21 августа 2019

Тайная сторона мира взрослых

Как научить ребенка экономить

Мама купила шоколадку в магазине. А где она взяла деньги? «Из вон того волшебного шкафа!» – ответит малыш, указывая на банкомат. Он представляется ребенку чем-то вроде пещеры с сокровищами, перед которой Али-Баба произносит заветное «Сим-сим, откройся!» Этим заклинанием служит ПИН-код, который знает только мама.

Конечно, со временем малыш поймет, что деньги не даются просто так, что иногда их не будет хватать на лишнюю шоколадку вовсе не из жадности родителей, а из необходимости экономить для покупки других вещей. Но все финансовые перипетии останутся для него тайной стороной мира взрослых… до тех пор, пока ребенок сам с ними не столкнется.

Каждый родитель желает, чтобы его дети жили лучше, чтобы они научились быть самостоятельными и им удалось избежать жизненных ошибок, связанных с долгами и кредитами. Последнее сегодня особо актуально, если учитывать, что, по статистике, ежегодно в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов
человек.

Избежать стрессов и дискомфорта от финансовых проблем в будущем позволит маленькому человечку наука о деньгах. Знакомство с финансовой стороной жизни, приемами накопления и методами планирования начать никогда не поздно. Неважно, сколько ребенку – шесть или шестнадцать. Психологи удивляют многих, говоря о том, что дети способны усваивать информацию, относящуюся к сфере благосостояния, уже с двух лет.

В зависимости от возраста ребенок должен владеть определенными знаниями. До школы это представление о деньгах и их предназначении, а на практике – умение расплатиться за себя в магазине или транспорте, посчитать сдачу. Для тренировки хорошо подходят игры в магазин, компьютерные или настольные типа «Монополии». Замечательно, если вы найдете время и поиграете вместе с детьми – общие занятия не только сближают членов семьи, но и дают родителям возможность что-то подсказать.

В начальной школе детям необходимо наглядно продемонстрировать разницу между нуждой и необходимостью, научить делать выбор. Игра превращается в походы в настоящий магазин. Мало кто не был свидетелем сцены, когда дети у прилавка закатывали своим родителям истерику, требуя купить что-то вкусненькое. Подобные сцены с участием детей этого возраста зачастую говорят о недостаточном финансовом воспитании и уважении к взрослым, зарабатывающим деньги своим трудом.

Ребенок учится экономии и планированию посредством выбора. Примером может стать постановка проблемы и предложение ее решения: «Если мы купим сейчас торт, то у нас не хватит на монитор, о котором ты так мечтал. Может, подкопим?» Ребенок самостоятельно принимает решение и позже в случае чего может винить только себя – именно это присуще взрослым. Вы можете также попросить его помочь вам сравнить цены в магазине и найти самый дешевый вариант. Личная копилка научит ребенка самому собирать монетки на покупку, так он приобретет навык ставить перед собой цели и достигать их.

В среднем школьном возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Им хочется самим купить мороженое, похвастать перед ровесниками новым гаджетом. Но для выхода на работу они еще слишком малы и иного источника финансирования, кроме родителей, не имеют.

И здесь важно уловить золотую середину. Полный отказ в денежных средствах и дурные примеры могут подвигнуть к мелкому воровству и обману. Чрезмерная щедрость приведет к транжирству и причислению себя в будущем к касте золотой молодежи или банальному тунеядству. Карманные деньги на проезд и питание стоит выделять по необходимости, а на развлечения – за хорошее поведение и прилежание в учебе.

Но родители не должны выглядеть в его глазах жадинами, не понимающими нужд своих детей. С этого возраста им необходимо относиться к своему чаду не как к иждивенцу, клянчащему деньги чаще на всякую ерунду, а как к партнеру, который должен понимать, на какие покупки и услуги рассчитан выделяемый ему ресурс.

Прекрасно для этого подойдет общее планирование семейного бюджета. Пусть ребенок на общем совете, вооружившись калькулятором, считает вместе с вами: «Зарплата папы и мамы в сумме составляет… Из них на коммунальные услуги потребуется… Продукты и транспортные расходы составляют…» и т. д. Если у вас есть долги или кредиты – обязательно внесите этот пункт. Ребенок в цифрах увидит, сколько может «съедать» данная статья расходов, и позже много раз подумает, прежде чем обращаться в банк или микрофинансовые организации ради удовлетворения не самых насущных нужд.

Здесь же рассматриваются вопросы экономии. Например, ребенок может с удивлением для себя узнать, сколько он способен сэкономить для семьи, если будет просто выключать свет, выходя из комнаты. Чтобы это не вылилось в скряжничество, беседа не должна вестись в поучительно-приказном тоне. Помните, вы – партнеры, и тон должен быть спокойным, аргументы убедительными.

Участие в общем планировании дает четкое представление о доходах-расходах и сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Разговаривая с ребенком по душам, интересуясь его делами в школе, рассказывайте и о своей работе, причем не окрашивая ее в радужные цвета. Деньги – это труд, порой тяжкий, и нужно быть к этому готовым. В сложном переходном возрасте понимание проблем и нужд своих родителей также позволит сгладить углы недопонимания.

К старшим классам ребенок стремится к финансовой независимости – это хороший признак. Согласно статье 61 ТК РФ трудовой контракт может быть заключен с лицами, которым исполнилось 14 лет, для выполнения несложной работы в свободное от обучения время, но с согласия одного из родителей и органов опеки.

Конечно, редкий работодатель будет рад оплачивать неполный рабочий день с кучей оговорок. На помощь приходят Центр занятости и администрации школ, организующие трудовые лагеря на летние каникулы. С развитием Интернета появилась возможность заработка на умении писать интересные статьи, вести блоги, обрабатывать фотографии. Подростки учатся зарабатывать и всерьез строить свой капитал.

К окончанию школы у детей должно сложиться умение управлять своими финансами не хуже, а в идеальном случае – лучше своих родителей.

Тайная сторона мира взрослых

Конечно, со временем малыш поймет, что деньги не даются просто так, что иногда их не будет хватать на лишнюю шоколадку вовсе не из жадности родителей, а из необходимости экономить для покупки других вещей. Но все финансовые перипетии останутся для него тайной стороной мира взрослых… до тех пор, пока ребенок сам с ними не столкнется.

Каждый родитель желает, чтобы его дети жили лучше, чтобы они научились быть самостоятельными и им удалось избежать жизненных ошибок, связанных с долгами и кредитами. Последнее сегодня особо актуально, если учитывать, что, по статистике, ежегодно в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов
человек.

Избежать стрессов и дискомфорта от финансовых проблем в будущем позволит маленькому человечку наука о деньгах. Знакомство с финансовой стороной жизни, приемами накопления и методами планирования начать никогда не поздно. Неважно, сколько ребенку – шесть или шестнадцать. Психологи удивляют многих, говоря о том, что дети способны усваивать информацию, относящуюся к сфере благосостояния, уже с двух лет.

В зависимости от возраста ребенок должен владеть определенными знаниями. До школы это представление о деньгах и их предназначении, а на практике – умение расплатиться за себя в магазине или транспорте, посчитать сдачу. Для тренировки хорошо подходят игры в магазин, компьютерные или настольные типа «Монополии». Замечательно, если вы найдете время и поиграете вместе с детьми – общие занятия не только сближают членов семьи, но и дают родителям возможность что-то подсказать.

В начальной школе детям необходимо наглядно продемонстрировать разницу между нуждой и необходимостью, научить делать выбор. Игра превращается в походы в настоящий магазин. Мало кто не был свидетелем сцены, когда дети у прилавка закатывали своим родителям истерику, требуя купить что-то вкусненькое. Подобные сцены с участием детей этого возраста зачастую говорят о недостаточном финансовом воспитании и уважении к взрослым, зарабатывающим деньги своим трудом.

Ребенок учится экономии и планированию посредством выбора. Примером может стать постановка проблемы и предложение ее решения: «Если мы купим сейчас торт, то у нас не хватит на монитор, о котором ты так мечтал. Может, подкопим?» Ребенок самостоятельно принимает решение и позже в случае чего может винить только себя – именно это присуще взрослым. Вы можете также попросить его помочь вам сравнить цены в магазине и найти самый дешевый вариант. Личная копилка научит ребенка самому собирать монетки на покупку, так он приобретет навык ставить перед собой цели и достигать их.

В среднем школьном возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Им хочется самим купить мороженое, похвастать перед ровесниками новым гаджетом. Но для выхода на работу они еще слишком малы и иного источника финансирования, кроме родителей, не имеют.

И здесь важно уловить золотую середину. Полный отказ в денежных средствах и дурные примеры могут подвигнуть к мелкому воровству и обману. Чрезмерная щедрость приведет к транжирству и причислению себя в будущем к касте золотой молодежи или банальному тунеядству. Карманные деньги на проезд и питание стоит выделять по необходимости, а на развлечения – за хорошее поведение и прилежание в учебе.

Но родители не должны выглядеть в его глазах жадинами, не понимающими нужд своих детей. С этого возраста им необходимо относиться к своему чаду не как к иждивенцу, клянчащему деньги чаще на всякую ерунду, а как к партнеру, который должен понимать, на какие покупки и услуги рассчитан выделяемый ему ресурс.

Прекрасно для этого подойдет общее планирование семейного бюджета. Пусть ребенок на общем совете, вооружившись калькулятором, считает вместе с вами: «Зарплата папы и мамы в сумме составляет… Из них на коммунальные услуги потребуется… Продукты и транспортные расходы составляют…» и т. д. Если у вас есть долги или кредиты – обязательно внесите этот пункт. Ребенок в цифрах увидит, сколько может «съедать» данная статья расходов, и позже много раз подумает, прежде чем обращаться в банк или микрофинансовые организации ради удовлетворения не самых насущных нужд.

Здесь же рассматриваются вопросы экономии. Например, ребенок может с удивлением для себя узнать, сколько он способен сэкономить для семьи, если будет просто выключать свет, выходя из комнаты. Чтобы это не вылилось в скряжничество, беседа не должна вестись в поучительно-приказном тоне. Помните, вы – партнеры, и тон должен быть спокойным, аргументы убедительными.

Участие в общем планировании дает четкое представление о доходах-расходах и сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Разговаривая с ребенком по душам, интересуясь его делами в школе, рассказывайте и о своей работе, причем не окрашивая ее в радужные цвета. Деньги – это труд, порой тяжкий, и нужно быть к этому готовым. В сложном переходном возрасте понимание проблем и нужд своих родителей также позволит сгладить углы недопонимания.

К старшим классам ребенок стремится к финансовой независимости – это хороший признак. Согласно статье 61 ТК РФ трудовой контракт может быть заключен с лицами, которым исполнилось 14 лет, для выполнения несложной работы в свободное от обучения время, но с согласия одного из родителей и органов опеки.

Конечно, редкий работодатель будет рад оплачивать неполный рабочий день с кучей оговорок. На помощь приходят Центр занятости и администрации школ, организующие трудовые лагеря на летние каникулы. С развитием Интернета появилась возможность заработка на умении писать интересные статьи, вести блоги, обрабатывать фотографии. Подростки учатся зарабатывать и всерьез строить свой капитал.

К окончанию школы у детей должно сложиться умение управлять своими финансами не хуже, а в идеальном случае – лучше своих родителей.

Поделиться
40138