Как научить ребенка экономить

Мама купила шоколадку в магазине. А где она взяла деньги? «Из вон того волшебного шкафа!» – ответит малыш, указывая на банкомат. Он представляется ребенку чем-то вроде пещеры с сокровищами, перед которой Али-Баба произносит заветное «Сим-сим, откройся!» Этим заклинанием служит ПИН-код, который знает только мама.
Конечно, со временем малыш поймет, что деньги не даются просто так, что иногда их не будет хватать на лишнюю шоколадку вовсе не из жадности родителей, а из необходимости экономить для покупки других вещей. Но все финансовые перипетии останутся для него тайной стороной мира взрослых… до тех пор, пока ребенок сам с ними не столкнется.
Каждый родитель желает, чтобы его дети жили лучше, чтобы они
научились быть самостоятельными и им удалось избежать жизненных ошибок,
связанных с долгами и кредитами. Последнее сегодня особо актуально, если
учитывать, что, по статистике, ежегодно в России становятся неплатежеспособными
более двух миллионов
человек.
Избежать стрессов и дискомфорта от финансовых проблем в будущем позволит маленькому человечку наука о деньгах. Знакомство с финансовой стороной жизни, приемами накопления и методами планирования начать никогда не поздно. Неважно, сколько ребенку – шесть или шестнадцать. Психологи удивляют многих, говоря о том, что дети способны усваивать информацию, относящуюся к сфере благосостояния, уже с двух лет.
В зависимости от возраста ребенок должен владеть определенными знаниями. До школы это представление о деньгах и их предназначении, а на практике – умение расплатиться за себя в магазине или транспорте, посчитать сдачу. Для тренировки хорошо подходят игры в магазин, компьютерные или настольные типа «Монополии». Замечательно, если вы найдете время и поиграете вместе с детьми – общие занятия не только сближают членов семьи, но и дают родителям возможность что-то подсказать.
В начальной школе детям необходимо наглядно продемонстрировать разницу между нуждой и необходимостью, научить делать выбор. Игра превращается в походы в настоящий магазин. Мало кто не был свидетелем сцены, когда дети у прилавка закатывали своим родителям истерику, требуя купить что-то вкусненькое. Подобные сцены с участием детей этого возраста зачастую говорят о недостаточном финансовом воспитании и уважении к взрослым, зарабатывающим деньги своим трудом.
Ребенок учится экономии и планированию посредством выбора. Примером может стать постановка проблемы и предложение ее решения: «Если мы купим сейчас торт, то у нас не хватит на монитор, о котором ты так мечтал. Может, подкопим?» Ребенок самостоятельно принимает решение и позже в случае чего может винить только себя – именно это присуще взрослым. Вы можете также попросить его помочь вам сравнить цены в магазине и найти самый дешевый вариант. Личная копилка научит ребенка самому собирать монетки на покупку, так он приобретет навык ставить перед собой цели и достигать их.
В среднем школьном возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Им хочется самим купить мороженое, похвастать перед ровесниками новым гаджетом. Но для выхода на работу они еще слишком малы и иного источника финансирования, кроме родителей, не имеют.
И здесь важно уловить золотую середину. Полный отказ в денежных средствах и дурные примеры могут подвигнуть к мелкому воровству и обману. Чрезмерная щедрость приведет к транжирству и причислению себя в будущем к касте золотой молодежи или банальному тунеядству. Карманные деньги на проезд и питание стоит выделять по необходимости, а на развлечения – за хорошее поведение и прилежание в учебе.
Но родители не должны выглядеть в его глазах жадинами, не понимающими нужд своих детей. С этого возраста им необходимо относиться к своему чаду не как к иждивенцу, клянчащему деньги чаще на всякую ерунду, а как к партнеру, который должен понимать, на какие покупки и услуги рассчитан выделяемый ему ресурс.
Прекрасно для этого подойдет общее планирование семейного бюджета. Пусть ребенок на общем совете, вооружившись калькулятором, считает вместе с вами: «Зарплата папы и мамы в сумме составляет… Из них на коммунальные услуги потребуется… Продукты и транспортные расходы составляют…» и т. д. Если у вас есть долги или кредиты – обязательно внесите этот пункт. Ребенок в цифрах увидит, сколько может «съедать» данная статья расходов, и позже много раз подумает, прежде чем обращаться в банк или микрофинансовые организации ради удовлетворения не самых насущных нужд.
Здесь же рассматриваются вопросы экономии. Например, ребенок может с удивлением для себя узнать, сколько он способен сэкономить для семьи, если будет просто выключать свет, выходя из комнаты. Чтобы это не вылилось в скряжничество, беседа не должна вестись в поучительно-приказном тоне. Помните, вы – партнеры, и тон должен быть спокойным, аргументы убедительными.
Участие в общем планировании дает четкое представление о доходах-расходах и сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Разговаривая с ребенком по душам, интересуясь его делами в школе, рассказывайте и о своей работе, причем не окрашивая ее в радужные цвета. Деньги – это труд, порой тяжкий, и нужно быть к этому готовым. В сложном переходном возрасте понимание проблем и нужд своих родителей также позволит сгладить углы недопонимания.
К старшим классам ребенок стремится к финансовой независимости – это хороший признак. Согласно статье 61 ТК РФ трудовой контракт может быть заключен с лицами, которым исполнилось 14 лет, для выполнения несложной работы в свободное от обучения время, но с согласия одного из родителей и органов опеки.
Конечно, редкий работодатель будет рад оплачивать неполный рабочий день с кучей оговорок. На помощь приходят Центр занятости и администрации школ, организующие трудовые лагеря на летние каникулы. С развитием Интернета появилась возможность заработка на умении писать интересные статьи, вести блоги, обрабатывать фотографии. Подростки учатся зарабатывать и всерьез строить свой капитал.
К окончанию школы у детей должно сложиться умение управлять своими финансами не хуже, а в идеальном случае – лучше своих родителей.