29 сентября 2020

Театральная осень в Архдраме планируется яркой и насыщенной событиями

Самая долгожданная новость для поморских театралов – Архангельский драматический театр открыл 88-й творческий сезон. Он стартовал, как водится, с премьеры. Тоже долгожданной.

Театральная осень в Архдраме планируется яркой и насыщенной событиями

Спектакль по роману Федора Абрамова «Пряслины. Две зимы и три лета» режиссера Владимира Хрущева должен был завершить театральный сезон этой весной, но из-за пандемии коронавируса премьера состоялась только в онлайне. Об этом рассказали директор театра Сергей Самодов, главный режиссер Андрей Тимошенко и режиссер Алексей Ермилышев.

Для маленьких и больших зрителей

Уже через две недели со дня открытия сезона на основной сцене театра драмы премьера – северянам покажут «Собаку на сене» Лопе де Вега в постановке Ренаты Сотириади, знакомой архангельскому зрителю по работе «А зори здесь тихие».

— Она недавно выпустила шумную премьеру во МХАТе имени Горького – «Красный Моцарт». Очень яркий спектакль, и мы надеемся, что такой же будет и наша комедия – яркой и событийной. Сейчас мы репетируем, готовим декорации, — рассказал Андрей Тимошенко. Ему, к слову, принадлежит сценография спектакля.

В конце ноября драматический представит на суд зрителя еще одну премьеру – спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. Режиссером его выступил сам Андрей Тимошенко.

— В главной роли – Михаил Кузьмин. Этот спектакль уникален тем, что он поставлен в среднем формате, но будет играться в большом зале. Декорации будут стоять в проходе и партере, а зрители разместятся в амфитеатре. Это спектакль в прямом контакте со зрителем. Такой формат мы еще не пробовали, и нам очень интересно было репетировать, — рассказал главный режиссер.

Готовит театр и интересную новогоднюю программу. Андрей Тимошенко рассказал, что коллектив решил для маленьких театралов адаптировать историю Андрея Гогуна «Одиссей Первозванный». Этот эскиз режиссер из Санкт-Петербурга, к слову, создал в рамках творческой лаборатории «Рыбный обоз». Автор рассказал миф об Одиссее, в котором слилась воедино морская тематика – античная и поморская. Историю для самых маленьких зрителей поставят на камерной сцене. А на основной, тоже в конце года, состоится еще одна детская премьера — «Маугли». Над его постановкой работает актер театра Михаил Кузьмин.

— Михаил Кузьмин работает над постановкой с Леонидом Лещевым под моим художественным руководством. Они написали музыку, сочинили текст. Мы посмотрели, и нам показалось это очень интересным. Тем более, что мне давно хотелось, чтобы это название на сцене нашего театра появилось, — отметил Андрей Тимошенко.

В ноябре юных зрителей театра драмы ждет еще несколько приятных сюрпризов – в Архангельск приезжает с гастролями Московский областной ТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой. Он привезет музыкальный спектакль на музыку Дунаевского «Леди Совершенство» в постановке Михаила Борисова, а также яркое музыкальное действо «Сказки Пушкина», в котором используются современные мультимедийные технологии. В основе спектакля – известные и всеми любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

Уже после Нового года зрителей ждут давно запланированная постановка «Братьев Карамазовых» и две работы по лабораторным эскизам молодых режиссеров по мифам Древней Греции. Из больших работ в планах постановка по роману Маркеса «100 лет одиночества», «Герника», а также «Преступление и наказание». Спектакль по Достоевскому должен открыть уже следующий театральный сезон – 89-й.

— Есть у нас некоторые идеи по поводу камерной сцены, заявки от наших актеров на самостоятельные работы, а также планы по оборудованию и открытию Абрамовского зала. В частности, спектакль «100 лет одиночества» мы уже планируем делать под его пространство, — рассказал главный режиссер театра драмы, при этом отметив, что конкретных дат он не называет осмысленно. Сроки будут зависеть от финансовой ситуации, а она сегодня складывается не очень благоприятно с учетом простоя из-за пандемии.

И раз уж речь зашла об Абрамовском зале, Андрей Тимошенко поделился, что в нем планируется создать пространство-трансформер. Зал станет своего рода экспериментальной площадкой, а его главным достоинством будет близкое общение со зрителем.

Новые и старые проекты

Одно из ожидаемых событий этого театрального сезона – спектакль «Пушкин», который в Архангельск привезет Вениамин Смехов. Советский и российский актер театра и кино, режиссер телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор — не только ведущий актер в постановке, но и ее режиссер. Вместе с ним на сцену выйдут актер Театра на Таганке Дмитрий Высоцкий, актриса Молодежного театра на Фонтанке Анна Геллер, музыканты Алексей Кортнев и Светлана Сурганова, композитор и пианист Сергей Чекрыжов.

В основе спектакля — свидетельства современников Пушкина и тех, кто вошел в литературу после него, испытав на себе его влияние: Гоголя, Достоевского, Цветаевой, Булгакова, Высоцкого, Окуджавы, а также «поэмы и размышления, письма и эпиграммы, шутки над друзьями и волшебные признания музам в любви» самого поэта.

— Этой осенью у нас будет много Пушкина, — отметил директор театра драмы Сергей Самодов и признался журналистам, что в этой связи сейчас перечитывает книгу известного пушкиниста Галины Седовой «Ему было за что умирать у Черной речки».

Традиционная лаборатория «Рыбный обоз» также состоится этой осенью. Правда, в театре пока еще не определились с ее тематикой, но заявки на участие уже поступают.

Продолжит театр драмы и гастрольную деятельность по обмену. Директор учреждения рассказал, что состоятся обменные гастроли с Рязанским областным государственным театром драмы. Его труппа привезет в Архангельск шесть постановок, среди которых «Фауст», «Вишневый сад», комедия «Школа соблазна» и сказка для детей и взрослых «Волшебные сны Кузьмы». А в рамках проекта «Большие гастроли» в Архангельск и Северодвинск Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева привезет в ноябре «Золушку и Дон Кихота».

— Еще одно радостное событие, о котором приятно говорить, — приглашение на Международный Большой детский фестиваль, художественным руководителем которого является Сергей Безруков. В его программу вошел спектакль нашего театра «Гамлет», — рассказал Сергей Самодов.

«Гамлет» архангельские актеры покажут на сцене Московского губернского театра, и, чтобы это произошло, пришлось провести серьезную работу по подгону декораций, так как сцена у москвичей гораздо меньше.

III Международный Большой детский фестиваль начнет свою работу 17 октября в Москве и завершится 13 ноября в Санкт-Петербурге в рамках Международного культурного форума. Примечательно, что в этом году существенно увеличились количество и география театров — участников фестиваля: из 365 заявок экспертный совет отобрал 43 спектакля из 25 городов.

— Помимо содержания, соблюдая основные законы театра: о чем и ради чего, мы рассказываем эту историю детям. Это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно — так отозвался о спектакле театра драмы по результатам отбора претендентов на участие в театральной конкурсной программе 2020 года Сергей Безруков.

Среди приятных событий этого года и поводов для гордости – актрисы Анна Рысенко и Нина Няникова завоевали победу на 23-м Международном фестивале интерпретации творчества Станислава Игнация Виткевича Witkacy pod strzechy. В нем приняли участие более 50 представителей из Польши, Украины и России. Спектакль, представленный на суд жюри города Слупска, показали онлайн. Примечательно, что он на польском языке.

Сотрудничество с театром «Рондо», который организовал фестиваль, у театра драмы началось в прошлом году. «Иван Карамазов возвращает билет» — этот спектакль гости из Европы показали в нашем театре драмы в рамках культурного обмена между городами-побратимами Архангельском и Слупском. С тех пор архангельские актрисы поддерживают отношения с коллегами из Польши, поэтому, когда узнали о фестивале, решили поучаствовать. А руководство театра эту идею поддержало и предоставило условия для онлайн-трансляции. За победу на фестивале актрисы получили официальное приглашение на проведение мастер-классов в Слупске.

Учить профессиональных актеров и зрителей

На пресс-конференции анонсировали еще одно значимое событие: при Архангельском театре драмы начинает работу Школа сценических искусств. Ее руководителем является режиссер Алексей Ермилышев, а педагогами – артисты театра Наталия Латухина, Мария Новикова, Мария Беднарчик, Кристина Ходарцевич.

Как рассказал Андрей Тимошенко, уникальность школы в том, что преподавание в ней будет основано на системе обучения профессиональных актеров театрального института имени Щукина, адаптированной для студии.

— Система очень серьезная, отработанная десятилетиями, профессиональная и подход к обучению будет именно такой. И, конечно, мы мечтаем, что кто-то из наших выпускников попадет потом на наш курс в театральный институт, — отметил главный режиссер.

Алексей Ермилышев рассказал, что главная задача Школы сценических искусств — показать ее слушателям театральное искусство с разных сторон, и только уроками актерского мастерства программа не будет ограничиваться. Юных слушателей ждет знакомство со звукорежиссурой, светом, декорациями, костюмами и прочим. В мастер-классах будут задействованы все работники театра, а посещение его спектаклей станет еще одним обязательным курсом.

Занятия в Школе начнутся уже 5 октября, а сегодня идет работа над формированием групп. Их будет несколько в трех возрастных категориях — младшая (9-13 лет), старшая (14-16 лет) и взрослые (17+). Количество групп будет зависеть от числа поданных и принятых заявок.

Руководитель школы также подчеркнул, что все, кто подаст заявки, должны будут пройти прослушивание, а одним из основных критериев приема станет огромное желание заниматься театральным искусством.

— Мы не ставим задачу выпустить профессиональных актеров. Это – школа искусств, хотя система актерского образования будет очень серьезной, но будут и смежные дисциплины, — рассказал Алексей Ермилышев и добавил, что, конечно, работу школы в театре рассматривают и в качестве одного из решений кадровых вопросов.

— А с другой стороны, мы будем растить профессионального зрителя, который глубже разбирается в театре, его основах. Это подспудно будет помогать и нам расти вместе со зрителем и развиваться, — считает Алексей Ермилышев.

К слову, о кадрах. В этом году труппу Архангельского драматического театра пополнил один молодой актер, еще шестеро будущих актеров сегодня учатся по целевым договорам. Их и их выпускные работы в театре ждут в разное время.

Театр, пандемия и удобные новшества

Билеты, которые зрители приобрели на несостоявшиеся из-за ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, спектакли, перебронируют.

Сергей Самодов подчеркнул, что театр готов организовать работу в соответствии с требованиями Роспотребнадзора и соблюдением социального дистанцирования. Зрителям не стоит ожидать так называемой шахматной рассадки в зале – места для тех, кто пришел на спектакль группой или семьей, будут находиться рядом. Но при этом требование о 50-процентном наполнении зрительного зала будут соблюдаться. Предполагается, что будут задействованы места только в партере и амфитеатре. На балкон билеты продавать не будут.

Директор театра также рассказал, что и в фойе, и в туалетных комнатах будут установлены санитайзеры для обеззараживания рук, на входе у зрителей в обязательном порядке измерят температуру. И, конечно, приходить в театр необходимо будет в масках. Если у зрителя такой вдруг не окажется, то ее можно будет приобрести, даже брендированную, с логотипом драмтеатра.

Сергей Самодов обратился к зрителям с просьбой отнестись с пониманием к принимаемым мерам безопасности и приходить в театр чуть раньше – запас времени необходим, чтобы не создавать заторы на входе, где сотрудники учреждения будут измерять температуру. Это, конечно, займет дополнительное время.

Рассказал директор также о технических новшествах, которые ждут зрителя в новом сезоне. Так, театр продолжает работу над текстовым сопровождением постановок. Они будут транслироваться на русском и английском языках на установленном в зале экране. Это не только поможет погрузиться в мир искусства зрителям с проблемами слуха, но и привлечет в театр иностранного зрителя, считает Сергей Самодов.

Кроме того, в театре внедряют систему тифлокомментирования. Это новая услуга для незрячих людей и людей с нарушениями зрения. Это лаконичное, но при этом подробное описание предметов, действий и явлений — всего того, что происходит на киноэкране или театральной сцене. Оборудование для тифлокомментирования уже пришло в театр.

Сергей Самодов отметил, что в этом году театр действительно очень много сделал для того, чтобы пребывание в нем для зрителей с ограниченными возможностями здоровья было как можно более комфортным. В здании, например, также появилась навигация со шрифтом Брайля, а совсем скоро установят гусеничный подъемник, чтобы маломобильные зрители смогли посещать спектакли, которые проходят на камерной сцене.

Ну и, кроме всего прочего, в фойе театра появятся стойки для зарядки гаджетов.

Ирина Колесникова
Фото: пресс-служба драмтеатра

Поделиться
73589