16 мая 2023

Театр Панова представил черную комедию о преемственности поколений

Последней премьерой 47-го творческого сезона в Архангельском молодежном театре стал спектакль «Горький. Васса. Мать» в постановке Филиппа Шкаева. 

Театр Панова представил черную комедию о преемственности поколений

За основу молодой режиссер взял текст первой редакции пьесы Максима Горького «Васса Железнова (Мать)», написанный в 1910 году.

При входе в зал мы сразу чувствуем жуткую атмосферу дома Железновых. В черном пространстве сцены выстроены три черные стены. Посередине этой комнаты – черный кабинетный стол. Перед ним расположились Железновы: Васса со своим мужем Захаром и за ними два их сына с женами. Они застыли как на семейном портрете. Рядом с ними суетливо ждет чего-то или кого-то брат Захара Прохор.

При более пристальном рассмотрении этой семейной идиллии мы понимаем, что это не совсем обычные люди. Своей бледной кожей, подчеркнутой черной одеждой они походят на вурдалаков. А поза, в которой сидит глава семейства, наводит на мысль о том, что он скорее мертв, чем жив. Хотя на вопрос, кого здесь можно считать ходячим мертвецом, зрители получат конкретный ответ по ходу развития событий.

Здесь семейная драма превращается в леденящую душу историю о порочности и греховности, которые передаются и принимаются по наследству. Васса как мать троих детей находит свое продолжение только в дочери. Причем это продолжение состоит исключительно в интригах и умении достигать своих корыстных целей, ловко манипулируя окружающими.

Яна Панова играет не настоящую Вассу, а ее инфернальную сущность, сосредоточение дьявольских сил, которые всю жизнь подталкивали героиню к злодеяниям. Три когда-то загубленные ею души (Александр Берестень, Евгения Плетнева и Максим Дуплик), с ног до головы испачканные кровью, все время преследуют ее. Кажется, со временем она привыкает к ним и начинает принимать как наказание за свои грехи.    Более того – она очерчивает белым мелом вокруг черной комнаты, словно оберегая свой дом от нечистой силы. Только вот она сама, а также члены ее семьи и являются источником всех бед, в которых они погрязли. Дьявол живет в них самих.

Например, назло Вассе средний сын Семен (Вячеслав Кривоногов) и его жена Наталья (Анастасия Полежаева) настолько спелись, что даже одеты одинаково: в шорты до колена и рубашку с жилеткой. Только у Натальи еще платочек на голове повязан, что придает ей сходство с  монахиней. К этому, собственно, она и стремится – выглядеть святошей в глаза свекрови.

В противовес им вторая пара – непохожие друг на друга младший сын Павел (Антон Чистяков) с женой Людмилой (Дарья Тюрикова). Уродство Павла (в пьесе он кривобокий) в спектакле обозначается черной маской, которую герой периодически надевает на лицо. В этом есть элемент лукавства, будто он прикрывается своей болезнью только в тех случаях, когда ему это выгодно.

На фоне мрачных фриков Анна (Мария Гирс) на первый взгляд кажется нормальной, даже адекватной женщиной, ведь живет она там, наверху, а не в темном царстве Железновых. Только «лучшая жизнь» – не что иное, как панельная девятиэтажка, а муж, который вот-вот получит звание генерала, – не кто иной, как грузный мужчина, страдающий заболеванием дыхательных путей. Еще один живой труп.

Связь матери и дочери становится главной темой спектакля. Их клятва на крови (а кровь в этом доме – показатель совершенного греха) становится своего рода соглашением «быть в одной команде» против братьев в соперничестве за наследство отца. Но пока одна, почувствовав жажду власти, набирает силы, другая их теряет.

Неслучайно, они три раза борются на руках, как армрестлеры. Если вначале Васса уверенно побеждает дочь, то в последний раз Анна не без усилий, но все же опускает руку матери на стол. Одним словом, мамина гордость, папина радость. Дом и наследство Железновых в надежных руках, на которых еще не высохли следы крови.

Александра Коковина

Фото: Екатерина Чащина

Поделиться
144253