20 апреля 2018

Тема мореходства актуальна всегда

Разговор с читателями оказался содержательным. Было приятно осознать, что прошлым нашего района интересуются не только приморцы, но и горожане.

Восемь залов истории

Наталья, Лявля:

– Олег Евгеньевич, в Поморском зале музея центральное место занимает карбас. Что это за экспонат?

– Его не всегда называли карбасом. Есть и другие названия – зверобойная лодка-тройник – по количеству перевозимых людей. Она являлась своеобразным разведчиком на зверобойном промысле, за ней шла основная лодка – семерик.

Называют и ледянкой, не ледоколом, конечно, но если это суденышко все же зажмут льды, то у него есть шанс быть выдавленным наверх за счет его формы. Следующее название – лодка-шитик, ведь ее действительно шили; а в качестве нити использовались ивовая ветвь, можжевеловый корень, кожа.

Думаю, называть эту лодку карбасом не совсем корректно. Ведь классический карбас – это лодка с приставным парусом, шесть метров длиной.

Что касается карбаса, находящегося в нашем музее, то он создан в 1900-е годы. Его строил мастер Таратин Михаил Ильич из Зимней Золотицы. Хранитель фондов Екатерина Петровна Макарова карбас сумела во время одной из командировок на побережье отыскать, организовала его доставку в Уйму. Это было десять лет назад. Внесли его в зал через окно, которое уже заложили кирпичом. Так он стал экспонатом нашего музея.

Николай Иванович, Заостровье:

– О вашем музее слышал и читал в районной газете, но ни разу там еще не был. Расскажите о нем.

– У нас восемь залов. Там проводим экскурсии. Гостиная Сени Малины, одновременно это и конференц-зал. Также есть залы «Промыслы Белого моря», где многое посвящено памяти поморский сказительницы Марфы Крюковой. Зал «Поморский быт». Следующий – «Поморское судоходство и судостроение». Есть военный и два – для сменных выставок. Один из них часто используется как художественный, второй – как мастеровой. С 2015 года работает постоянный зал, посвященный Ивану Васильевичу Данилову, звонарю, сказочнику. Это пространство очень притягивает к себе. Вот уж поистине энергетика. Здесь проходили отдельные экскурсии: сначала посетители бывали у нас, затем отправлялись в музей под открытым небом в Малые Карелы.

Нам важен краеведческий компонент. Отмечу, что самая популярная экскурсия – та, которая посвящена Сене Малине. Несмотря на то, что мы любим дарить людям хорошее настроение и, в некотором роде, развлекать их, важно помнить, что исконная задача музея – во-первых, сохранение, во-вторых, – изучение, и только в-третьих – популяризация. Именно изучая экспонаты, мы должны получать информацию и предоставлять ее людям доступной. Так решаем информационные и просветительские задачи. Поэтому у нас проводятся выездные и стационарные экскурсии.

Сказительница не забыта

Андрей Федорович, Лисестрово:

– Как наш музей хранит память о Марфе Крюковой?

– Пик научной работы, посвященной этой теме, пришелся на 2016 год. Сказительнице посвящен один из музейных залов. В Поморском, там, где находится карбас, есть цитата из ее новины.

В Нижней Золотице, на малой родине сказительницы, участвовали в создании в доме Марфы Крюковой экспозиционно-выставочного пространства «Музей Северных сказителей». Он построен в 1938 году. Предполагалось, что Марфа Семеновна там, на берегу Белого моря, будет принимать гостей, общаться с ними. Действительно, дом являлся ее рабочим кабинетом. А жила она в другом, который можно было увидеть из окна спаленки нынешней музейной комнаты.

Но случилось так, что пик популярности творчества Марфы Крюковой прошел. Это произошло после смерти Сталина. Завершилась мода на советский героический эпос, связывавший советского правителя и старинного богатыря. Создавала она и новины. Все это появлялось, когда существовал социальный заказ.

Отмечу, что в родной деревне к Марфе Семеновне относились просто как к односельчанке, которая живет своей жизнью. Подлинное понимание ценности ее творчества, по словам многих земляков, пришло к ним примерно в 70-е годы ХХ века.

Так вот. В доме сказительницы мы создали ее рабочий кабинет, где есть стол, библиотечная выставка. Занялись и воссозданием быта. Работники районного управления культуры пообщались с местными жителями, и те в дар музею знаменитой односельчанки передали некоторые вещи. Все, кто отправился в командировку, связанную с организацией музея Марфы в Нижнюю Золотицу, – а это команда районного управления культуры – старались сделать многое: у кого-то в руках были краска и кисть, у кого-то дрель… Так появился этот туристический объект. Мы его не только создали, но и торжественно открыли. Массовые экскурсии там проходят нечасто, но, насколько я знаю, там проводят мастер-классы и занятия для местных детишек.

С нами в 2016 году в командировку в Нижнюю Золотицу приехали и исследователи из САФУ. Библиотекари выпустили репринтное издание произведений Марфы Крюковой, которые давно не переиздавались.

Кривоноговы – связующая нить

Анна Ильинична, Катунино:

– В районном музее много посвящено Сене Малине, прототипом этого литературного героя сказок Степана Писахова стал Семен Михайлович Кривоногов, уемлянин. С его потомками связь поддерживаете?

– Мне посчастливилось в этом году провести автобусную литературную экскурсию, посвященную Степану Писахову и Семену Кривоногову. Начиналась она у кинотеатра «Мир» и заканчивалась в районном музее.

Научная работа идет. Продолжаем изучение писаховских сказок. Предстоит осмыслить роль Анисьи, дочери Семена Михайловича, считающейся прототипом Перепилихи. Родственники утверждают, что это именно так. Все сходится: возраст, характер литературной героини и женщины… Но у Анисьи и Перепилихи судьбы все же разные. В военные годы Анисья стала уже бабушкой. Известно, что младшее поколение Кривоноговых она учила читать, писать, ставить силки. То есть, учила выживать. Помогала она и семье Варфоломеевых, из которой происходит известный ныне исследователь Русского Севера Лев Михайлович. Есть тетрадь, в которой описывается связь Кривоноговых и Варфоломеевых. Она передана в районный музей.

Перспектива есть

Ольга, Архангельск:

– Будет ли в военном зале музея экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года?

– Все, что касается Архангельской губернии первой половины XIX века, у нас показано фрагментарно. Но есть исследователи – энтузиасты своего дела. Они изучают разные частности. Напомню, у того же Георгия Фруменкова их немало. Думаю, что отдельные социо-культурные феномены надо и осмысливать отдельно.

К сожалению, мы не освещаем военную историю XIX века, но говорим о военных событиях века ХХ. Думаю, этот пробел надо заполнить, рассказать о многих выдающихся личностях, их делах, например, о декабристах. Из того, что было сделано по этой теме, – встреча в декабре 2017 года с военным реконструктором из Архангельска – Александром Брагиным, который выступил на районном мероприятии «Отчизны внемля призыванью». В военно-историческом ключе тему декабристов мы готовы показывать.

Иерей Димитрий Костюченко, Заостровье:

– Какие перспективы развития районного музея существуют сегодня, кроме тех, которыми у вас уже занимаются?

– Мы еще создаем в Приморье музейные комнаты. В результате в Вознесенье при ДК открыта музейная комната, посвященная космосу, в Боброво – Бобровскому рейду и так далее. Тут пройдут экскурсии, но прежде – поиск материалов, работа в архиве, Добролюбовке… То есть, сейчас наша деятельность рассредоточена по району. В 2016 году создали музейную комнату, посвященную Марфе Крюковой.

Если говорить о самом районном музее, то станем продолжать тему мореходства. Главная выставка откроется 18 мая. Поведем речь о судоходстве, пароходствах, находившихся в Приморье в конце XIX – начале ХХ веков.

Напомню, что в 2015 году мы организовали выставку с Соловецким музеем, она посвящалась соловецким святым.

Конечно, не перестанем создавать выставки изделий мастеров, писаховские художественные. Еще раз отмечу, что все инновации сейчас разбросаны по Приморскому району.

– Можно ли интегрировать международную тематику, касающуюся пребывания на нашей территории представителей других стран?

– В этом плане рассказываем о Патракеевке и Зимней Золотице. Там существовал парусный флот, это отражено в морском зале. Есть экспонаты: книги, посуда, указывающие на связи поморов с Норвегией. Кстати, старинная норвежская посуда сохранилась еще в Патракеевке.

– А есть то, что указывает на связь Поморья с западными странами в более раннее время с культурной или военной точки зрения?

– В плане изучения морских связей мы всегда были ориентированы на острова и побережье. До пригорода еще не дошли.

– Расскажите о литературном развитии музея.

– В районе проходят Сухановские чтения, например. Сотрудники музея приняли самое активное участие: пригласили туда филологов – преподавателей САФУ, то есть обеспечили научную составляющую чтений. Сначала их проводили на базе ЛИТО Приморского района.

В разное время Сухановские чтения выполняли различные задачи. Сначала касались литературного общения приморцев, а те, что состоялись в 2017-м, мы немного трансформировали, не утратив их самобытность. Чтения прошли на должном научном уровне, удалось показать роль Михаила Суханова в формировании литературного облика того времени. Да и вообще сумели выйти на позицию выше районной. Вместе мы планируем эту тему развивать. Объявим конкурс до очередных Сухановских чтений, чтобы юные литераторы Приморья, да и всей области в них поучаствовали.

Восемь залов истории

Наталья, Лявля:

– Олег Евгеньевич, в Поморском зале музея центральное место занимает карбас. Что это за экспонат?

– Его не всегда называли карбасом. Есть и другие названия – зверобойная лодка-тройник – по количеству перевозимых людей. Она являлась своеобразным разведчиком на зверобойном промысле, за ней шла основная лодка – семерик.

Называют и ледянкой, не ледоколом, конечно, но если это суденышко все же зажмут льды, то у него есть шанс быть выдавленным наверх за счет его формы. Следующее название – лодка-шитик, ведь ее действительно шили; а в качестве нити использовались ивовая ветвь, можжевеловый корень, кожа.

Думаю, называть эту лодку карбасом не совсем корректно. Ведь классический карбас – это лодка с приставным парусом, шесть метров длиной.

Что касается карбаса, находящегося в нашем музее, то он создан в 1900-е годы. Его строил мастер Таратин Михаил Ильич из Зимней Золотицы. Хранитель фондов Екатерина Петровна Макарова карбас сумела во время одной из командировок на побережье отыскать, организовала его доставку в Уйму. Это было десять лет назад. Внесли его в зал через окно, которое уже заложили кирпичом. Так он стал экспонатом нашего музея.

Николай Иванович, Заостровье:

– О вашем музее слышал и читал в районной газете, но ни разу там еще не был. Расскажите о нем.

– У нас восемь залов. Там проводим экскурсии. Гостиная Сени Малины, одновременно это и конференц-зал. Также есть залы «Промыслы Белого моря», где многое посвящено памяти поморский сказительницы Марфы Крюковой. Зал «Поморский быт». Следующий – «Поморское судоходство и судостроение». Есть военный и два – для сменных выставок. Один из них часто используется как художественный, второй – как мастеровой. С 2015 года работает постоянный зал, посвященный Ивану Васильевичу Данилову, звонарю, сказочнику. Это пространство очень притягивает к себе. Вот уж поистине энергетика. Здесь проходили отдельные экскурсии: сначала посетители бывали у нас, затем отправлялись в музей под открытым небом в Малые Карелы.

Нам важен краеведческий компонент. Отмечу, что самая популярная экскурсия – та, которая посвящена Сене Малине. Несмотря на то, что мы любим дарить людям хорошее настроение и, в некотором роде, развлекать их, важно помнить, что исконная задача музея – во-первых, сохранение, во-вторых, – изучение, и только в-третьих – популяризация. Именно изучая экспонаты, мы должны получать информацию и предоставлять ее людям доступной. Так решаем информационные и просветительские задачи. Поэтому у нас проводятся выездные и стационарные экскурсии.

Сказительница не забыта

Андрей Федорович, Лисестрово:

– Как наш музей хранит память о Марфе Крюковой?

– Пик научной работы, посвященной этой теме, пришелся на 2016 год. Сказительнице посвящен один из музейных залов. В Поморском, там, где находится карбас, есть цитата из ее новины.

В Нижней Золотице, на малой родине сказительницы, участвовали в создании в доме Марфы Крюковой экспозиционно-выставочного пространства «Музей Северных сказителей». Он построен в 1938 году. Предполагалось, что Марфа Семеновна там, на берегу Белого моря, будет принимать гостей, общаться с ними. Действительно, дом являлся ее рабочим кабинетом. А жила она в другом, который можно было увидеть из окна спаленки нынешней музейной комнаты.

Но случилось так, что пик популярности творчества Марфы Крюковой прошел. Это произошло после смерти Сталина. Завершилась мода на советский героический эпос, связывавший советского правителя и старинного богатыря. Создавала она и новины. Все это появлялось, когда существовал социальный заказ.

Отмечу, что в родной деревне к Марфе Семеновне относились просто как к односельчанке, которая живет своей жизнью. Подлинное понимание ценности ее творчества, по словам многих земляков, пришло к ним примерно в 70-е годы ХХ века.

Так вот. В доме сказительницы мы создали ее рабочий кабинет, где есть стол, библиотечная выставка. Занялись и воссозданием быта. Работники районного управления культуры пообщались с местными жителями, и те в дар музею знаменитой односельчанки передали некоторые вещи. Все, кто отправился в командировку, связанную с организацией музея Марфы в Нижнюю Золотицу, – а это команда районного управления культуры – старались сделать многое: у кого-то в руках были краска и кисть, у кого-то дрель… Так появился этот туристический объект. Мы его не только создали, но и торжественно открыли. Массовые экскурсии там проходят нечасто, но, насколько я знаю, там проводят мастер-классы и занятия для местных детишек.

С нами в 2016 году в командировку в Нижнюю Золотицу приехали и исследователи из САФУ. Библиотекари выпустили репринтное издание произведений Марфы Крюковой, которые давно не переиздавались.

Кривоноговы – связующая нить

Анна Ильинична, Катунино:

– В районном музее много посвящено Сене Малине, прототипом этого литературного героя сказок Степана Писахова стал Семен Михайлович Кривоногов, уемлянин. С его потомками связь поддерживаете?

– Мне посчастливилось в этом году провести автобусную литературную экскурсию, посвященную Степану Писахову и Семену Кривоногову. Начиналась она у кинотеатра «Мир» и заканчивалась в районном музее.

Научная работа идет. Продолжаем изучение писаховских сказок. Предстоит осмыслить роль Анисьи, дочери Семена Михайловича, считающейся прототипом Перепилихи. Родственники утверждают, что это именно так. Все сходится: возраст, характер литературной героини и женщины… Но у Анисьи и Перепилихи судьбы все же разные. В военные годы Анисья стала уже бабушкой. Известно, что младшее поколение Кривоноговых она учила читать, писать, ставить силки. То есть, учила выживать. Помогала она и семье Варфоломеевых, из которой происходит известный ныне исследователь Русского Севера Лев Михайлович. Есть тетрадь, в которой описывается связь Кривоноговых и Варфоломеевых. Она передана в районный музей.

Перспектива есть

Ольга, Архангельск:

– Будет ли в военном зале музея экспозиция, посвященная Отечественной войне 1812 года?

– Все, что касается Архангельской губернии первой половины XIX века, у нас показано фрагментарно. Но есть исследователи – энтузиасты своего дела. Они изучают разные частности. Напомню, у того же Георгия Фруменкова их немало. Думаю, что отдельные социо-культурные феномены надо и осмысливать отдельно.

К сожалению, мы не освещаем военную историю XIX века, но говорим о военных событиях века ХХ. Думаю, этот пробел надо заполнить, рассказать о многих выдающихся личностях, их делах, например, о декабристах. Из того, что было сделано по этой теме, – встреча в декабре 2017 года с военным реконструктором из Архангельска – Александром Брагиным, который выступил на районном мероприятии «Отчизны внемля призыванью». В военно-историческом ключе тему декабристов мы готовы показывать.

Иерей Димитрий Костюченко, Заостровье:

– Какие перспективы развития районного музея существуют сегодня, кроме тех, которыми у вас уже занимаются?

– Мы еще создаем в Приморье музейные комнаты. В результате в Вознесенье при ДК открыта музейная комната, посвященная космосу, в Боброво – Бобровскому рейду и так далее. Тут пройдут экскурсии, но прежде – поиск материалов, работа в архиве, Добролюбовке… То есть, сейчас наша деятельность рассредоточена по району. В 2016 году создали музейную комнату, посвященную Марфе Крюковой.

Если говорить о самом районном музее, то станем продолжать тему мореходства. Главная выставка откроется 18 мая. Поведем речь о судоходстве, пароходствах, находившихся в Приморье в конце XIX – начале ХХ веков.

Напомню, что в 2015 году мы организовали выставку с Соловецким музеем, она посвящалась соловецким святым.

Конечно, не перестанем создавать выставки изделий мастеров, писаховские художественные. Еще раз отмечу, что все инновации сейчас разбросаны по Приморскому району.

– Можно ли интегрировать международную тематику, касающуюся пребывания на нашей территории представителей других стран?

– В этом плане рассказываем о Патракеевке и Зимней Золотице. Там существовал парусный флот, это отражено в морском зале. Есть экспонаты: книги, посуда, указывающие на связи поморов с Норвегией. Кстати, старинная норвежская посуда сохранилась еще в Патракеевке.

– А есть то, что указывает на связь Поморья с западными странами в более раннее время с культурной или военной точки зрения?

– В плане изучения морских связей мы всегда были ориентированы на острова и побережье. До пригорода еще не дошли.

– Расскажите о литературном развитии музея.

– В районе проходят Сухановские чтения, например. Сотрудники музея приняли самое активное участие: пригласили туда филологов – преподавателей САФУ, то есть обеспечили научную составляющую чтений. Сначала их проводили на базе ЛИТО Приморского района.

В разное время Сухановские чтения выполняли различные задачи. Сначала касались литературного общения приморцев, а те, что состоялись в 2017-м, мы немного трансформировали, не утратив их самобытность. Чтения прошли на должном научном уровне, удалось показать роль Михаила Суханова в формировании литературного облика того времени. Да и вообще сумели выйти на позицию выше районной. Вместе мы планируем эту тему развивать. Объявим конкурс до очередных Сухановских чтений, чтобы юные литераторы Приморья, да и всей области в них поучаствовали.

Поделиться
26691