24 июня 2020

«Тяни-толкай», «Берегиня» и «Медведка»: что привлекает детей в глиняной игрушке?

Современным детям игрушки с такими названиями мало кому известны. Однако воспитанники Дома детского творчества (ДДТ) Новодвнска не только о них знают, но и могут определить принадлежность той или иной глиняной игрушки к определенной местности и даже самостоятельно их слепить.

«Тяни-толкай», «Берегиня» и «Медведка»: что привлекает детей в глиняной игрушке?

Педагог ДДТ Маргарита Лукьяненко на протяжении уже 18 лет знакомит будущих школьников с народной глиняной игрушкой. Сама Маргарита Анатольевна глину полюбила еще в студенческие годы, когда училась в педагогическом колледже.

После его окончания сначала работала в детском саду, затем судьба привела ее в Дом детского творчества, где давнее увлечение переросло в работу, ведь взяли молодого педагога как раз на курс «Глиняная игрушка», который проходил в рамках программы подготовки к школе.

– Маргарита Анатольевна, насколько ваши занятия полезны для детей и как вам удается их этим увлечь?

 – Глина – чудесный материал. Она не может не нравиться детям. Они учатся изготавливать сначала простейшие формы, фигурки, знакомятся с особенностями этого материала, его пластичностью, уникальными свойствами.

Это очень полезно, особенно для маленькой неокрепшей детской ладошки. Если выбирать между пластилином и глиной, то у меня глина всегда будет в приоритете. А когда ребенок сделает игрушку, ее еще можно будет расписать, включая всю фантазию. К тому же глина – материал доступный, ее не надо покупать, достаточно просто найти.

Я за столько лет работы сделала вывод, что только через свое личное увлечение можно увлечь других. Если у тебя самой горят глаза, когда ты рассказываешь о том, что хочешь донести до детей, то и у них глаза загораются и появляется интерес.

– Какие виды народного творчества соединяет в себе глиняная игрушка?

– Вообще история народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Игрушка – это самая ранняя форма художественного творчества. Если обратиться к историческим источникам, когда были найдены первые фигурки из глины, то можно понять, что они имели определенный сакральный смысл. Народная игрушка синтезирует в себе несколько направлений. Это декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, элементы музыки и также фольклор.

Важно ознакомить детей с истоками ее возникновения. Раньше игрушка была не только детской забавой, но и считалась средством познания окружающего мира. Наши предки были настолько мудры, что игрушки детям давались по возрасту. Разделялись игрушки для мальчиков и для девочек. Обо всем этом я рассказываю на своих занятиях.

Современных детей важно знакомить с народным декоративным творчеством, потому что это истоки нашей культуры. Мы прививаем тем самым любовь к народному искусству, уважение к памяти предков, то есть это та связующая нить между поколениями, которая у детей формирует историческую память. Для ребят дошкольного возраста это очень важно. Вообще это интересно должно быть людям любого возраста. Даже взрослому полезно узнавать о происхождении народной игрушки.

– А какие виды таких игрушек существуют и чем они отличаются?

– Там, где существовал гончарный промысел, а он почти в каждом уголке нашей страны процветал, и наш Север не исключение, игрушки сначала делали для забавы, потом игрушечный промысел перешел в свое узкое направление.

Каждый регион, каждая местность откладывали на игрушку особый отпечаток. И по этим особенностям можно было узнать, к какой художественной школе принадлежит та или иная игрушка. Дымковская игрушка – это вятский промысел – очень яркая, интересная игрушка. Мы сразу ее отличим: на белом фоне геометрический узор, мастер в своей работе использует сразу несколько цветов.

Филимоновскую игрушку тоже можно узнать. Коники, утушки или свистульки этой местности будут раскрашены в полоску, это Тульская губерния. Большой упор в своей программе я делаю на знакомство с каргопольской игрушкой, потому что это наша северная игрушка. Дети должны больше знать о своем крае.

Наша игрушка очень символична, поэтому привлекает внимание историков, экскурсоводов. Отличить ее от других игрушечных школ тоже довольно просто. Фон у такой игрушки неяркий, в основном используют простую ровную окраску. Самое значимое отличие каргопольской игрушки от других – это сказочность. Наши мастера любили очеловечивать игрушки, одевать животных в человеческие одежды.

Если вы увидите «Медведку» в платье – это наша, каргопольская игрушка. Еще у них слегка бледный вид, может, из-за того, что северная природа не радовала наших предков очень яркими красками, поэтому и игрушка намного бледнее, скромнее. Кроме этого, наша каргопольская игрушка богата сакральным смыслом.

Самый известный образ – «Берегиня». Это образ матери – сырой земли. Белый цвет означает мир и чистоту. «Тяни-толкай» – символ добра и зла. Каждый знак на фигурках тоже что-то значил.

Наши предки этому придавали очень большое значение. А на сомовской игрушке практически не было росписи. Промысел там в какое-то время угас, но благодаря мастерам братьям Житнухиным он до сих пор процветает, потому что появились ученики, которым интересно этот промысел развивать. Но больше он развивается в Вологде.

– Сейчас, в условиях ограничительных мер, ваши занятия проходят дистанционно?

– Да, конечно. Занятия я записывала на видео и выставляла в Интернет. Есть у нас группа в соцсети «ВКонтакте», где все можно посмотреть.

Ребята с удовольствием лепили и на удаленке, фотографировали результаты своей работы. Сейчас, в июне, мы уже закончили работу. Но как система дополнительного образования мы должны занять детей и на каникулах, поэтому реализуем краткосрочную дистанционную программу «Народная глиняная игрушка», снимаем ролики, выкладываем в Интернет, и каждый желающий узнать что-то новое и интересное может их посмотреть.

Ирина Диченкова
Фото предоставлены ДДТ

Поделиться
66332