4 сентября 2016

Тралфлот бьется за арктические проекты

При обсуждении проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» правительство Архангельской области в числе других предложений настаивает на том, чтобы во всех портах Арктической зоны РФ установить портовые сборы на одном уровне.

Архангельск – дорогой порт

Для нашего региона это принципиальная позиция, потому что ставки портовых и корабельных сборов в связи с удалением причалов и длительной ледокольной проводкой в портах Архангельск, Онега, Мезень – самые большие в ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики». Начиная с 2009 года областное правительство планомерно ведет работу по снижению ставок портовых сборов в морских портах нашего региона. Не раз отправлялись обращения в Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам, но результатов не было.

В мае 2013 года губернатор Игорь Орлов направил обращение по снижению портовых сборов президенту Владимиру Путину. И лед тронулся.

Президент дал поручение Федеральной службе по тарифам рассмотреть этот вопрос – и уже в ноябре 2013 года ставки на портовые сборы, которые взимает ФГУП «Росморпорт», были снижены на 20 процентов.

Однако ставки на корабельный сбор и услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, которые оказывает ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики», остались на прежнем уровне, потому что в обращении не была указана просьба снизить ставки корабельного сбора, которые взимает администрация порта.

– Прежде чем зайти в порт, суда платят очень много сборов: корабельный, канальный, маячный, навигационный, транспортный, ледокольный, лоцманский, экологический. Однако в Мурманске за судозаход платят 11 тысяч рублей, а в Архангельске за то, чтобы зайти в порт, – 133 тысячи! – рассказывает генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин. – В Санкт-Петербурге гораздо больше протяженность Балтики, а здесь-то всего «на кусочек» суда заходят в Белое море. Однако у нас зимой портовый сбор составляет 133 тысяч рублей, а в Питере – 89. Летом в Архангельске сбор 97 тысяч, а в Питере – 49. Где логика? За корабельный сбор здесь мы платим 17 тысяч рублей, а там – семь, канальный сбор здесь 26 тысяч, а там всего одна тысяча рублей! Как формируются эти ставки, с кем решать эти вопросы – нет никакой ясности. На мой взгляд, администрация морского порта – это структура, которая губит на корню всю инвестиционную деятельность, всю привлекательность порта города Архангельск. Суда в порт Архангельск не заходят. Два года я бьюсь, можно сказать, на коленях уговариваю их зайти сюда, починить пароходы, офрахтовать их, загрузиться-выгрузиться, но никто не идет, потому что всех отпугивают непомерно высокие ставки портовых сборов, – с горечью говорит генеральный директор АТФ.

Ставки сборов пересмотрят

23 августа вопрос о размерах сборов в портах Арктической зоны России был поднят во время рабочей встречи Владимира Путина и Игоря Орлова.

При обсуждении вопросов развития инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации речь зашла и о развитии Архангельского морского порта. Игорь Орлов обратился с просьбой к президенту обратить внимание на необходимость регулирования ставок портовых сборов. Глава нашего региона отметил, что порты Арктического морского бассейна находятся в различных географических, климатических, технологических и экономических условиях.

Например, порт Архангельск вносит существенный вклад в освоение Арктики, имеет большой потенциал для дальнейшего развития, но является одним из самых дорогих северных портов России.

– Значительная разница в стоимости портовых услуг снижает грузооборот портов с высокими ставками портовых сборов и вносит дисбаланс в развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны, – отметил Игорь Орлов, обращаясь к президенту. – В результате этого транспортные потоки фокусируются в более дешевых портах либо переориентируются на порты других бассейнов или за границу.

По мнению губернатора, единые ставки сборов в Арктическом морском бассейне позволят выстроить конкурентные отношения, основанные не на разнице цен, а на качестве услуги.

По итогам этой встречи Владимир Путин поручил заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву рассмотреть предложение архангельского губернатора и проверить обоснованность уровня тарифов портовых сборов.

Социально ответственное предприятие

В начале 2014 года акции Архангельского тралового флота перешли в частные руки. Между собственником – ООО «Вирма» – и правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, в котором прописан ряд социальных обязательств на пять лет. Время показало, что такое решение областного правительства было правильным. Сегодня АО «Архангельский траловый флот» – социально ответственное предприятие со стабильной экономикой, модернизированным флотом и развитой береговой структурой.

– АТФ реализует не только проекты, связанные с рыбой. Они построили ограждение спортплощадки возле одной из школ, – отметил губернатор Игорь Орлов, – у них есть проект, связанный с позиционированием региона на площадке Санкт-Петербургского экономического форума. Они участвуют в социальных проектах и благотворительных фондах Архангельской области. Они достаточно скромные люди, чтобы говорить о своих делах громко, но они реально это делают. Я удовлетворен тем, как идет наша совместная работа с Архангельским траловым флотом по созданию новой среды жизни и развития Архангельской области. Надеюсь, что наше сотрудничество с АТФ приносит пользу и самой компании.

7,5 метра – мало, надо 9

По сравнению с 2014 годом налоговая нагрузка Архангельского тралового флота выросла на 176 процентов. Только в 2015-м предприятие выплатило в бюджеты разных уровней более одного млрд рублей. Налог на прибыль составил 470 млн.
Однако без помощи региональной власти АТФ не обойтись. Взять хотя бы насущный вопрос о дноуглубительных работах.

– Современные суда с осадкой 8,5 метра не могут войти в Архангельский рыбный порт, потому что сейчас глубина на Маймаксанском грузовом участке составляет 7,5 метра, а нам нужна глубина девять метров, – рассказывает Алексей Заплатин. – Необходимо проводить дноуглубительные работы. Со стороны дока мы уже углубляли дно, иначе бы не смогли топить док и принимать суда. Нужно укреплять и причальную стенку, но сами мы ничего сделать не можем – это государственное имущество, мы его лишь арендуем.

Чтобы увеличить гарантированную глубину судового хода, следует со всеми обоснованиями обращаться в Правительство Российской Федерации. Министерству транспорта Архангельской области необходимо прорабатывать этот вопрос с капитанией порта Архангельск и, при наличии всех обоснований, готовить соответствующее обращение в Министерство транспорта Российской Федерации.

Губернатор – молодец, помогает

Есть еще одна проблема. Причалы, которые эксплуатирует Архангельский траловый флот, находятся в государственной собственности. Срок аренды завершается в 2017 году, и составлен договор так, что АТФ будет участвовать в тендере на общих основаниях с другими соискателями. Это очень беспокоит владельцев Архангельского тралового флота.

– Для нас очень важный вопрос, как мы будем жить после 2017 года. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы причальные стенки остались у нас. Хотим выиграть договор аренды, если уж не на 50 лет, то хотя бы лет на тридцать, – говорит Алексей Заплатин. – Вообще, у всех рыбаков одна проблема – изменение нашего законодательства. Действующий Закон «О рыболовстве» отсылает нас не к одному десятку поднормативных актов, постановлений правительства, вот над чем надо сейчас работать. Хочу отметить, что губернатор Игорь Орлов нам всячески помогает. На Госсовете очень жестко отстаивает позицию рыбаков – молодец! Не оставляет без внимания ни одно наше обращение. И по судостроению Игорь Орлов сделал все, чтобы мы первыми в России заложили строительство новых рыбопромысловых судов последнего поколения. Уже подписано соглашение с Выборгским судостроительным заводом, – отмечает Алексей Заплатин.

– Мы во всем поможем Архангельскому траловому флоту. Будем решать вопросы о причалах, тарифах, дноуглубительной работе, – отметил губернатор Игорь Орлов во время рабочей поездки на Маймаксанский грузовой участок АТФ. – У нас есть свои инструменты, есть понимание бизнеса. Мы можем здесь свести интересы разных структур, будем этим заниматься. Все вопросы, которые предпринимательство ставит перед правительством области, всегда будут в центре нашего внимания.

Зарплата рядового и инженерного состава на АТФ увеличилась в два и более раза. На базе техобслуживания АТФ трудится 84 человека. Просится на работу молодежь.

Архангельск завалили рыбой

В рыбном порту главе региона показали промышленные холодильники, вмещающие более пяти тысяч тонн рыбы. Кстати, в этом году холодильник увеличил грузооборот в полтора раза. Ознакомили с технологическим процессом рыбоперерабатывающего завода и цеха упаковки рыбной продукции.

– Жители Архангельска очень любят рыбу и много ее покупают. Я работал в Мурманске, Санкт-Петербурге, в Карелии – нигде не едят столько рыбы, сколько здесь, – рассказывает генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин. – Мы привозим в Архангельск очень много рыбы. Наши мощности загружены настолько, что региону с лихвой хватит рыбы только нашего тралфлота.

Сегодня рыбный порт АТФ обслуживает суда практически всех рыбопромысловых компаний Архангельска.

В прошлом году здесь отработано 14 транспортов и траулеров с рыбой АТФ и 34 судна других рыбопромысловых компаний. Объем рыбопродукции по прибрежной квоте, поставленной в порт, вырос в семь раз. Рыбный порт АТФ может стать частью логистической цепочки по доставке рыбы с Дальнего Востока по Северному морскому пути. Эту задачу в правительстве Архангельской области считают приоритетной.

Чтобы подготовиться к приему больших объемов продукции, в порту проводится модернизация имеющихся холодильников и строительство новых, приводится в порядок причальная линия. Для загрузки порта в зимнее время компания развивает перевалку генеральных грузов, прежде всего для арктических проектов: в Сабетту, на Ямал. В 2015 году здесь обработали 21 такое судно.
– Как порт мы переваливаем грузы для всевозможных компаний. К сожалению, рыбы идет мало, объемы падают, рыболовецкие суда не идут сюда, поэтому стараемся переваливать грузы, – рассказывает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин. – По мере сил будем стараться переваливать грузы, чтобы загрузить хотя бы инфраструктуру порта, но для Северного морского пути можем стать базовым портом по рыбе. На территории порта у нас имеются более 5000 тонн холодильных мощностей, еще десять тысяч тонн – у «Мясмолторга», недалеко от нашего порта, – то есть в части рыбы мы можем стать базовым портом по реализации арктических проектов, и мы бьемся за это.

Цифры
По прогнозам, до 2020 года АТФ получит 7 млрд рублей инвестиций.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

« Очень важно, что между властью и предпринимательским, рыболовецким сообществом у нас продуктивный диалог. Мы активно участвовали в новых законодательных решениях Федерации. Сегодня отрабатываем норматив, который позволит развиваться всем предприятиям рыбопромышленного комплекса, а на следующем этапе будем работать уже в рамках Правительства РФ.

Тралфлот бьется за арктические проекты

Архангельск – дорогой порт

Для нашего региона это принципиальная позиция, потому что ставки портовых и корабельных сборов в связи с удалением причалов и длительной ледокольной проводкой в портах Архангельск, Онега, Мезень – самые большие в ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики». Начиная с 2009 года областное правительство планомерно ведет работу по снижению ставок портовых сборов в морских портах нашего региона. Не раз отправлялись обращения в Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам, но результатов не было.

В мае 2013 года губернатор Игорь Орлов направил обращение по снижению портовых сборов президенту Владимиру Путину. И лед тронулся.

Президент дал поручение Федеральной службе по тарифам рассмотреть этот вопрос – и уже в ноябре 2013 года ставки на портовые сборы, которые взимает ФГУП «Росморпорт», были снижены на 20 процентов.

Однако ставки на корабельный сбор и услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, которые оказывает ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики», остались на прежнем уровне, потому что в обращении не была указана просьба снизить ставки корабельного сбора, которые взимает администрация порта.

– Прежде чем зайти в порт, суда платят очень много сборов: корабельный, канальный, маячный, навигационный, транспортный, ледокольный, лоцманский, экологический. Однако в Мурманске за судозаход платят 11 тысяч рублей, а в Архангельске за то, чтобы зайти в порт, – 133 тысячи! – рассказывает генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин. – В Санкт-Петербурге гораздо больше протяженность Балтики, а здесь-то всего «на кусочек» суда заходят в Белое море. Однако у нас зимой портовый сбор составляет 133 тысяч рублей, а в Питере – 89. Летом в Архангельске сбор 97 тысяч, а в Питере – 49. Где логика? За корабельный сбор здесь мы платим 17 тысяч рублей, а там – семь, канальный сбор здесь 26 тысяч, а там всего одна тысяча рублей! Как формируются эти ставки, с кем решать эти вопросы – нет никакой ясности. На мой взгляд, администрация морского порта – это структура, которая губит на корню всю инвестиционную деятельность, всю привлекательность порта города Архангельск. Суда в порт Архангельск не заходят. Два года я бьюсь, можно сказать, на коленях уговариваю их зайти сюда, починить пароходы, офрахтовать их, загрузиться-выгрузиться, но никто не идет, потому что всех отпугивают непомерно высокие ставки портовых сборов, – с горечью говорит генеральный директор АТФ.

Ставки сборов пересмотрят

23 августа вопрос о размерах сборов в портах Арктической зоны России был поднят во время рабочей встречи Владимира Путина и Игоря Орлова.

При обсуждении вопросов развития инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации речь зашла и о развитии Архангельского морского порта. Игорь Орлов обратился с просьбой к президенту обратить внимание на необходимость регулирования ставок портовых сборов. Глава нашего региона отметил, что порты Арктического морского бассейна находятся в различных географических, климатических, технологических и экономических условиях.

Например, порт Архангельск вносит существенный вклад в освоение Арктики, имеет большой потенциал для дальнейшего развития, но является одним из самых дорогих северных портов России.

– Значительная разница в стоимости портовых услуг снижает грузооборот портов с высокими ставками портовых сборов и вносит дисбаланс в развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны, – отметил Игорь Орлов, обращаясь к президенту. – В результате этого транспортные потоки фокусируются в более дешевых портах либо переориентируются на порты других бассейнов или за границу.

По мнению губернатора, единые ставки сборов в Арктическом морском бассейне позволят выстроить конкурентные отношения, основанные не на разнице цен, а на качестве услуги.

По итогам этой встречи Владимир Путин поручил заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву рассмотреть предложение архангельского губернатора и проверить обоснованность уровня тарифов портовых сборов.

Социально ответственное предприятие

В начале 2014 года акции Архангельского тралового флота перешли в частные руки. Между собственником – ООО «Вирма» – и правительством Архангельской области было заключено акционерное соглашение, в котором прописан ряд социальных обязательств на пять лет. Время показало, что такое решение областного правительства было правильным. Сегодня АО «Архангельский траловый флот» – социально ответственное предприятие со стабильной экономикой, модернизированным флотом и развитой береговой структурой.

– АТФ реализует не только проекты, связанные с рыбой. Они построили ограждение спортплощадки возле одной из школ, – отметил губернатор Игорь Орлов, – у них есть проект, связанный с позиционированием региона на площадке Санкт-Петербургского экономического форума. Они участвуют в социальных проектах и благотворительных фондах Архангельской области. Они достаточно скромные люди, чтобы говорить о своих делах громко, но они реально это делают. Я удовлетворен тем, как идет наша совместная работа с Архангельским траловым флотом по созданию новой среды жизни и развития Архангельской области. Надеюсь, что наше сотрудничество с АТФ приносит пользу и самой компании.

7,5 метра – мало, надо 9

По сравнению с 2014 годом налоговая нагрузка Архангельского тралового флота выросла на 176 процентов. Только в 2015-м предприятие выплатило в бюджеты разных уровней более одного млрд рублей. Налог на прибыль составил 470 млн.
Однако без помощи региональной власти АТФ не обойтись. Взять хотя бы насущный вопрос о дноуглубительных работах.

– Современные суда с осадкой 8,5 метра не могут войти в Архангельский рыбный порт, потому что сейчас глубина на Маймаксанском грузовом участке составляет 7,5 метра, а нам нужна глубина девять метров, – рассказывает Алексей Заплатин. – Необходимо проводить дноуглубительные работы. Со стороны дока мы уже углубляли дно, иначе бы не смогли топить док и принимать суда. Нужно укреплять и причальную стенку, но сами мы ничего сделать не можем – это государственное имущество, мы его лишь арендуем.

Чтобы увеличить гарантированную глубину судового хода, следует со всеми обоснованиями обращаться в Правительство Российской Федерации. Министерству транспорта Архангельской области необходимо прорабатывать этот вопрос с капитанией порта Архангельск и, при наличии всех обоснований, готовить соответствующее обращение в Министерство транспорта Российской Федерации.

Губернатор – молодец, помогает

Есть еще одна проблема. Причалы, которые эксплуатирует Архангельский траловый флот, находятся в государственной собственности. Срок аренды завершается в 2017 году, и составлен договор так, что АТФ будет участвовать в тендере на общих основаниях с другими соискателями. Это очень беспокоит владельцев Архангельского тралового флота.

– Для нас очень важный вопрос, как мы будем жить после 2017 года. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы причальные стенки остались у нас. Хотим выиграть договор аренды, если уж не на 50 лет, то хотя бы лет на тридцать, – говорит Алексей Заплатин. – Вообще, у всех рыбаков одна проблема – изменение нашего законодательства. Действующий Закон «О рыболовстве» отсылает нас не к одному десятку поднормативных актов, постановлений правительства, вот над чем надо сейчас работать. Хочу отметить, что губернатор Игорь Орлов нам всячески помогает. На Госсовете очень жестко отстаивает позицию рыбаков – молодец! Не оставляет без внимания ни одно наше обращение. И по судостроению Игорь Орлов сделал все, чтобы мы первыми в России заложили строительство новых рыбопромысловых судов последнего поколения. Уже подписано соглашение с Выборгским судостроительным заводом, – отмечает Алексей Заплатин.

– Мы во всем поможем Архангельскому траловому флоту. Будем решать вопросы о причалах, тарифах, дноуглубительной работе, – отметил губернатор Игорь Орлов во время рабочей поездки на Маймаксанский грузовой участок АТФ. – У нас есть свои инструменты, есть понимание бизнеса. Мы можем здесь свести интересы разных структур, будем этим заниматься. Все вопросы, которые предпринимательство ставит перед правительством области, всегда будут в центре нашего внимания.

Зарплата рядового и инженерного состава на АТФ увеличилась в два и более раза. На базе техобслуживания АТФ трудится 84 человека. Просится на работу молодежь.

Архангельск завалили рыбой

В рыбном порту главе региона показали промышленные холодильники, вмещающие более пяти тысяч тонн рыбы. Кстати, в этом году холодильник увеличил грузооборот в полтора раза. Ознакомили с технологическим процессом рыбоперерабатывающего завода и цеха упаковки рыбной продукции.

– Жители Архангельска очень любят рыбу и много ее покупают. Я работал в Мурманске, Санкт-Петербурге, в Карелии – нигде не едят столько рыбы, сколько здесь, – рассказывает генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин. – Мы привозим в Архангельск очень много рыбы. Наши мощности загружены настолько, что региону с лихвой хватит рыбы только нашего тралфлота.

Сегодня рыбный порт АТФ обслуживает суда практически всех рыбопромысловых компаний Архангельска.

В прошлом году здесь отработано 14 транспортов и траулеров с рыбой АТФ и 34 судна других рыбопромысловых компаний. Объем рыбопродукции по прибрежной квоте, поставленной в порт, вырос в семь раз. Рыбный порт АТФ может стать частью логистической цепочки по доставке рыбы с Дальнего Востока по Северному морскому пути. Эту задачу в правительстве Архангельской области считают приоритетной.

Чтобы подготовиться к приему больших объемов продукции, в порту проводится модернизация имеющихся холодильников и строительство новых, приводится в порядок причальная линия. Для загрузки порта в зимнее время компания развивает перевалку генеральных грузов, прежде всего для арктических проектов: в Сабетту, на Ямал. В 2015 году здесь обработали 21 такое судно.
– Как порт мы переваливаем грузы для всевозможных компаний. К сожалению, рыбы идет мало, объемы падают, рыболовецкие суда не идут сюда, поэтому стараемся переваливать грузы, – рассказывает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин. – По мере сил будем стараться переваливать грузы, чтобы загрузить хотя бы инфраструктуру порта, но для Северного морского пути можем стать базовым портом по рыбе. На территории порта у нас имеются более 5000 тонн холодильных мощностей, еще десять тысяч тонн – у «Мясмолторга», недалеко от нашего порта, – то есть в части рыбы мы можем стать базовым портом по реализации арктических проектов, и мы бьемся за это.

Цифры
По прогнозам, до 2020 года АТФ получит 7 млрд рублей инвестиций.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

« Очень важно, что между властью и предпринимательским, рыболовецким сообществом у нас продуктивный диалог. Мы активно участвовали в новых законодательных решениях Федерации. Сегодня отрабатываем норматив, который позволит развиваться всем предприятиям рыбопромышленного комплекса, а на следующем этапе будем работать уже в рамках Правительства РФ.

Поделиться
17301