28 июля 2016

Тайны карской трагедии

Архангелогородка Валентина Георгиевна Голышева – автор книги «Воспоминания об арктических конвоях». Пролистываю издание: тексты на русском и английском, черно-белые портреты юных участников конвоев и цветные фотографии с теми, кто выжил и благодаря Валентине Георгиевне передал новым поколениям страшные воспоминания. О войне, мужестве, взаимопомощи, потерях… Сегодня открываются факты, о которых молчали десятилетиями.

Дочь погибшего моряка

Мемориальную книгу Валентина Голышева, доцент Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, директор Британского центра САФУ, посвятила своему отцу. Георгий Павлович Голышев был старшим матросом, мотористом-механиком Северного флота. Погиб в Карском море 12 августа 1944 года в составе конвоя BD-5.

В книге «Воспоминания об арктических конвоях» собраны уникальные воспоминания, интервью, дневниковые записи, газетные вырезки военных лет, письма, стихи и многочисленные фотографии ветеранов торгового флота Великобритании, Канады и США, участвовавших в арктических конвоях, а также воспоминания родственников ушедших ветеранов.

Интервью и письма ветеранов переведены на русский язык. В издание включены эссе студентов САФУ, которые общались с ветеранами во время их визитов в Архангельск.

– В 2010 году Мурманское пароходство организовало экспедицию к острову Кильдин для поминовения трех американских моряков военно-транспортного корабля «Томас Дональдсон». Он был потоплен немецкой субмариной в марте 1945 года, – рассказывает Валентина Георгиевна. – Для этой церемонии был вызван американский крейсер. Впервые после войны, спустя 55 лет после трагедии, суда США пришли в порт Мурманск, чтобы во главе с Генеральным консулом США в Санкт-Петербурге Шейлой Гуолтни выйти на небольшом буксире в Баренцево море. В этой экспедиции участвовали также ветераны из Мурманска, Архангельска и Санкт-Петербурга. В церемонии спуска венков на воду довелось участвовать и мне как дочери погибшего моряка.

Мой отец служил на тральщике Т-114, который сопровождал судно «Марина Раскова» и был потоплен 12 августа 1944 года. Во время церемонии спуска венков в море я задалась вопросом: «А когда Архангельск сможет организовать такую же экспедицию в Карское море и помянуть 361 погибшего в один день?». Я знаю, что губернатор Ямало-Ненецкого округа уже дважды спонсировал экспедицию, чтобы найти при помощи эхолота местонахождение затонувших судов с конвоя БД-5. Экспедицию возглавлял Сергей Шуленин, журналист из Салехарда. Год назад в Архангельске он демонстрировал в морском музее слайды с точными координатами двух судов. На мой взгляд, и нашей области важно не упустить момент и организовать экспедицию по пути следования конвоя БД-5. Пригласить в нее участников и оставшихся родственников, ведь время идет! Люди уходят. Об этой трагедии неоднократно вспоминает и ветеран Северного флота Юрий Александрович Будиев. Он был свидетелем того, как тонуло судно «Марина Раскова». Мы должны помнить не только то, как Архангельск помогал, но и как он пострадал… В том числе и о конвое, сопровождавшем «Марину Раскову».

Как умирали «спасенные»

– А вы знаете что-нибудь о судьбе судна «Марина Раскова»? – спрашивает меня Валентина Георгиевна. – Я боюсь, что эта история со временем может быть забыта или просто искажена.

Валентина Голышева показывает извещение о гибели своего отца, который стал жертвой карской трагедии.

– «Марина Раскова» – это бывший американский грузовой пароход «Айрон Клайд». Он участвовал в печально известном конвое PQ-17, когда в 1942 году из 36 судов до Архангельска дошли только 11. Американское судно поставили на ремонт в Соломбале, а затем подарили России.

В 1943-м судно переименовали – назвали в память о погибшей летчице ночной штурмовой авиации, Герое СССР майоре Марине Расковой. Что же случилось с этим судном в Карском море?

У меня есть публикация 1991 года А. Шильникова, ветерана Северного флота, участника конвоев, а газету подарили мои выпускники. До этих лет про «Марину Раскову» говорили в семейных кругах шепотом. В статье сообщается, что

8 августа 1944-го из Двинского залива направился конвой BD-5, в составе которого был большой пароход «Марина Раскова» Северного морского пароходства с грузом продовольствия и пассажирами – зимовщиками, около четырехсот человек. Некоторые были с семьями – женами и детьми. Четверо суток конвой шел спокойно, но 12 августа, когда до места прибытия – острова Диксон – оставалось меньше суток пути, в районе полуострова Ямал в Карском море раздался сильный взрыв – немецкая субмарина U-365 торпедировала «Марину Раскову».

К тонущему кораблю поспешил один из трех минных тральщиков сопровождения. Но торпедированный лодкой тут же пошел ко дну. Второй тральщик сумел поднять на борт часть терпящих бедствие людей. Но и его настигла та же участь: вместе со спасенными он начал погружаться в морскую пучину. А третий тральщик Е-116, успевший поднять из воды несколько десятков человек, вынужден был срочно отойти к берегу из-за поднявшегося на море шторма… Люди остались на бушующих волнах в спасательных лодках, плотах и кунгасах. Их поиски продолжались несколько дней. Некоторых удалось спасти гидросамолетом только на 18-е сутки, но большая часть людей, в основном гражданские, погибла. На побережье Карского моря обнаруживали пустые полузатонувшие шлюпки. В некоторых лежали тела моряков, которых впоследствии похоронили в братских могилах на полуострове Ямал, среди них был и отец Валентины Голышевой, и на маленьких островах Карского моря.

В предисловии к изданию «Воспоминания об арктических конвоях» советник ректора САФУ по педагогическому образованию Наталья Чичерина пишет о своем деде Алексее Николаевиче Волочкове. Он служил механиком на «Марине Расковой» и тоже погиб в Карском море. Трагедия конвоя БД-5 за один день унесла жизни 361 человека.

– Вы представляете, что пережили эти люди? Их только что спасли с тонущего судна на минные тральщики, и тут же они становятся мишенью немецкой подлодки… – говорит Валентина Георгиевна. – Спаслись только те, кто оказался на тральщике Т-116. Мой отец был в кунгасе, который прибило к острову Белый. Когда моя мама, Мария Леонтьевна Голышева, получила похоронку, мне было чуть больше года.

До конца жизни она так и осталась вдовой, ушла в 2008 году. Мама была мужественной и неунывающей женщиной, несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю ее поколения.

Лед хрустел на спине

Ветераны из Америки и Англии доверили Валентине Голышевой свои истории, когда узнали, что она – дочь погибшего участника конвоев. Многие прониклись доверием и попросили: обязательно посвяти книгу своему отцу. Родственники ветеранов, прочитавшие книгу, пишут ей слова благодарности.

– «Воспоминания об арктических конвоях» – это вторая моя книга, первая называется «Арктические конвои». В июне 2012 года меня пригласили в круизную поездку «По пути следования арктических конвоев». На судне Quest for Adventure мы прошли тем же путем, что и участники конвоев 70 лет назад. Это был тур по всему норвежскому побережью с заходом в Баренцево и Белое моря, который специально организовала британская компания SAGA. На судне у меня был огромный круг общения – там оказалось очень много родственников погибших ветеранов. Все они с большой благодарностью вспоминают Россию.

К примеру, Остин Берн, служивший в 1942 году рулевым на судне «Индуна», говорил мне: «Русские спасли мою жизнь! Если бы не они, я бы умер совсем юным, лет в 18–20. А ведь с того момента я прожил еще 70 лет!»

ubm29 16 38 75956

Сегодня Остину Берну 90 лет, в 1942 году ему было всего 18… Фото из архива В. Г. Голышевой

В своей книге Валентинса Георгиевна приводит воспоминания Остина Берна: «Марш в спасательную шлюпку, парень! Удачи тебе», – крикнул мне капитан, а сам остался на тонущем судне и погиб». Остин помнит, как он и еще восемь моряков гребли к спасательной лестнице, брошенной с судна, и, не добравшись, услышали взрыв. Корабль пошел ко дну. В дрейфе шлюпка Остина находилась восемь ужасных дней. «Брызги воды мгновенно замерзали, сидеть в шлюпке было просто невыносимо, – вспоминает Остин. – Вся одежда промерзала насквозь, лед хрустел на спине, сковывая движения. Когда, наконец, мы заметили судно, то не были уверены, чье оно. Мы сначала подняли руки от страха, а потом заметили русский красный флаг и стали кричать о помощи».

– Очевидцы трагедии в Карском море говорили, что видели моего отца в шлюпке на веслах, – говорит Валентина Георгиевна, – его, так же как Остина, болтало в шторм без еды и воды.

Я с ужасом представила эту картину. В итоге отец погиб…

Большинство конвойщиков были и остались простыми ребятами: матросы, стюарды, помощники поваров, сигнальщики. Тогда им было по 15–19 лет, они рассказывали свои истории без пафоса. Мне посчастливилось, что каждый из них поделился со мной своими сокровенными воспоминаниями. Я старалась максимально сохранить их язык, ничего не меняя в тексте оригинала, не говоря уже о переводе.

Это поразительно, какие они при всем пережитом оптимисты. Остин Берн – тот еще юморист! Он написал рассказ, в котором представил себе, что было бы, если бы в военное время были мобильные телефоны. Фантазировал, каким вышел бы разговор с мамой, когда он был в спасательной шлюпке…

– Я надеюсь, что дело по поиску информации и восстановлению истории арктических конвоев продолжит молодое поколение. Мои студенты активно изучают эту тему, – рассказывает Валентина Георгиевна. – По моей книге мы изучаем историю Севера времен

Отечественной войны, встречаемся с ветеранами в университете и общаемся по скайпу.

В ноябре 2013 года нас посетили британские ветераны Чарльз Даунз и Джеймс Питтс, их сопровождал военный атташе Великобритании Адриан Когхилл. Ветераны принимали участие в олимпийском пробеге с факелом по улицам Архангельска и в Международном форуме САФУ, посвященном Дню поминовения. Студенты с большим интересом слушали их исповедь о своем военном прошлом. Ребят очень удивила история Джеймса – он бывший летчик, первое крушение пережил в 19 лет, в свой день рождения! А всего их было три…

ubm29 16 22 d4bf0

После презентации книги «Воспоминания об арктических конвоях» на корабле «Белфаст» в Лондоне в феврале 2015 года Фред Удель, который в военные годы служил механиком на крейсере «Кампания» и обслуживал самолеты, подарил Валентине Георгиевне медаль «Арктическая звезда». Он сказал: «Твой отец не получил никаких наград, это надо исправить».

Как город воинской славы

Валентина Голышева показывает мне лишь малую часть своего архива, то, с чем пришла на встречу. Среди документов – копия вахтового журнала с уцелевшего тральщика Т-116. Карская трагедия 12 августа описана в дневнике по минутам. Документальная запись – подарок от историка из Санкт-Петербурга Камиллы Эдуардовны Кузнецовой.

– О карской трагедии десятилетиями молчали. Первые сообщения появились спустя сорок с лишним лет! – говорит Валентина Георгиевна. – Информация начала всплывать только в 91-м, когда страна открылась для иностранцев. Начался живой диалог. Сего-

дня есть Интернет, есть, кому продолжать исследование. Именно Архангельск должен взять на себя эту инициативу. Я до сих пор в недоумении, почему только в 2009 году он стал городом воинской славы! Архангельский порт сыграл такую значительную роль во время войны. Как город с таким званием, мы просто обязаны чтить память участников арктических конвоев. Я искренне надеюсь, что губернатор Игорь Орлов поддержит эту инициативу и в скором времени родственники погибших участников конвоя БД-5 выйдут в Карское море – в экспедицию по трагическому пути «Марины Расковой».

В тему

Английский флаг от Роберта

Во время нашей беседы в кафе Валентина Георгиевна заметила среди посетителей знакомое лицо: «Это же моя студентка, Татьяна Морошкина!» Узнав тему нашего разговора, Татьяна Владимировна поведала свою историю.

– На праздновании 60-летия «Дервиша» в Архангельске я случайно познакомилась с участником конвоев – англичанином Робертом Робертсоном из города Саут-Шилдс. Сфотографировала его, мы пообщались – языковых барьеров не было, я преподаватель английского. Потом отправила ему снимки, завязалась переписка. Когда он снова приехал в Россию, побывал у меня в гостях. Повод для визита в Россию был печальный – он и другие ветераны из его клуба прибыли с соболезнованиями по поводу гибели подводной лодки «Курск». Они собрали средства и передали их семьям моряков. Помню, что они сотрудничали и с детскими учреждениями Архангельска, привозили детям подарки, оказывали благотворительную помощь.

ubm29 16 28 a197b

Валентина Голышева и ее бывшая студентка Татьяна Морошкина

Каждый раз, когда Роберт приезжал в Архангельск, он приходил в гости к Татьяне и ее семье. В 2015 году вместе с супругой приехал на встречу в рамках празднования прихода «Дервиша». За эти годы семьи сдружились. В свой последний визит Роберт подарил Татьяне флаг с парохода Royal Carpenter, на котором служил. Он снял флаг с судна, когда закончилась война. Моряки с радостью ожидали мирную счастливую жизнь. Так и случилось. Вскоре после войны Роберт женился, у него три дочери и внуки.

Тайны карской трагедии

Дочь погибшего моряка

Мемориальную книгу Валентина Голышева, доцент Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, директор Британского центра САФУ, посвятила своему отцу. Георгий Павлович Голышев был старшим матросом, мотористом-механиком Северного флота. Погиб в Карском море 12 августа 1944 года в составе конвоя BD-5.

В книге «Воспоминания об арктических конвоях» собраны уникальные воспоминания, интервью, дневниковые записи, газетные вырезки военных лет, письма, стихи и многочисленные фотографии ветеранов торгового флота Великобритании, Канады и США, участвовавших в арктических конвоях, а также воспоминания родственников ушедших ветеранов.

Интервью и письма ветеранов переведены на русский язык. В издание включены эссе студентов САФУ, которые общались с ветеранами во время их визитов в Архангельск.

– В 2010 году Мурманское пароходство организовало экспедицию к острову Кильдин для поминовения трех американских моряков военно-транспортного корабля «Томас Дональдсон». Он был потоплен немецкой субмариной в марте 1945 года, – рассказывает Валентина Георгиевна. – Для этой церемонии был вызван американский крейсер. Впервые после войны, спустя 55 лет после трагедии, суда США пришли в порт Мурманск, чтобы во главе с Генеральным консулом США в Санкт-Петербурге Шейлой Гуолтни выйти на небольшом буксире в Баренцево море. В этой экспедиции участвовали также ветераны из Мурманска, Архангельска и Санкт-Петербурга. В церемонии спуска венков на воду довелось участвовать и мне как дочери погибшего моряка.

Мой отец служил на тральщике Т-114, который сопровождал судно «Марина Раскова» и был потоплен 12 августа 1944 года. Во время церемонии спуска венков в море я задалась вопросом: «А когда Архангельск сможет организовать такую же экспедицию в Карское море и помянуть 361 погибшего в один день?». Я знаю, что губернатор Ямало-Ненецкого округа уже дважды спонсировал экспедицию, чтобы найти при помощи эхолота местонахождение затонувших судов с конвоя БД-5. Экспедицию возглавлял Сергей Шуленин, журналист из Салехарда. Год назад в Архангельске он демонстрировал в морском музее слайды с точными координатами двух судов. На мой взгляд, и нашей области важно не упустить момент и организовать экспедицию по пути следования конвоя БД-5. Пригласить в нее участников и оставшихся родственников, ведь время идет! Люди уходят. Об этой трагедии неоднократно вспоминает и ветеран Северного флота Юрий Александрович Будиев. Он был свидетелем того, как тонуло судно «Марина Раскова». Мы должны помнить не только то, как Архангельск помогал, но и как он пострадал… В том числе и о конвое, сопровождавшем «Марину Раскову».

Как умирали «спасенные»

– А вы знаете что-нибудь о судьбе судна «Марина Раскова»? – спрашивает меня Валентина Георгиевна. – Я боюсь, что эта история со временем может быть забыта или просто искажена.

Валентина Голышева показывает извещение о гибели своего отца, который стал жертвой карской трагедии.

– «Марина Раскова» – это бывший американский грузовой пароход «Айрон Клайд». Он участвовал в печально известном конвое PQ-17, когда в 1942 году из 36 судов до Архангельска дошли только 11. Американское судно поставили на ремонт в Соломбале, а затем подарили России.

В 1943-м судно переименовали – назвали в память о погибшей летчице ночной штурмовой авиации, Герое СССР майоре Марине Расковой. Что же случилось с этим судном в Карском море?

У меня есть публикация 1991 года А. Шильникова, ветерана Северного флота, участника конвоев, а газету подарили мои выпускники. До этих лет про «Марину Раскову» говорили в семейных кругах шепотом. В статье сообщается, что

8 августа 1944-го из Двинского залива направился конвой BD-5, в составе которого был большой пароход «Марина Раскова» Северного морского пароходства с грузом продовольствия и пассажирами – зимовщиками, около четырехсот человек. Некоторые были с семьями – женами и детьми. Четверо суток конвой шел спокойно, но 12 августа, когда до места прибытия – острова Диксон – оставалось меньше суток пути, в районе полуострова Ямал в Карском море раздался сильный взрыв – немецкая субмарина U-365 торпедировала «Марину Раскову».

К тонущему кораблю поспешил один из трех минных тральщиков сопровождения. Но торпедированный лодкой тут же пошел ко дну. Второй тральщик сумел поднять на борт часть терпящих бедствие людей. Но и его настигла та же участь: вместе со спасенными он начал погружаться в морскую пучину. А третий тральщик Е-116, успевший поднять из воды несколько десятков человек, вынужден был срочно отойти к берегу из-за поднявшегося на море шторма… Люди остались на бушующих волнах в спасательных лодках, плотах и кунгасах. Их поиски продолжались несколько дней. Некоторых удалось спасти гидросамолетом только на 18-е сутки, но большая часть людей, в основном гражданские, погибла. На побережье Карского моря обнаруживали пустые полузатонувшие шлюпки. В некоторых лежали тела моряков, которых впоследствии похоронили в братских могилах на полуострове Ямал, среди них был и отец Валентины Голышевой, и на маленьких островах Карского моря.

В предисловии к изданию «Воспоминания об арктических конвоях» советник ректора САФУ по педагогическому образованию Наталья Чичерина пишет о своем деде Алексее Николаевиче Волочкове. Он служил механиком на «Марине Расковой» и тоже погиб в Карском море. Трагедия конвоя БД-5 за один день унесла жизни 361 человека.

– Вы представляете, что пережили эти люди? Их только что спасли с тонущего судна на минные тральщики, и тут же они становятся мишенью немецкой подлодки… – говорит Валентина Георгиевна. – Спаслись только те, кто оказался на тральщике Т-116. Мой отец был в кунгасе, который прибило к острову Белый. Когда моя мама, Мария Леонтьевна Голышева, получила похоронку, мне было чуть больше года.

До конца жизни она так и осталась вдовой, ушла в 2008 году. Мама была мужественной и неунывающей женщиной, несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю ее поколения.

Лед хрустел на спине

Ветераны из Америки и Англии доверили Валентине Голышевой свои истории, когда узнали, что она – дочь погибшего участника конвоев. Многие прониклись доверием и попросили: обязательно посвяти книгу своему отцу. Родственники ветеранов, прочитавшие книгу, пишут ей слова благодарности.

– «Воспоминания об арктических конвоях» – это вторая моя книга, первая называется «Арктические конвои». В июне 2012 года меня пригласили в круизную поездку «По пути следования арктических конвоев». На судне Quest for Adventure мы прошли тем же путем, что и участники конвоев 70 лет назад. Это был тур по всему норвежскому побережью с заходом в Баренцево и Белое моря, который специально организовала британская компания SAGA. На судне у меня был огромный круг общения – там оказалось очень много родственников погибших ветеранов. Все они с большой благодарностью вспоминают Россию.

К примеру, Остин Берн, служивший в 1942 году рулевым на судне «Индуна», говорил мне: «Русские спасли мою жизнь! Если бы не они, я бы умер совсем юным, лет в 18–20. А ведь с того момента я прожил еще 70 лет!»

ubm29 16 38 75956

Сегодня Остину Берну 90 лет, в 1942 году ему было всего 18… Фото из архива В. Г. Голышевой

В своей книге Валентинса Георгиевна приводит воспоминания Остина Берна: «Марш в спасательную шлюпку, парень! Удачи тебе», – крикнул мне капитан, а сам остался на тонущем судне и погиб». Остин помнит, как он и еще восемь моряков гребли к спасательной лестнице, брошенной с судна, и, не добравшись, услышали взрыв. Корабль пошел ко дну. В дрейфе шлюпка Остина находилась восемь ужасных дней. «Брызги воды мгновенно замерзали, сидеть в шлюпке было просто невыносимо, – вспоминает Остин. – Вся одежда промерзала насквозь, лед хрустел на спине, сковывая движения. Когда, наконец, мы заметили судно, то не были уверены, чье оно. Мы сначала подняли руки от страха, а потом заметили русский красный флаг и стали кричать о помощи».

– Очевидцы трагедии в Карском море говорили, что видели моего отца в шлюпке на веслах, – говорит Валентина Георгиевна, – его, так же как Остина, болтало в шторм без еды и воды.

Я с ужасом представила эту картину. В итоге отец погиб…

Большинство конвойщиков были и остались простыми ребятами: матросы, стюарды, помощники поваров, сигнальщики. Тогда им было по 15–19 лет, они рассказывали свои истории без пафоса. Мне посчастливилось, что каждый из них поделился со мной своими сокровенными воспоминаниями. Я старалась максимально сохранить их язык, ничего не меняя в тексте оригинала, не говоря уже о переводе.

Это поразительно, какие они при всем пережитом оптимисты. Остин Берн – тот еще юморист! Он написал рассказ, в котором представил себе, что было бы, если бы в военное время были мобильные телефоны. Фантазировал, каким вышел бы разговор с мамой, когда он был в спасательной шлюпке…

– Я надеюсь, что дело по поиску информации и восстановлению истории арктических конвоев продолжит молодое поколение. Мои студенты активно изучают эту тему, – рассказывает Валентина Георгиевна. – По моей книге мы изучаем историю Севера времен

Отечественной войны, встречаемся с ветеранами в университете и общаемся по скайпу.

В ноябре 2013 года нас посетили британские ветераны Чарльз Даунз и Джеймс Питтс, их сопровождал военный атташе Великобритании Адриан Когхилл. Ветераны принимали участие в олимпийском пробеге с факелом по улицам Архангельска и в Международном форуме САФУ, посвященном Дню поминовения. Студенты с большим интересом слушали их исповедь о своем военном прошлом. Ребят очень удивила история Джеймса – он бывший летчик, первое крушение пережил в 19 лет, в свой день рождения! А всего их было три…

ubm29 16 22 d4bf0

После презентации книги «Воспоминания об арктических конвоях» на корабле «Белфаст» в Лондоне в феврале 2015 года Фред Удель, который в военные годы служил механиком на крейсере «Кампания» и обслуживал самолеты, подарил Валентине Георгиевне медаль «Арктическая звезда». Он сказал: «Твой отец не получил никаких наград, это надо исправить».

Как город воинской славы

Валентина Голышева показывает мне лишь малую часть своего архива, то, с чем пришла на встречу. Среди документов – копия вахтового журнала с уцелевшего тральщика Т-116. Карская трагедия 12 августа описана в дневнике по минутам. Документальная запись – подарок от историка из Санкт-Петербурга Камиллы Эдуардовны Кузнецовой.

– О карской трагедии десятилетиями молчали. Первые сообщения появились спустя сорок с лишним лет! – говорит Валентина Георгиевна. – Информация начала всплывать только в 91-м, когда страна открылась для иностранцев. Начался живой диалог. Сего-

дня есть Интернет, есть, кому продолжать исследование. Именно Архангельск должен взять на себя эту инициативу. Я до сих пор в недоумении, почему только в 2009 году он стал городом воинской славы! Архангельский порт сыграл такую значительную роль во время войны. Как город с таким званием, мы просто обязаны чтить память участников арктических конвоев. Я искренне надеюсь, что губернатор Игорь Орлов поддержит эту инициативу и в скором времени родственники погибших участников конвоя БД-5 выйдут в Карское море – в экспедицию по трагическому пути «Марины Расковой».

В тему

Английский флаг от Роберта

Во время нашей беседы в кафе Валентина Георгиевна заметила среди посетителей знакомое лицо: «Это же моя студентка, Татьяна Морошкина!» Узнав тему нашего разговора, Татьяна Владимировна поведала свою историю.

– На праздновании 60-летия «Дервиша» в Архангельске я случайно познакомилась с участником конвоев – англичанином Робертом Робертсоном из города Саут-Шилдс. Сфотографировала его, мы пообщались – языковых барьеров не было, я преподаватель английского. Потом отправила ему снимки, завязалась переписка. Когда он снова приехал в Россию, побывал у меня в гостях. Повод для визита в Россию был печальный – он и другие ветераны из его клуба прибыли с соболезнованиями по поводу гибели подводной лодки «Курск». Они собрали средства и передали их семьям моряков. Помню, что они сотрудничали и с детскими учреждениями Архангельска, привозили детям подарки, оказывали благотворительную помощь.

ubm29 16 28 a197b

Валентина Голышева и ее бывшая студентка Татьяна Морошкина

Каждый раз, когда Роберт приезжал в Архангельск, он приходил в гости к Татьяне и ее семье. В 2015 году вместе с супругой приехал на встречу в рамках празднования прихода «Дервиша». За эти годы семьи сдружились. В свой последний визит Роберт подарил Татьяне флаг с парохода Royal Carpenter, на котором служил. Он снял флаг с судна, когда закончилась война. Моряки с радостью ожидали мирную счастливую жизнь. Так и случилось. Вскоре после войны Роберт женился, у него три дочери и внуки.

Поделиться
16204