16 января 2022

Талантливым текстам открыта дверь: Максим Замшев рассказал о трендах современной литературы

Архангельские читатели получили возможность вживую пообщаться с писателем, главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым, выступившем в областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова.

Талантливым текстам открыта дверь: Максим Замшев рассказал о трендах современной литературы

Человек, сочетающий в душе две пламенные страсти, литературу и музыку, стал известен читающей публике благодаря роману «Концертмейстер», посвященному жизни советских музыкантов послевоенной поры. За это произведение автор удостоился «Премии читателя» — награды, присуждаемой писателям от библиотечного сообщества.

А до «Концертмейстера» были несколько книг стихотворений и прозы. Его произведения переведены на 15 языков. в свою очередь, сам он выступал в качестве переводчика восточноевропейской литературы на русский язык.

Биография Максима Замшева – учеба в Гнесинке (с перерывом на армейскую службу), потом в Литинституте, редакторство, руководство Московской организацией Союза писателей России. А с 2017 года он – главный редактор «Литературной газеты», сменивший на этом посту Юрия Полякова.

С его приходом в «Литгазету» сменилась редакционная политика: если прежний главред предпочитал публиковать своих единомышленников или, во всяком случае, представителей одного литературного и идеологического направления, то теперь «для любого талантливого текста у нас открыта дверь», охарактеризовал новую редакционную политику Максим Замшев.

— Ведем себя достаточно свободными, стараемся «красные линии» не переходить, – так вкратце описал он стратегию газеты. На ее страницах находится место и для мэтров, и для молодых авторов, поскольку «поколение, которое идет нам на смену, достаточно интересное, сильное».

Сам он входит в Наблюдательный совет литературной премии для молодых поэтом и прозаиков «Лицей».

Кстати, наряду с литературной работой Максим Адольфович занят также общественными заботами: он – член Совета по правам человека при Президенте РФ. А один из ведущих правозащитников России адвокат Александр Брод постоянно публикуется в «Литературке».

Разговор о современной литературе гость начал с констатации того факта, что пиар, самореклама и продвижение в Интернете литераторов – далеко не гарантия того, что их читают. Посетовал на то, что поэзия сегодня – не в почете у издательств, никто не хочет ее печатать. Что до тенденций в современной русской литературе, то она по-прежнему вертится вокруг советского прошлого: кто-то вспоминает о нем с ностальгией, для других СССР – «империя зла». «Мне это все кажется странным», — высказался писатель.

В его «Концертмейстере» советская жизнь показана со всех сторон – и привлекательных, и негативных. Во всяком случае, социальное обеспечение людей культуры было на высоком уровне, и это уже не повторится. С другой стороны, платой за заботу государства о мастерах культуры была их лояльность. Так же неоднозначно относится писатель и к чиновникам: среди них много приятных людей и вообще они «такие же люди, как мы».

И снова о трендах современной отечественной литературы. Тренд на прозу нон-фикшн постепенно уходит. Немножко отошел и исторический тренд, хотя «когда государство крепнет, есть заказ на исторический романы», пример чему – советская литература двадцатых-тридцатых годов, когда творили Алексей Толстой, наш земляк Алексей Чапыгин и другие мастера.

Уходит и запрос на «чернушную» прозу, к которой он причислил и Романа Сенчина, ведущего обзор книг в «Литгазете». Конечно. «Елтышевы» и «Зона затопления» – проза весьма мрачная, но уравнивать ее с убогими творениями «профессиональных» чернушников как-то странно.

Кстати, еще о трендах. По словам Максима Замшева, российские литературные тренды плохо сочетаются с мировыми. Скажем, из последнего шорт-листа Букеровской премии ни одна книга не переведена в России. В то же время современная российская словесность не так уж и отстает от тенденций в западной литературе – взять, к примеру, феминистский тренд.

Какова судьба бумажных СМИ в эпоху Интернета? Как считает писатель, при том, что газеты давно не окупаются, тиражи упали, а розничные сети пущены в свободное коммерческое плавание, и пресса там присутствует больше для полноты ассортимента, в ближайшие 30-40 лет бумажным изданиям вымирание не грозит.

Для сведения: в Европе в пандемию тиражи газет даже выросли. Чем это объяснить? По мнению Максима Замшев, причина – в том, что Интернет там дороже, чем в России. В то же время, работа «Почты России» в части распространения газет вызывает нарекания: порой газета появляется в розничной продаже через много дней, а иных популярных общероссийских изданий в регионах не сыщешь днем с огнем.

— Читать зарубежную и нашу прозу надо, чтобы знать, в каком интеллектуальном пространстве находится наша страна, — сформулировал читательское кредо писатель.

На вопрос о лучших отечественных писателях с точки зрения стилистики Максим Замшев первым назвал Михаила Тарковского. В этом с ним трудно не согласиться: творческую манеру, стиль этого самобытного писателя из знаменитой творческой династии ни с кем не спутаешь и не сымитируешь. А из советской классики на первое место поставил Федора Абрамова, которого поставил много выше других писателей-деревенщиков. Он мечтает о том времени, когда на первом месте будет не бульварное массовое чтиво (некрасовский «милорд глупый»), а книги того же Федора Абрамова. А пока же работает над новым романом, при этом сетует, что плохо знает современную молодежь. А еще, как и многие российские читатели, ждет выхода новой книги Мишеля Уэльбека.

Под занавес встречи Максим Замшев сыграл для архангельских читателей на рояле.

Анатолий Беднов

Поделиться
114293