5 июня 2014

Три единицы

16 июня этого года мы отметим славную дату. 111 лет назад было образовано предприятие, которое сегодня называется МУП «Водоканал». Созданный на заемные деньги, МУП и сегодня в кредитах и долгах как в шелках. Выплывет ли?

Немного истории

Накануне распада СССР в сентябре 1991 года решением Архангельского городского Совета народных депутатов было создано МУП «Водоканал». Наследство советское досталось проблемное, но вполне работоспособное. Даже с некоторой прибылью позволяло работать. Правда, до тех пор, пока «Водоканалу» не передали островные территории. С тех пор МУП работало с нарастающим убытком.

Реконструкция назревала. Особенно если принять во внимание не раз высказанные намеки, что, мол, трубы, которые меняли еще при советской власти, были бракованные. И в 2003 году между МУП «Водоканал» и Европейским банком реконструкции и развития было заключено кредитное соглашение на сумму 346 миллионов рублей. Под гарантии Архангельской области.

Область гарантировать почему-то не спешила. Два года думала, но в 2005-м все-таки заключила с ЕБРР договор гарантии. И «Водоканал» начал выборку кредита. А заодно и освоение гранта Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения в размере почти 4 миллионов евро. Грант освоили. А ЕБРР, так как «Водоканал» по своим обязательствам деньги возвращать перестал, с июля 2012 года выборки приостановил. Подробно о том, на что были потрачены заемные и бонусные деньги, мы писали в материалах «Куда утекли миллионы «Водоканала» (№ 16 от 24.04.14) и «Водоканал» — визитная карточка Архангельска» (№ 11 от 20.03.14). А потому повторяться не будем.

За МУП заплатила область

Вокруг архангельского «Водоканала» страсти кипят уже не первый год. Но особый накал тема приобрела в последние два. 

С того момента, как губернатор Игорь Орлов озаботился «водной» безопасностью жителей областного центра. И стал вникать в состояние предприятия, призванного эту безопасность обеспечивать. Да тут еще угроза возникла отвечать по обязательствам МУПа перед ЕБРР за счет областного бюджета. Забегая вперед, скажем, что в конце концов опасения оправдались. В областной бюджет 2014 года были внесены поправки, которые позволяют полностью рассчитаться с кредитной организацией, то есть ЕБРР, за городской «Водоканал». Архангельской же области, таким образом, нанесен ущерб в размере 179,3 миллиона рублей.

Губернатор неоднократно просил руководство «Водоканала» и мэрии предоставить внятную программу по выводу предприятия из кризиса. «Водоканал» платил новые миллионы сторонним организациям, чтобы те дали свои рекомендации. Организации миллионы брали, а все рекомендации сводились к одной — нужен еще кредит на 7 миллиардов рублей. 

И то, чтобы только залатать дыры. О прибыли и стабильной работе речи даже не шло. А если разобраться, как топ-менеджемент «Водоканала» распорядился кредитом ЕБРР, то начинаешь сомневаться, что и этих денег хватит хотя бы на заплатки.

Проект реанимируют

На прошлой неделе Игорь Орлов озвучил информацию о своей встрече в Оулу, а затем и о телефонных переговорах с представителем ЕБРР в Санкт-Петербурге по поводу архангельского «Водоканала».

— Для того чтобы средства на реконструкцию жизненно важного для областного центра предприятия тратились эффективно, необходимы комплексные решения. Они касаются всей системы водоснабжения Архангельска: водоподготовки, передачи и очистки, — сказал губернатор на пресс-конференции. — Только в комплексном подходе, принятом во всем мире, удастся уравновесить интересы бизнеса и власти, чтобы добиться результата. Если восстанавливать систему кусками — проект будет последовательно убыточным.

Представители ЕБРР с его позицией согласились. При этом Игорь Орлов считает, что сначала придется разобраться с вопросами собственности на все составляющие предприятия. Отдавать деньги в МУП, чтобы они опять куда-то утекли, на этот раз, кажется, областная власть не намерена.

— Я не считаю позволительным «копать ямы» в Архангельске, пока не будет разработана грамотная и внятная система мониторинга движения воды на всех этапах, — заявил глава региона.

И пока не будет грамотной и внятной системы управления предприятием, хочется добавить к словам губернатора.

Нарушение на нарушении

Сумма рассосавшегося европейского кредита в 346 миллионов рублей по сравнению с заявленными семью миллиардами, конечно, мала. Но и из нее последовательное руководство «Водоканала» исхитрилось растратить немаленькие деньги. По итогам проверки исполнения федерального законодательства МУП «Водоканал» областной контрольно-ревизионной инспекцией установлено, что по каждому пункту инвестиционного плана реконструкции допущены разного рода финансовые нарушения. Их общий размер, по мнению комиссии, составил 277,451 миллиона рублей. Это только то, что обнаружила инспекция. А если в этом покопаются эксперты и компетентные органы? Тогда эта сумма может существенно увеличиться.

Пора уже хватать за руку

Каким же образом стало такое возможно, спросите вы. Тут было все: и недостоверные индексы базовых цен, и завышение стоимости контрактов, и кабальные условия договоров с подрядчиками, и нарушение сроков, и оплата невыполненных работ… Как пример. Стоимость закупленных в 2010 году сухих трансформаторов превышает цены, установленные производителями на аналогичное оборудование почти в два раза. А цена купленного «Водоканалом» распределительного щита отличается от заводской в 19(!) раз. Или вот такой финт. Проектно-сметная документация, составленная «Архгражданпроектом», которая прошла государственную экспертизу в 2007 году, предусматривала стоимость объекта в 103 миллиона рублей. А контракт, заключенный с подрядчиками в марте 2008-го по итогам конкурса, превысил ее на общую сумму в 74 миллиона рублей. И так далее, и так далее. А вы говорите… Остается только добавить, что руководили муниципальным предприятием и ставили свои подписи под договорами и контрактами — до 9 июня 2008 года Владимир Гармашов, а с 14 октября 2008 года — Сергей Рыжков. Первый, после таких успехов в деле освоения европейских денег, по сей день правая рука Виктора Павленко — заместитель мэра — руководитель аппарата. Второй — по-прежнему директор «Водоканала» и депутат Архангельской городской Думы.

Кстати

О счетчиках и ветхом жилье

О том, что решить проблему расселения ветхого и аварийного жилья в Архангельске можно только с помощью многоэтажного строительства, твердили не один год генеральный директор АГР Сергей Киткин, генеральный директор «Агентства ТС» Григорий Тарасулов, а также другие почетные и заслуженные строители. Лично я об этом слышу уже лет десять. На всех совещаниях и форумах. И вот сподобились. На сайте мэрии появилось следующее откровение:

«В условиях Архангельска с его инфраструктурными проблемами — именно многоэтажное строительство является наиболее выгодным с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Но по Федеральному закону № 185 средства по программам расселения аварийного жилья могут быть направлены на строительство многоэтажных домов, только в случае если жилфонд оборудован общедомовыми приборами учета. При этом на сегодня в столице Поморья общедомовыми счетчиками теплоэнергии оборудовано 97,2% домов, электроснабжения — 71,7%, водоснабжения — 19,4%. Таким образом, проблема соблюдения условий Фонда реформирования ЖКХ в части многоэтажного строительства заключается исключительно в установке общедомовых приборов на воду.

По действующему законодательству принять решение об установке общедомовых приборов учета должны собственники помещений в многоквартирных домах. Если собственники уклонились от принятия решения об установки общедомовых приборов учета, это должен делать МУП «Водоканал». Либо за счет собственной прибыли, либо за счет привлеченных инвестиций, с взысканием расходов с владельцев квартир».

Вопросы: почему до сих пор мэрия не нашла общего языка с собственниками и почему «Водоканал» не выполнил то, что обязан был сделать по действующему законодательству?

Немного истории

Накануне распада СССР в сентябре 1991 года решением Архангельского городского Совета народных депутатов было создано МУП «Водоканал». Наследство советское досталось проблемное, но вполне работоспособное. Даже с некоторой прибылью позволяло работать. Правда, до тех пор, пока «Водоканалу» не передали островные территории. С тех пор МУП работало с нарастающим убытком.

Реконструкция назревала. Особенно если принять во внимание не раз высказанные намеки, что, мол, трубы, которые меняли еще при советской власти, были бракованные. И в 2003 году между МУП «Водоканал» и Европейским банком реконструкции и развития было заключено кредитное соглашение на сумму 346 миллионов рублей. Под гарантии Архангельской области.

Область гарантировать почему-то не спешила. Два года думала, но в 2005-м все-таки заключила с ЕБРР договор гарантии. И «Водоканал» начал выборку кредита. А заодно и освоение гранта Фонда поддержки Экологического партнерства Северного измерения в размере почти 4 миллионов евро. Грант освоили. А ЕБРР, так как «Водоканал» по своим обязательствам деньги возвращать перестал, с июля 2012 года выборки приостановил. Подробно о том, на что были потрачены заемные и бонусные деньги, мы писали в материалах «Куда утекли миллионы «Водоканала» (№ 16 от 24.04.14) и «Водоканал» — визитная карточка Архангельска» (№ 11 от 20.03.14). А потому повторяться не будем.

За МУП заплатила область

Вокруг архангельского «Водоканала» страсти кипят уже не первый год. Но особый накал тема приобрела в последние два. 

С того момента, как губернатор Игорь Орлов озаботился «водной» безопасностью жителей областного центра. И стал вникать в состояние предприятия, призванного эту безопасность обеспечивать. Да тут еще угроза возникла отвечать по обязательствам МУПа перед ЕБРР за счет областного бюджета. Забегая вперед, скажем, что в конце концов опасения оправдались. В областной бюджет 2014 года были внесены поправки, которые позволяют полностью рассчитаться с кредитной организацией, то есть ЕБРР, за городской «Водоканал». Архангельской же области, таким образом, нанесен ущерб в размере 179,3 миллиона рублей.

Губернатор неоднократно просил руководство «Водоканала» и мэрии предоставить внятную программу по выводу предприятия из кризиса. «Водоканал» платил новые миллионы сторонним организациям, чтобы те дали свои рекомендации. Организации миллионы брали, а все рекомендации сводились к одной — нужен еще кредит на 7 миллиардов рублей. 

И то, чтобы только залатать дыры. О прибыли и стабильной работе речи даже не шло. А если разобраться, как топ-менеджемент «Водоканала» распорядился кредитом ЕБРР, то начинаешь сомневаться, что и этих денег хватит хотя бы на заплатки.

Проект реанимируют

На прошлой неделе Игорь Орлов озвучил информацию о своей встрече в Оулу, а затем и о телефонных переговорах с представителем ЕБРР в Санкт-Петербурге по поводу архангельского «Водоканала».

— Для того чтобы средства на реконструкцию жизненно важного для областного центра предприятия тратились эффективно, необходимы комплексные решения. Они касаются всей системы водоснабжения Архангельска: водоподготовки, передачи и очистки, — сказал губернатор на пресс-конференции. — Только в комплексном подходе, принятом во всем мире, удастся уравновесить интересы бизнеса и власти, чтобы добиться результата. Если восстанавливать систему кусками — проект будет последовательно убыточным.

Представители ЕБРР с его позицией согласились. При этом Игорь Орлов считает, что сначала придется разобраться с вопросами собственности на все составляющие предприятия. Отдавать деньги в МУП, чтобы они опять куда-то утекли, на этот раз, кажется, областная власть не намерена.

— Я не считаю позволительным «копать ямы» в Архангельске, пока не будет разработана грамотная и внятная система мониторинга движения воды на всех этапах, — заявил глава региона.

И пока не будет грамотной и внятной системы управления предприятием, хочется добавить к словам губернатора.

Нарушение на нарушении

Сумма рассосавшегося европейского кредита в 346 миллионов рублей по сравнению с заявленными семью миллиардами, конечно, мала. Но и из нее последовательное руководство «Водоканала» исхитрилось растратить немаленькие деньги. По итогам проверки исполнения федерального законодательства МУП «Водоканал» областной контрольно-ревизионной инспекцией установлено, что по каждому пункту инвестиционного плана реконструкции допущены разного рода финансовые нарушения. Их общий размер, по мнению комиссии, составил 277,451 миллиона рублей. Это только то, что обнаружила инспекция. А если в этом покопаются эксперты и компетентные органы? Тогда эта сумма может существенно увеличиться.

Пора уже хватать за руку

Каким же образом стало такое возможно, спросите вы. Тут было все: и недостоверные индексы базовых цен, и завышение стоимости контрактов, и кабальные условия договоров с подрядчиками, и нарушение сроков, и оплата невыполненных работ… Как пример. Стоимость закупленных в 2010 году сухих трансформаторов превышает цены, установленные производителями на аналогичное оборудование почти в два раза. А цена купленного «Водоканалом» распределительного щита отличается от заводской в 19(!) раз. Или вот такой финт. Проектно-сметная документация, составленная «Архгражданпроектом», которая прошла государственную экспертизу в 2007 году, предусматривала стоимость объекта в 103 миллиона рублей. А контракт, заключенный с подрядчиками в марте 2008-го по итогам конкурса, превысил ее на общую сумму в 74 миллиона рублей. И так далее, и так далее. А вы говорите… Остается только добавить, что руководили муниципальным предприятием и ставили свои подписи под договорами и контрактами — до 9 июня 2008 года Владимир Гармашов, а с 14 октября 2008 года — Сергей Рыжков. Первый, после таких успехов в деле освоения европейских денег, по сей день правая рука Виктора Павленко — заместитель мэра — руководитель аппарата. Второй — по-прежнему директор «Водоканала» и депутат Архангельской городской Думы.

Кстати

О счетчиках и ветхом жилье

О том, что решить проблему расселения ветхого и аварийного жилья в Архангельске можно только с помощью многоэтажного строительства, твердили не один год генеральный директор АГР Сергей Киткин, генеральный директор «Агентства ТС» Григорий Тарасулов, а также другие почетные и заслуженные строители. Лично я об этом слышу уже лет десять. На всех совещаниях и форумах. И вот сподобились. На сайте мэрии появилось следующее откровение:

«В условиях Архангельска с его инфраструктурными проблемами — именно многоэтажное строительство является наиболее выгодным с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Но по Федеральному закону № 185 средства по программам расселения аварийного жилья могут быть направлены на строительство многоэтажных домов, только в случае если жилфонд оборудован общедомовыми приборами учета. При этом на сегодня в столице Поморья общедомовыми счетчиками теплоэнергии оборудовано 97,2% домов, электроснабжения — 71,7%, водоснабжения — 19,4%. Таким образом, проблема соблюдения условий Фонда реформирования ЖКХ в части многоэтажного строительства заключается исключительно в установке общедомовых приборов на воду.

По действующему законодательству принять решение об установке общедомовых приборов учета должны собственники помещений в многоквартирных домах. Если собственники уклонились от принятия решения об установки общедомовых приборов учета, это должен делать МУП «Водоканал». Либо за счет собственной прибыли, либо за счет привлеченных инвестиций, с взысканием расходов с владельцев квартир».

Вопросы: почему до сих пор мэрия не нашла общего языка с собственниками и почему «Водоканал» не выполнил то, что обязан был сделать по действующему законодательству?

Поделиться
2617