году. На крутой четырехскатной крыше установили «классическое» пятиглавие, получившее широкое распространение в русской деревянной храмовой архитектуре с начала XVIII века. При перестройке были установлены и колонны. Средние — круглого сечения, крайние — изящной резьбы. Конечно, резные колонны имелись во многих других двинских и поморских деревянных храмах, но сохранились только в Ильинской церкви (1798 г.) села Сельцо (теперешнего Виноградовского района) и в церкви в Ижме. Таким образом, резные колонны тоже раритет.

Спасение архитектора Милеева

Однажды в самом начале ХХ века после бурного половодья речка Ижма так размыла берег близ северной стены Преображенского храма, что возникла реальная опасность обрушения строения. К тому времени храму уже «исполнилось» два с четвертью столетия и он обветшал: сруб существенно перекосило на восток (как карточный домик), а восточная стена была подперта бревнами-упорами. Древнее сооружение надо было срочно спасать.

Это удалось сделать петербуржскому архитектору-реставратору Дмитрию Милееву («У Белого моря», № 15 от 17.04.2014 г.). Он приехал сюда из Петербурга в первые годы ХХ века определить, сколь ценен храм в историческом и художественном отношении и можно ли его сохранить, а не разобрать, как хотел местный священник. Наметанным глазом исследователь сразу оценил значимость древнего строения. Архитектор нашел на высоком берегу реки другой подходящий участок для строительства. В 1911 году храм был полностью разобран и выстроен вновь по проекту реставрации и под руководством Милеева. Ему было поставлено единственное условие: разобрать и построить церковь за один строительный сезон.

Молодежь молодежи рознь

А однажды, в 1970–1980-е годы, храм загорелся. Какие-то недоумки подожгли его изнутри. Тушили всей деревней. Слава богу, спасли.

Летом 1986 года сюда приехал отряд молодежи из Москвы. Ребята бесплатно отремонтировали крышу строения, заменив некоторые несущие конструкции и покрыв ее рубероидом. Закрыли-укутали и церковные главы. Сделали так же тщательно и любовно, как и безвестные зодчие деревенской святыни — до сих пор нет повреждений!

Московская молодежь отремонтировала северный храм, ижемская и балбесы-дачники надругались над ним. Будучи там позапрошлой осенью, ужаснулась: северная алтарная дверь сорвана с петель, стены и даже колонны исписаны-изрисованы матерными словами и похабными рисунками, повсюду битые бутылки, мусор. К сожалению, большинству местных жителей до храма нет никакого дела.

Загубим или сохраним?

И самая главная беда — от северо-восточного угла храма до речного обрыва осталось три метра. Это всего два размаха моих рук! Обрыв высокий — метров пять. Еще две весны, два ледохода — и… Страшно подумать, что может случиться с уникальным строением. Но если принять срочные меры — все еще поправимо. Найдем ли второго Милеева? Кто теперь спасет забытый уникальный ижемский храм?

Любовь Шаповалова

Поделиться
2352