29 июля 2015

Тайна одного портрета

В нынешнем году исполнится 190 лет со дня восстания декабристов. Знали ли друг друга Александр Пушкин и один из первенцев свободы, Александр Одоевский? Документов, свидетельствующих об этом, пока не найдено. Возможно, они встречались в свете и, без сомнения, у них были общие друзья.

Живые черты – по памяти

Известно, что в рабочей тетради Пушкина с черновиками «Полтавы», седьмой главы «Евгения Онегина», некоторыми стихами, на листе, где оканчивается черновик стихотворения «Рифма, звучная подруга…», возле заключительного росчерка есть крупный рисунок поэта. Изображает он, как отмечено в исследовательских работах пушкиноведов, «украинского казака, остриженного в кружок, с длинными отвисшими усами». Находящийся среди черновиков «Полтавы» рисунок воспринимается как связанный с работой над самой поэмой, как образ одного из литературных героев. Бесспорно, графике Пушкина была не чужда иллюстративность. Сюжет «Полтавы», его исторические истоки отразились и в рисунках на черновиках этого литературного произведения.

Но рисунок, о котором идет речь, нельзя отнести к творчеству Пушкина-художника. Это портрет. Он точно передает лицо поэта-декабриста Александра Одоевского, автора знаменитого ответа «Струн вещих пламенные звуки…» на послание Пушкина к сосланным в Сибирь декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Стоит только восхищаться умением Александра Сергеевича в рисунке-портрете, наброске лица, возможно, единожды виденного им в жизни, через немалое время воспроизвести его по памяти, передать самые неповторимые его черты.

Пока не найдены документы, свидетельствующие об общении Пушкина с Одоевским. Но это не значит, что они никогда не встречались друг с другом. 

У них были общие знакомые, поэты часто посещали светские гостиные Петербурга.

Рисунки субъективны

Декабрист Александр Одоевский приходился родственником драматургу Александру Грибоедову, был другом дипломата, считавшим его своим «питомцем», «кротким, умным, прекрасным Александром». 

В 1825 году, еще до восстания на Сенатской площади, Одоевский сблизился с Вильгельмом Кюхельбекером, некоторое время они жили на одной квартире в Санкт-Петербурге.

После участия в событиях 14 декабря Александра Одоевского заключили в Петропавловскую крепость. Его, как и других первенцев свободы, после следствия и суда сослали в Сибирь. Через много лет Александра Ивановича перевели по ходатайству отца и прошению самого декабриста рядовым на Кавказ. Там он познакомился и подружился с Михаилом Лермонтовым, посвятившим впоследствии его памяти замечательное стихотворение о погибшем друге.

Товарищи Александра Ивановича по сибирской каторге всегда очень хорошо отзывались о нем: «Одоевский – ангельской доброты. Пиит и учен; знает почти все главные европейские языки. По богатству был в Петровском остроге в числе тамошних магнатов. Несмотря на богатство, он всегда в нужде, ибо со всеми делится до последнего».

Как свидетельствуют современники Александра Одоевского, нет портрета, который бы в совершенстве отражал черты декабриста. А фотографии в то время еще не существовало.

Сходство несомненно

Рисунок Пушкина, о котором идет речь, находится в рукописях 1828–1829 годов. Портретное сходство изображенного на нем персонажа с Александром Одоевским несомненно. Специалисты считают, что характерными для Одоевского в пушкинском рисунке являются и своеобразная, с крупным, особого очертания затылком форма головы, и гладкий высокий лоб, и мощная, хорошо видная и на ранних портретах декабриста шея, и ровная, со сглаженной переносицей линия лба и носа, и особо подчеркнутый Пушкиным очень четкий абрис челюсти. Великий поэт очень выразительно показал как бы угадываемую глазом линию от уха до подбородка, характеризующую структуру лица Одоевского на большинстве его портретов, а также взгляд больших и спокойных, как писал Лермонтов, «лазурных» глаз.

Плод мистификации?

Как оказался портрет Одоевского в этой тетради поэта? Почему он изображен с волосами, остриженными «в кружок», и как появился свисающий ус? Стоит ли объяснять, что блестящий конногвардейский офицер князь Александр Одоевский не носил усы и прическу украинского казака.

Но и поэт Александр Сергеевич Пушкин, изобразивший себя на черновике «Андрея Шенье» в конском облике, лошадью тоже не был. Этот необычный автопортрет может служить своего рода ключом к отгадке художнических мистификаций Пушкина. Специалисты говорят о двуединости природы пушкинского рисунка, его автор предстает как художник и поэт. Он словно примеряет на себя или персонажей своих произведений художественные образы, которые должны появиться. Это, считают специалисты, объясняет особенности пушкинской графики. Кстати, «открытый, живой, умный взгляд» Александра Одоевского, который выделяет во внешности друга барон Андрей Розен, в пушкинском рисунке передан превосходно.

Портрет, о котором идет речь, появился в рукописях 1828–1829 годов, и это не должно нас смущать. Возможно, именно тогда поэт узнал об ответе Александра Одоевского на свое послание в Сибирь. Стоит отметить, что именно в черновиках «Полтавы» находятся знаменитые рисунки Пушкина, посвященные казни декабристов. Это и позволяет думать о том, что поэт часто вспоминал участников восстания на Сенатской пощади, их судьбу, тревожился за них и, вероятно, мысленно часто бывал с ними.

В начале «полтавской» тетради найдены такие же, как и Александра Одоевского, сделанные карандашом портреты друзей-декабристов поэта – Сергея Волконского и Николая Раевского-сына. Таким образом, можно сказать, что это – графический декабристский цикл.

Живые черты – по памяти

Известно, что в рабочей тетради Пушкина с черновиками «Полтавы», седьмой главы «Евгения Онегина», некоторыми стихами, на листе, где оканчивается черновик стихотворения «Рифма, звучная подруга…», возле заключительного росчерка есть крупный рисунок поэта. Изображает он, как отмечено в исследовательских работах пушкиноведов, «украинского казака, остриженного в кружок, с длинными отвисшими усами». Находящийся среди черновиков «Полтавы» рисунок воспринимается как связанный с работой над самой поэмой, как образ одного из литературных героев. Бесспорно, графике Пушкина была не чужда иллюстративность. Сюжет «Полтавы», его исторические истоки отразились и в рисунках на черновиках этого литературного произведения.

Но рисунок, о котором идет речь, нельзя отнести к творчеству Пушкина-художника. Это портрет. Он точно передает лицо поэта-декабриста Александра Одоевского, автора знаменитого ответа «Струн вещих пламенные звуки…» на послание Пушкина к сосланным в Сибирь декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Стоит только восхищаться умением Александра Сергеевича в рисунке-портрете, наброске лица, возможно, единожды виденного им в жизни, через немалое время воспроизвести его по памяти, передать самые неповторимые его черты.

Пока не найдены документы, свидетельствующие об общении Пушкина с Одоевским. Но это не значит, что они никогда не встречались друг с другом. 

У них были общие знакомые, поэты часто посещали светские гостиные Петербурга.

Рисунки субъективны

Декабрист Александр Одоевский приходился родственником драматургу Александру Грибоедову, был другом дипломата, считавшим его своим «питомцем», «кротким, умным, прекрасным Александром». 

В 1825 году, еще до восстания на Сенатской площади, Одоевский сблизился с Вильгельмом Кюхельбекером, некоторое время они жили на одной квартире в Санкт-Петербурге.

После участия в событиях 14 декабря Александра Одоевского заключили в Петропавловскую крепость. Его, как и других первенцев свободы, после следствия и суда сослали в Сибирь. Через много лет Александра Ивановича перевели по ходатайству отца и прошению самого декабриста рядовым на Кавказ. Там он познакомился и подружился с Михаилом Лермонтовым, посвятившим впоследствии его памяти замечательное стихотворение о погибшем друге.

Товарищи Александра Ивановича по сибирской каторге всегда очень хорошо отзывались о нем: «Одоевский – ангельской доброты. Пиит и учен; знает почти все главные европейские языки. По богатству был в Петровском остроге в числе тамошних магнатов. Несмотря на богатство, он всегда в нужде, ибо со всеми делится до последнего».

Как свидетельствуют современники Александра Одоевского, нет портрета, который бы в совершенстве отражал черты декабриста. А фотографии в то время еще не существовало.

Сходство несомненно

Рисунок Пушкина, о котором идет речь, находится в рукописях 1828–1829 годов. Портретное сходство изображенного на нем персонажа с Александром Одоевским несомненно. Специалисты считают, что характерными для Одоевского в пушкинском рисунке являются и своеобразная, с крупным, особого очертания затылком форма головы, и гладкий высокий лоб, и мощная, хорошо видная и на ранних портретах декабриста шея, и ровная, со сглаженной переносицей линия лба и носа, и особо подчеркнутый Пушкиным очень четкий абрис челюсти. Великий поэт очень выразительно показал как бы угадываемую глазом линию от уха до подбородка, характеризующую структуру лица Одоевского на большинстве его портретов, а также взгляд больших и спокойных, как писал Лермонтов, «лазурных» глаз.

Плод мистификации?

Как оказался портрет Одоевского в этой тетради поэта? Почему он изображен с волосами, остриженными «в кружок», и как появился свисающий ус? Стоит ли объяснять, что блестящий конногвардейский офицер князь Александр Одоевский не носил усы и прическу украинского казака.

Но и поэт Александр Сергеевич Пушкин, изобразивший себя на черновике «Андрея Шенье» в конском облике, лошадью тоже не был. Этот необычный автопортрет может служить своего рода ключом к отгадке художнических мистификаций Пушкина. Специалисты говорят о двуединости природы пушкинского рисунка, его автор предстает как художник и поэт. Он словно примеряет на себя или персонажей своих произведений художественные образы, которые должны появиться. Это, считают специалисты, объясняет особенности пушкинской графики. Кстати, «открытый, живой, умный взгляд» Александра Одоевского, который выделяет во внешности друга барон Андрей Розен, в пушкинском рисунке передан превосходно.

Портрет, о котором идет речь, появился в рукописях 1828–1829 годов, и это не должно нас смущать. Возможно, именно тогда поэт узнал об ответе Александра Одоевского на свое послание в Сибирь. Стоит отметить, что именно в черновиках «Полтавы» находятся знаменитые рисунки Пушкина, посвященные казни декабристов. Это и позволяет думать о том, что поэт часто вспоминал участников восстания на Сенатской пощади, их судьбу, тревожился за них и, вероятно, мысленно часто бывал с ними.

В начале «полтавской» тетради найдены такие же, как и Александра Одоевского, сделанные карандашом портреты друзей-декабристов поэта – Сергея Волконского и Николая Раевского-сына. Таким образом, можно сказать, что это – графический декабристский цикл.

Поделиться
9828