28 апреля 2023

Только смелым девушкам покоряются моря

Девочки в детстве играют в дочки-матери, мастерят поделки или помогают мамам на кухне. А вот наша героиня Татьяна Кротова с самого детства заслушивалась рассказами брата, который ходил в море, и мечтала пойти по его пути. 

Только смелым девушкам покоряются моря

Сейчас Татьяне 19 лет, она переехала в Архангельск из Няндомы, чтобы закончить Арктический морской институт имени В. И. Воронина. Для себя девушка выбрала совсем не женскую профессию: в будущем она станет судоводителем. Сейчас Татьяна заканчивает четвертый курс и на днях уходит в море. Нам удалось пообщаться с ней и узнать, почему ее так сильно манит море, в чем преимущества такой профессии и с какими трудностями она столкнулась.

Татьяна рассказывает, что брат часто делился с сестрой историями о путешествиях, красивых закатах, свободе и бескрайних морских просторах.

– Мой брат был военным моряком, – объясняет Татьяна Кротова. – Я наслушалась его сладких историй: огромный мир, море, экипажи, рейсы. Для меня это все было таким нереальным и одновременно манящим миром. Да и вообще мне хотелось свободы, независимости.

После девятого класса Татьяна поступила в институт имени В. И. Воронина. Хотя девушка выбрала совсем не женскую профессию, семья ее поддержала.

– Профильных экзаменов для поступления сдавать было не нужно, только русский язык и математика, дополнительно выбрала биологию и информатику, – вспоминает девушка, – Я успешно прошла вступительные испытания. Первым об этом узнал, конечно, же брат. Помню, как позвонила и сказала, что я поступила на штурмана. У него был шок. Он рассказал и о трудностях работы в море, хотя знал, что от своего выбора я не отступлю. Сейчас брат служит на суше, а я буду ходить в море.

Одноклассницы выбор Татьяны не оценили и даже не поняли.

– Говорили: «Куда ты пошла, это профессия мужская, зачем тебе это», – вспоминает она. – Предлагали поступить в педагогический, медицинский, железнодорожный. Я твердо сказала: «Нет». Важнее идти за своей мечтой.

Сейчас с Татьяной в одной группе учатся всего три девочки, кстати, на первом курсе их было шесть, а мальчиков 15. До диплома дошли не все. При этом, несмотря на три года обучения, даже среди ребят-сокурсников нет единого приятия ее выбора: одни считают, что девушка должна создавать семью и сидеть дома, а другие считают, что девушка на корабле – это круто и необычно и вообще Татьяна большая молодец.

– На первом курсе мы проходили программу старших классов школы, – вспоминает Татьяна. – По русскому языку мы писали сочинения или диктанты, всегда на морскую тему. А в задачах по математике рассчитывали грузы, то есть постепенно привыкали к будущей профессии. Учеба была настолько интересной, что я даже не заметила, как перешла на второй курс. На втором курсе у нас начались специальные предметы. Самым сложным для меня оказалась навигация. На этом предмете мы изучали прокладку маршрутов, навигационное оборудование, безопасность судовождения. Хотя мы даже не видели пароходов и не представляли, что такое море. Было сложно изучать то, чего никогда не видел, да еще и дистанционно – из-за пандемии я вернулась в Няндому. Нам объясняли, что такое гирокомпасы, говорили на своем сложном языке.

Когда дистанционное обучение закончилось, Татьяна вернулась в Архангельск. У студентов в середине второго курса началась первая практика. Девушка впервые пошла в рейс. Сейчас она уже третий год ходит в море, но первую практику она не забудет никогда.

– Я ее проходила в Северодвинске в воинской части на военно-спасательном буксире «Полярный конвой», – вспоминает Татьяна. – Было трудно находиться в коллективе людей военной закалки. Нужно было соблюдать строгое расписание. Две недели изучали буксир, опытные штурманы рассказывали о работе, а капитан показывал, как управлять судном, какие приборы что означают. В машинном отделении ребята объясняли, что делать, а матросы помогали швартоваться. Многое было непонятно, но интересно. Время летело быстро.

Тяжелее всего для Татьяны было нахождение в замкнутом пространстве.

– Впечатления были странные, но домой не хотелось, – рассуждает она, – Здорово, что экипаж был молодой. Нас все поддерживали. Первая практика длилась 2 месяца 14 дней. В море выходили несколько раз, по 4–5 дней, а самый большой рейс длился три недели.
В марте 2022 года Татьяну позвали в рейс в море, на вторую, уже оплачиваемую практику.

– У меня была должность судового проводника, это уборщик внутренних помещений парохода, – объясняет она. – Я отработала месяц. Это был переломный момент. Мне хотелось все бросить. Но близкие люди меня поддержали, хотя я сказала им, что буду отчисляться из института. Если первая практика прошла в эйфории, то в этот раз я столкнулась с жизненными реалиями: поняла, что не всегда экипажи живут одной большой семьей. Бывает, что постоянно ругаются и ссорятся. Считаю, в море такого быть не должно.

На третьей практике девушке посчастливилось побывать в Баренцевом море на судне «Быхов». Татьяна на практике воплотила знания, полученные на лекциях в течение трех лет. Теперь без подсказки она может спокойно управлять пароходом, пользоваться оборудованием, проложить маршрут, все отметить по электронной карте, убедиться в безопасности плавания по радару. Сейчас у Татьяны Кротовой стартует очередная практика. Она продлится с мая по октябрь.

– В следующем году я планирую уйти в федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот». Как только я получу штурманский диплом, пойду работать на атомный ледокол. Мне нравится, что работа в море – это постоянство, стабильность, удобный график, высокая заработная плата, причем она намного выше, чем у тех, кто работает на берегу. Здорово, что на пароходе нас обеспечивают абсолютно всем, – одеждой, питанием. Я рада, что получаю такую профессию.

Полина Николаева

Поделиться
143136