29 июля 2020

Тэмо Эсадзе про Архангельск: «Город в чудовищном состоянии»

Теймураз Эсадзе раскритиковал благоустройство центра Архангельска, в котором режиссер-постановщик находился по дороге в Пинежский район. В Поморье он известен как автор многосерийной киноленты «Две зимы и три лета» по тетралогии Фёдора Абрамова «Пряслины», а в прошлом году снял картину #ВПОИСКАХАБРАМОВА, которую представил на суд зрителей на кинофестивале Arctic Open.

Тэмо Эсадзе про Архангельск: «Город в чудовищном состоянии»

На своей странице ВКонтакте режиссер назвал эту поездку на Север самой тяжелой в эмоциональном плане:

— Даже несмотря на встречи с прекрасными людьми, даже несмотря на то, что семнадцать лет, в течение которых мне довелось не единожды бывать как в самом Архангельске, так и в разных частях его области, приучили меня к бесконечно уходящей натуре прошлой, некогда устоявшейся жизни. То, с чем я столкнулся сейчас стало каким-то жутким концентратом накопившихся несообразностей, преступной запущенности и культурной беспомощности, наплевательского отношения к людям и к их истории.

Эсадзе напомнил, что Архангельск — это первый морской порт России, некогда известный всему миру, родина русского военно-морского флота. При этом столица Поморья, по его мнению, достойна не только звания Города воинской славы, но и заслужила звание Города-героя.

— Только представьте себе, в годы войны архангелогородцы умирали от голода почти так же, как защитники осажденного Ленинграда! И это несмотря на то, что он не был в блокаде, даже напротив — через Архангельск проходила одна из основных «дорог жизни», обеспеченная северными конвоями. Сколько нужно иметь мужества, веры, чтобы не требовать себе равных со всеми условий, а все, до последнего зерна отдавать Родине.

И вот этот самый город сегодня находится в чудовищном состоянии. И жилой фонд, и городская инфраструктура, и памятники, подавляющее большинство которых не соответствует ни качеством, ни содержанием статусу великого города, колыбели свободной русской души.

Центральную улицу Чумбарова-Лучинского режиссер назвал «зверинцем псевдопамятников».

— Неужели кич с Сеней Малиной, оседлавшем рыбу-член или аттракционный (гениальный) Писахов с затертым носом алкоголика — истинный мещанский удел наследников поморов? Чумбаровка сегодня выглядит удручающе именно потому, что количество безвкусицы, несоответствия, пугающей культурной неразборчивости неминуемо перешло в качество. Потому уже не удивителен маргинальный контекст набережной, где даже выдающийся антокольский Петр на постаменте, безобразно замазанном цементом, растерянно смотрит и не узнает свой город. Потому прогулка по Соломбале, знаковом месте русской истории превращается в муку и зубовный скрежет, ибо все — буквально все и на каждом шагу — кричит от боли тотального разложения.

Поделиться
68968