Театральный разъезд
Среди предложений, чему посвятить 2018-й, – самые разные инициативы: Год единства российской нации, гражданской активности и волонтерства, Солженицына, балета и, что нам, любителям Мельпомены, особенно близко, театра.
Чайковский против «Конармии»
Календарный год и творческий сезон – не одно и то же. Но попытаемся обозреть самые яркие события, произошедшие на архангельской сцене с января по декабрь 2017-го.
Однако по силе произведенных впечатлений на первые места в рейтинге поставлю все-таки не «доморощенные» постановки. Впрочем, инициированы они как раз нашими театрами. Это недавно прошедшие в театре драмы «Оперные сезоны» камерного «Санкт-Петербург опера». Три дня пиршества музыки – Чайковский, Верди, Россини, красивые голоса, создающие гармонию в душе, радости и желания, чтобы это как можно дольше не кончалось.
А вот на «Конармии» Диденко, которую привез нам Виктор Панов на «Европейскую весну», хотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Зрителя оглушили децибелами электронной музыки, а еще бьют барабаны и рыдают гармошки, рэперский речитатив, микс из еврейских мелодий и украинских спиванок. Режиссер превратил сказовое, эпическое произведение Бабеля о Гражданской войне в балет-ораторию, где кровь смешивается с молоком, ренессанс с декадентством и клоунадой, соц-арт с поп-артом, люди с жеребцами, жертвы с палачами… Хотя действие, конечно, впечатляет – молодые артисты выкладываются до исступления, поют прекрасно, отточенная пластика, танцы, бьющая через край энергетика.
В Архангельском городском культурном центре прошел VIII международный фестиваль «Рождественский Благовест в Архангельске», в котором принял участие ансамбль народной музыки «Ватага» из Брянска.
«Конармия», конечно же, не была специально приурочена к 100-летию революции, как и премьера театра драмы «Слон». Тем не менее получилось как раз в тему – к юбилею – и без ложного «датного» пафоса.
Пьеса «Слон» Александра Копкова написана в 1932-м, но сразу была запрещена. Еще бы – глумление над советской действительностью, воспевание золотого тельца. Над спектаклем трудилась ударная команда: режиссер Игорь Меркулов, сценография и костюмы Андрея Тимошенко, а еще балетмейстер, художник по свету. И им удивительным образом удалось избежать того самого «глумления», создав забавную стильную квинтэссенцию колхозной жизни, какой она представлялась нам в популярных фильмах тех лет, замешав эту анекдотичную историю на эстетике русского авангарда и биомеханики Мейерхольда. Получилась комичная антиутопия с серьезным философским смыслом, а самым интересным персонажем стал Иван Братушев в гротескной роли председателя колхоза (правда, приз на фестивале «Ваш выход» он получил за главную роль в «Блогере»).
Сцена из спектакля «Слон» театра драмы
Теркин в Москве
Из премьер театра драмы отметим также работы Алексея Ермилышева на камерной сцене. Черная, заставляющая смеяться до слез комедия «Две дамочки в сторону Севера» (парочка слуг просцениума, поразивших своей пластикой и отточенной мимикой, – Павел Каныгин и Александр Зимин – на том же фестивале признана лучшим дуэтом). И совсем недавно – инсценировка романа Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки».
В нем главную роль подростка с аутизмом Кристофера Буна играет Михаил Кузьмин, который преподает в театральной студии драмтеатра для «особых» детей.
– Слово «аутист» переводится как «ушедший в себя», – говорит режиссер. – И мне кажется, что всем людям сейчас нужно немного посмотреть внутрь себя. В этой пьесе мальчик, который не может смотреть людям в лица, боится громких звуков, прикосновений, расследуя убийство собаки, исследует тайны своей семьи и воссоединяет ее. Это большой подвиг! Мне показалось, что это красиво, актуально и злободневно.
А этой осенью спектакль Алексея Ермилышева «Василий Теркин» был показан на престижном фестивале драматического искусства «Уроки режиссуры» первого театрального биеннале в Москве. Это большое событие. Наша постановка была замечена сетью детских технопарков «Кванториум» от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда, 11 ноября состоялся ее специальный показ. После просмотра юные зрители по свежим впечатлениям написали сочинение.
Эксперименты со зрителями
В молодежном театре что ни премьера, то эксперимент со зрителем. «Шальные ножницы», «Пьяные», «Зверушкины истории». Мне, вовсе не поклоннице такого навороченного действия на сцене, особенно с матами, тем не менее приходится признать – каждый спектакль дает пищу для размышлений, чувствуется нерв, поиск новых форм и прочтений, в том числе и классики, как было в прошлом сезоне с тургеневским «Месяцем в деревне».
На VIII региональном фестивале «Ваш выход» и маститые критики – как Григорий Заславский, и молодые – участники его семинара только о труппе Панова и говорили, считая, что она достигла европейского уровня.
– Даже как-то неудобно, что я жил, много лет занимаясь русским театром, не раз приезжал в Архангельск и не знал о вашем молодежном театре, – заметил ректор ГИТИСа.
В театре кукол, несмотря на вынужденные неудобства в связи с реконструкцией, тоже кипит жизнь. Но выделим мы здесь, пожалуй, премьеру не для детей, а для родителей. «Они и Мы» – спектакль о подростках и взрослых, которые не всегда понимают друг друга. Идею такой постановки подсказали сами зрители. Те, кто уже побывал на подобных «родительских собраниях» – «Большим и маленьким», «Ребенок XXI века – чудо или чудовище», «Что это такое – быть ребенком?». Получился заинтересованный разговор языком хорошей литературы и театра о том, что волнует всех нас.
Театр кукол объявил сбор средств на издание книжки «Они и Мы», планируются две части – письма-размышления подростков о взаимоотношениях со взрослыми и письма самих родителей о своих недорослях.
Фестиваль уличных театров
Обмен энергией
Не обделили нас нынче и впечатлениями от гастрольных постановок (заметим, это совсем не то, что антреприза). Зажигательная «Женитьба» театра имени В. Маяковского с Игорем Костолевским, комедия Мольера «Лекарь поневоле» «Сатирикона» и моноспектакль Константина Райкина, концерт Юрия Башмета и его «Солистов Москвы», яркое исполнение Валерием Бариновым пушкинской «Метели». Все это, заметим, проекты театра драмы, который в рамках обменных гастролей побывал осенью в Сыктывкаре, а мы смогли посмотреть «Утиную охоту» и «Хануму» театра драмы из Коми. Произошел очень важный для актеров обмен энергией с новым для них зрителем.
Еще в театре подписан договор о целевом наборе с Театральным институтом имени Бориса Щукина. 10 человек из Архангельской области смогут в следующем году поступить на целевое обучение в «Щуку».
В сентябре северодвинцы отметили 80-летие своего театра премьерой «Реквием каравану PQ-17», посвятив ее юбилею области. Документальная проза трудно поддается инсценировке, однако у режиссера Владимира Карпова из Пензы это получилось. Удалось передать дух и нерв романа Пикуля. Это история о доблести и предательстве, жестокости и отчаянии и о вере в Победу. И зрители на спектакле испытывают мощные эмоции.
До мурашек
Наверное, не меньшее потрясение вызывает и игра юных артистов с ограниченными возможностями. В январе пятый раз они вышли на сцену в «Волшебнике Изумрудного города». Эксперименту – второй год, среди участников – знаменитый Ян Кузнецов, играющий Гудвина, а Железный Дровосек (Максим Фадеев) в этом году поступил на актерское отделение колледжа культуры. В нынешнем сезоне прошел второй набор в «Театральную студию» проекта. Новая совместная работа театра драмы и благотворительной организации «Время добра» – инклюзивный спектакль «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» – получила президентский грант и личную поддержку и напутствие от Владимира Путина, который встретился с его организаторами на форуме «Сообщество». Спектакль, намеченный на январь 2018 года, обещает необычный и яркий микс с массовыми сценами, танцевальными номерами, интересными декорациями.
Совместные проекты всегда интересны. В музейном объединении «ДрамАрт» актеры выступают с чтением стихов и прозы. Так, неизменным успехом пользуется художественное слово Сергея Чуркина – Довлатов, Зощенко… А в Поморской филармонии удачным получился опыт соединения музыки и поэмы «Двенадцать» в «Революционном этюде». В исполнении Анастаса Кичика и Нины Няниковой Блок пробирал до мурашек.
Ждем Ломоносова
Кстати, Нина Няникова на не раз упоминаемом здесь фестивале «Ваш выход» получила престижную награду «Надежда сцены». А сам форум, который проходит раз в два года, был поддержан грантом губернатора, министерством культуры и федеральным проектом «Театры малых городов». Он постепенно приобретает вес в регионе. Глядишь, скоро и свою «Золотую маску» учредим.
Что нас ждет в 2018-м? Театр драмы уже провел открытую читку пьесы «Последнее искушение Ломоносова», написанную для нашей труппы московским драматургом Анастасией Экаревой. Зрителя обещают погрузить в эпоху восемнадцатого века, читать лекции по истории, живописи, музыке, быту…
А в спектакле, который заявлен как игра в двух действиях с прологом и эпилогом с показом реальных физических и химических опытов и пышных балов, будет занята вся труппа. В мае пройдет очередной фестиваль «Родниковое слово», уже начали присылать очень интересные заявки, идут переговоры с театром Вахтангова о том, чтобы его «Евгений Онегин» открыл фестиваль. Похоже, Год театра принесет нам много новых впечатлений!
Фото: Людмила Ашиток, Ирина Колесникова
Чайковский против «Конармии»
Календарный год и творческий сезон – не одно и то же. Но попытаемся обозреть самые яркие события, произошедшие на архангельской сцене с января по декабрь 2017-го.
Однако по силе произведенных впечатлений на первые места в рейтинге поставлю все-таки не «доморощенные» постановки. Впрочем, инициированы они как раз нашими театрами. Это недавно прошедшие в театре драмы «Оперные сезоны» камерного «Санкт-Петербург опера». Три дня пиршества музыки – Чайковский, Верди, Россини, красивые голоса, создающие гармонию в душе, радости и желания, чтобы это как можно дольше не кончалось.
А вот на «Конармии» Диденко, которую привез нам Виктор Панов на «Европейскую весну», хотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Зрителя оглушили децибелами электронной музыки, а еще бьют барабаны и рыдают гармошки, рэперский речитатив, микс из еврейских мелодий и украинских спиванок. Режиссер превратил сказовое, эпическое произведение Бабеля о Гражданской войне в балет-ораторию, где кровь смешивается с молоком, ренессанс с декадентством и клоунадой, соц-арт с поп-артом, люди с жеребцами, жертвы с палачами… Хотя действие, конечно, впечатляет – молодые артисты выкладываются до исступления, поют прекрасно, отточенная пластика, танцы, бьющая через край энергетика.
В Архангельском городском культурном центре прошел VIII международный фестиваль «Рождественский Благовест в Архангельске», в котором принял участие ансамбль народной музыки «Ватага» из Брянска.
«Конармия», конечно же, не была специально приурочена к 100-летию революции, как и премьера театра драмы «Слон». Тем не менее получилось как раз в тему – к юбилею – и без ложного «датного» пафоса.
Пьеса «Слон» Александра Копкова написана в 1932-м, но сразу была запрещена. Еще бы – глумление над советской действительностью, воспевание золотого тельца. Над спектаклем трудилась ударная команда: режиссер Игорь Меркулов, сценография и костюмы Андрея Тимошенко, а еще балетмейстер, художник по свету. И им удивительным образом удалось избежать того самого «глумления», создав забавную стильную квинтэссенцию колхозной жизни, какой она представлялась нам в популярных фильмах тех лет, замешав эту анекдотичную историю на эстетике русского авангарда и биомеханики Мейерхольда. Получилась комичная антиутопия с серьезным философским смыслом, а самым интересным персонажем стал Иван Братушев в гротескной роли председателя колхоза (правда, приз на фестивале «Ваш выход» он получил за главную роль в «Блогере»).
Сцена из спектакля «Слон» театра драмы
Теркин в Москве
Из премьер театра драмы отметим также работы Алексея Ермилышева на камерной сцене. Черная, заставляющая смеяться до слез комедия «Две дамочки в сторону Севера» (парочка слуг просцениума, поразивших своей пластикой и отточенной мимикой, – Павел Каныгин и Александр Зимин – на том же фестивале признана лучшим дуэтом). И совсем недавно – инсценировка романа Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки».
В нем главную роль подростка с аутизмом Кристофера Буна играет Михаил Кузьмин, который преподает в театральной студии драмтеатра для «особых» детей.
– Слово «аутист» переводится как «ушедший в себя», – говорит режиссер. – И мне кажется, что всем людям сейчас нужно немного посмотреть внутрь себя. В этой пьесе мальчик, который не может смотреть людям в лица, боится громких звуков, прикосновений, расследуя убийство собаки, исследует тайны своей семьи и воссоединяет ее. Это большой подвиг! Мне показалось, что это красиво, актуально и злободневно.
А этой осенью спектакль Алексея Ермилышева «Василий Теркин» был показан на престижном фестивале драматического искусства «Уроки режиссуры» первого театрального биеннале в Москве. Это большое событие. Наша постановка была замечена сетью детских технопарков «Кванториум» от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда, 11 ноября состоялся ее специальный показ. После просмотра юные зрители по свежим впечатлениям написали сочинение.
Эксперименты со зрителями
В молодежном театре что ни премьера, то эксперимент со зрителем. «Шальные ножницы», «Пьяные», «Зверушкины истории». Мне, вовсе не поклоннице такого навороченного действия на сцене, особенно с матами, тем не менее приходится признать – каждый спектакль дает пищу для размышлений, чувствуется нерв, поиск новых форм и прочтений, в том числе и классики, как было в прошлом сезоне с тургеневским «Месяцем в деревне».
На VIII региональном фестивале «Ваш выход» и маститые критики – как Григорий Заславский, и молодые – участники его семинара только о труппе Панова и говорили, считая, что она достигла европейского уровня.
– Даже как-то неудобно, что я жил, много лет занимаясь русским театром, не раз приезжал в Архангельск и не знал о вашем молодежном театре, – заметил ректор ГИТИСа.
В театре кукол, несмотря на вынужденные неудобства в связи с реконструкцией, тоже кипит жизнь. Но выделим мы здесь, пожалуй, премьеру не для детей, а для родителей. «Они и Мы» – спектакль о подростках и взрослых, которые не всегда понимают друг друга. Идею такой постановки подсказали сами зрители. Те, кто уже побывал на подобных «родительских собраниях» – «Большим и маленьким», «Ребенок XXI века – чудо или чудовище», «Что это такое – быть ребенком?». Получился заинтересованный разговор языком хорошей литературы и театра о том, что волнует всех нас.
Театр кукол объявил сбор средств на издание книжки «Они и Мы», планируются две части – письма-размышления подростков о взаимоотношениях со взрослыми и письма самих родителей о своих недорослях.
Фестиваль уличных театров
Обмен энергией
Не обделили нас нынче и впечатлениями от гастрольных постановок (заметим, это совсем не то, что антреприза). Зажигательная «Женитьба» театра имени В. Маяковского с Игорем Костолевским, комедия Мольера «Лекарь поневоле» «Сатирикона» и моноспектакль Константина Райкина, концерт Юрия Башмета и его «Солистов Москвы», яркое исполнение Валерием Бариновым пушкинской «Метели». Все это, заметим, проекты театра драмы, который в рамках обменных гастролей побывал осенью в Сыктывкаре, а мы смогли посмотреть «Утиную охоту» и «Хануму» театра драмы из Коми. Произошел очень важный для актеров обмен энергией с новым для них зрителем.
Еще в театре подписан договор о целевом наборе с Театральным институтом имени Бориса Щукина. 10 человек из Архангельской области смогут в следующем году поступить на целевое обучение в «Щуку».
В сентябре северодвинцы отметили 80-летие своего театра премьерой «Реквием каравану PQ-17», посвятив ее юбилею области. Документальная проза трудно поддается инсценировке, однако у режиссера Владимира Карпова из Пензы это получилось. Удалось передать дух и нерв романа Пикуля. Это история о доблести и предательстве, жестокости и отчаянии и о вере в Победу. И зрители на спектакле испытывают мощные эмоции.
До мурашек
Наверное, не меньшее потрясение вызывает и игра юных артистов с ограниченными возможностями. В январе пятый раз они вышли на сцену в «Волшебнике Изумрудного города». Эксперименту – второй год, среди участников – знаменитый Ян Кузнецов, играющий Гудвина, а Железный Дровосек (Максим Фадеев) в этом году поступил на актерское отделение колледжа культуры. В нынешнем сезоне прошел второй набор в «Театральную студию» проекта. Новая совместная работа театра драмы и благотворительной организации «Время добра» – инклюзивный спектакль «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» – получила президентский грант и личную поддержку и напутствие от Владимира Путина, который встретился с его организаторами на форуме «Сообщество». Спектакль, намеченный на январь 2018 года, обещает необычный и яркий микс с массовыми сценами, танцевальными номерами, интересными декорациями.
Совместные проекты всегда интересны. В музейном объединении «ДрамАрт» актеры выступают с чтением стихов и прозы. Так, неизменным успехом пользуется художественное слово Сергея Чуркина – Довлатов, Зощенко… А в Поморской филармонии удачным получился опыт соединения музыки и поэмы «Двенадцать» в «Революционном этюде». В исполнении Анастаса Кичика и Нины Няниковой Блок пробирал до мурашек.
Ждем Ломоносова
Кстати, Нина Няникова на не раз упоминаемом здесь фестивале «Ваш выход» получила престижную награду «Надежда сцены». А сам форум, который проходит раз в два года, был поддержан грантом губернатора, министерством культуры и федеральным проектом «Театры малых городов». Он постепенно приобретает вес в регионе. Глядишь, скоро и свою «Золотую маску» учредим.
Что нас ждет в 2018-м? Театр драмы уже провел открытую читку пьесы «Последнее искушение Ломоносова», написанную для нашей труппы московским драматургом Анастасией Экаревой. Зрителя обещают погрузить в эпоху восемнадцатого века, читать лекции по истории, живописи, музыке, быту…
А в спектакле, который заявлен как игра в двух действиях с прологом и эпилогом с показом реальных физических и химических опытов и пышных балов, будет занята вся труппа. В мае пройдет очередной фестиваль «Родниковое слово», уже начали присылать очень интересные заявки, идут переговоры с театром Вахтангова о том, чтобы его «Евгений Онегин» открыл фестиваль. Похоже, Год театра принесет нам много новых впечатлений!
Фото: Людмила Ашиток, Ирина Колесникова