Театр Панова представил спектакль о мальчике, который исполнил свою мечту

Архангельский молодежный театр открыл 47-й творческий сезон спектаклем петербургского режиссера Романа Бокланова «Никита ищет море», поставленный по одноименной книге современной писательницы Дарьи Варденбург.

Никите семь лет. Он хочет поехать на море, но родители отправляют его на лето к двоюродной бабушке, которую он доселе никогда не видел. Несложно догадаться, что большой радости от предстоящего деревенского отдыха он не испытал, однако поехал на каникулы к родственнице.

В роли мальчика — 35-летий Антон Чистяков. Он так и заявляет, выталкиваемый на сцену коллегами по цеху: «Ну какой Никита? Мне 35 лет!» И действительно, в меру упитанный и в полном расцвете сил актер, даже несмотря на зеленый комбинезон, едва ли походит на ребенка.

По словам режиссера, он выбрал Антона на роль мальчика еще до того, как узнал о его роли Андрея в спектакле Максима Соколова «Пираньи. Дневник 12-летнего». Видимо, оба режиссера видят в актере не внешнюю схожесть с детьми, а внутренние переклички.

Роман Бокланов, заметив некоторое сопротивление Антона роли, решает идти от него самого. Такая же ситуация происходит и с родителями героя: артисты Александр Берестень и Татьяна Смирнова буквально на сцене определяются, что будут Никитиными папой и мамой. Эта открытая театральность выдержана только в начале спектакля: все остальные актеры выходят к зрителям уже в образах.

Например, исполнительницу роли бабушки Наталью Малевинскую мы видим уже суровой, резкой, собранной. Маргарита Васильевна не похожа на простодушную деревенскую старушку в ситцевом платочке: на ней оранжевый комбинезон, подчеркивающий ее спортивный образ жизни. Эта бабушка словно майор Пейн в женском обличье, к которому на перевоспитание присылают непоседливого мальчишку.

И все же мир, созданный, на первый взгляд, строгой бабушкой в своем доме, отличается уютом, теплотой, любовью. Его деревянные стены, ставшие основой сценографического решения спектакля, выкрашены в приятные – зеленый и розовый – цвета. На полу лежит домотканый половичок, на окне – занавески, около которых висят засушенные букеты полевых цветов. Все это как будто пахнет летом и беззаботным детством.

А детство местных мальчиков и девочек действительно беззаботное. Все они отчасти предоставлены сами себе: катаются на велосипедах, ищут (и находят) приключения.

Оля (Анастасия Полежаева) – та самая девочка-оторва, которую калачом домой не заманишь. Она всегда на улице, она всегда за любой движ. А еще она любительница спорить. Они с Никитой так и познакомились, пытаясь выяснить в споре половую принадлежность мышонка – нового питомца мальчика.

Отличительная особенность спектакля – элементы кукольного театра. Три животных – пес Спутник, кошка и Мышонок – это куклы, управляемые разными артистами по очереди. Специально для этой постановки драматические актеры обучались мастерству кукольника, овладев навыками управления ими.

В этой незатейливой и оттого очень близкой каждому зрителю истории нет  больших трагедий. Здесь ребенок взрослеет постепенно, делая благодаря двоюродной бабушке маленькие шаги к самостоятельности. Вот он ест на ужин не любимую колбасу, а овощи, потому что у Маргариты Васильевны таких «деликатесов» попросту нет. У нее разговор простой: «Если хочешь колбасы, пожалуйста, сходи в магазин. Не знаешь, где он, разберись». Она обращается с внуком как со взрослым, тем самым давая ему возможность взять ответственность за свои поступки на себя.

Но не стоит идеализировать бабушку. Пожалуй, она единственный герой спектакля, имеющий психологические травмы и так и не проработавший их. За внешней суровостью и местами даже отстраненностью скрывается одинокая женщина, уже десять лет живущая в ожидании «принца в серебристом костюме» (Степан Полежаев), облик которого в ее мечтах приобретает созвездие Ориона.

В этой постановке есть и познавательный аспект. Вместе с Никитой бабушка ненавязчиво знакомит маленьких зрителей с азами астрологии, рассказывая о происхождении Вселенной, Млечного Пути и звездах, что объясняется выбранным возрастным цензом постановки 6+.

А что же с морем, заявленным в названии спектакля? Нашел ли его Никита? Ну разумеется, нашел! Как ребенок, который очень хочет увидеть море, может его не найти? И пусть оно даже не совсем такое, какое ему представлялось, это уже неважно. Важно, что вместе с морем Никита находит и близких людей.

Спектакль очень выделяется на фоне остальных. Это и не детская сказка, которые по традиции ставятся к Новому году, но и не подростковая драма, которые тоже с завидной периодичностью появляются в репертуаре молодежного театра.

Подобных сюрпризов для зрителей в 47-м творческом сезоне приготовлено немало. Уже на следующей неделе в Архангельск приедет с гастролями Первый театр из Новосибирска. Практически вслед за ними состоится режиссерская лаборатория «Людям на смех». Три молодых режиссера представят эскизы комедийных спектаклей, один из которых будет доработан до полноценной постановки и войдет в репертуар театра.

Вслед за «Россией молодой» Искандера Сакаева будет восстановлен спектакль Виктора Панова «Раненый зверь» по пьесе Сергея Коковкина, посвященной жизни Михаила Ломоносова.

В конце 2022 года состоятся обменные гастроли с петербургским театром «ЦЕХЪ», который уже неоднократно бывал в Архангельске. В последний свой приезд – на фестиваль уличных театров – коллектив дважды показывал спектакль «Апрель», посвященный жизни и творчеству Виктора Цоя. Завершит календарный год премьера для детей – «Муха-цокотуха» в постановке Филиппа Шкаева.

Уже сейчас пановцы начали активно готовиться к юбилею своего театра. На протяжении этого года молодой архангельский режиссер Николай Флотский работал над съемками фильма о коллективе, премьера которого состоится на фестивале уличных театров в 2023 году. Также архивные материалы, найденные в ходе исследования, будут оформлены в книгу.

Самым масштабным событием станет открытие интерактивной выставки, которая уже в мае следующего года будет представлена в Гостиных дворах. Для работы над ней будут приглашены пять художников из разных уголков страны, которые переосмыслят творческий путь Виктора Панова и созданного им театра.

Александра Коковина, фото Екатерины Чащиной

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 20 сентября 2022 г.