13 августа 2015

«Святого Петра» строили под Баха

Уменьшенная копия одноименного судна, на котором Петр Великий в 1694 году ходил на Соловки, пришвартовалась напротив Северного морского музея. Мы подошли к яхте в момент, когда судно как раз отходило на заправку в Соломбалу, посчастливилось полюбоваться им в динамике на воде, а чуть позже и заглянуть внутрь.

Крики чаек, ветер, классика

Подхожу к пристани: новенькая яхта «Святой Петр» издалека отливает на солнышке медовым блеском дерева. Символично на ее фоне смотрится старушка-шхуна «Запад». Все в мире циклично – одно рождается, другое умирает.

Изначально проектировщики «Петра» придерживались идеи голландской херен-яхты XVII– XVIII веков. Спустя 310 лет после исторического путешествия Петра I ученые, писатели, художники, предприниматели и инженеры из Архангельска, Москвы, Новгорода, Санкт-Петербурга, входящие в общественную организацию «Товарищество северного мореходства», решили создать мини-копию парусника.

Удалось воспроизвести силуэт, нос, парусное вооружение. В стиле чувствуется дух старины, но «начинка» у корабля самая современная. Строили «Святого Петра» десять лет на верфи Соловецкого морского музея. Что любопытно, в процессе всегда играла классика – Бах, Бетховен, Вивальди. Звучала и русская духовная музыка, и бардовские песни. 

Матросы уверены: корабль впитал в себя их любовь, любовь строителей и даже простого народа – строительство было открытым, люди часто вслух восхищались судном. И первый выход «Святого Петра» тоже озвучили не только чайки и шум ветра, но и симфонии Баха.

95 процентов дерева

30 июля 2013 года яхта была освящена и впервые спущена на воду. 2 августа 2015 года корабль-реплика «Святой Петр», до этого получив полный комплект парусов, начал свое первое путешествие на значительное расстояние. Он отчалил от бухты Благополучия Большого Соловецкого острова и прошел тем же путем, что и царь-реформатор, только в обратном направлении.

– Для нас это первый такой большой переход, – признается руководитель строительства яхты «Святой Петр» Александр Лапенко. – Корабль только построен, все путешествия еще впереди. 

– И как долго прослужит «Святой Петр»? 

– На 95 процентов судно состоит из дерева: в основном сосна, частично лиственница и дуб. Срок эксплуатации зависит от того, как за ним ухаживать, – объясняет Александр. – На зиму его нельзя оставлять во льдах, желательно извлекать из воды и держать в незамерзаемом порту. Раз в два года проверять – нет ли гнилостей, не отходит ли краска, не ржавеют ли металлические части. И, конечно, поддерживать в рабочем состоянии аппаратуру и механизмы. Если придерживаться всех правил, яхта переживет полвека.

– Вынесет ли она шторм?

– Буквально сегодня мы получили техническое освидетельствование, согласно ему можем плавать в 50-мильной отдаленности от берега и в волнах не более двух с половиной метров в высоту. В автономном плавании судно может находиться до десяти суток.

Песни на борту 

В составе экипажа 12 человек, капитан – Дмитрий Лебедев, он ведет судно и заодно учит этому остальных, матросы участвуют в управлении на дальних переходах, дежурят на камбузе и, конечно, занимаются исследовательской деятельностью в основном этнографического плана – судно экспедиционное.

В команде есть наши земляки, а также морские волки из Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга. Руководитель строительства Александр Лапенко родом из Великого Новгорода, до этого он строил яхты при парусном центре «Норд» имени Ю. С. Анисимова. «Святой Петр» – первый в его практике проект такого масштаба. 

Я прошу Александра показать мне судно изнутри. Спускаемся. Первое, что бросается в глаза, – обилие кнопок и рычажков, это внутренний пост управления, здесь находится основная масса приборов. Проходим в кубрики. 

В шести каютах – 15 спальных мест. Даже капитанские апартаменты кажутся узковатыми, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде – живут здесь дружно. Замечаю на полке гитару. Оказывается, в экипаже есть два музыканта. Известный нам ученый-историк, писатель, поэт и композитор Василий Николаевич Матонин исполняет чаще грустные, философские песни, к гармонии приходят благодаря матросу из Москвы Александру Устинову – он поет бодрые и веселые.

Рыбу покупали по пути

В камбузе чисто. Интересуюсь, что в основном готовит местный кок. Питаемся, как на суше, – отвечают мне матросы. – Суп, горячее, фрукты, кофе, чай, вино. Ни в чем нужды нет. Проходя мимо деревень, брали у местных рыбу. 

– Много времени занимает готовка: команда большая, плита маленькая, – комментирует Светлана Тюкина, член экипажа, координатор Товарищества северного мореходства в Архангельске, – но это бытовые мелочи. Главное – все в экипаже знакомы много лет, он состоит из двух частей – это сотрудники Соловецкого морского музея и команда плотников, которые строили судно. Притирка, конечно, была – все мы разных возрастов и сфер деятельности. Но конфликтов не возникало.

Большую роль играет капитан, матросы в нем уверены. Строго прописаны вахты и подвахты – в основном заняты этим. А вечерами путешественники проводят интеллектуальные викторины, делятся на команды, дискутируют. На борту уже образовалась библиотечка: можно почитать книги об истории мореплавания, пособия по яхтингу, постановке парусов.

Мореходный опыт Светланы Тюкиной – более 20 лет, поэтому быт на яхте ее не пугает. Правда, оказавшись на берегу, первое, куда побежала – в горячий душ. Помыться на судне толком негде, но это, как говорит Светлана, вещи преодолеваемые, да и жители деревень, встречающие «Святого Петра» по пути, часто предлагали членам экипажа помыться в бане.

Сегодня «Святой Петр» снова в море. 8 августа отправился в обратный путь – на Соловки. Завтра планирует быть дома. Задача плавания – понять мореходные возможности судна, сейчас на борту дорабатывают внутренний интерьер – где-то нужен крючок или полочка. Мелочи, из которых складывается система жизнеобеспечения. Вода приняла яхту без капризов, тут все познается в сравнении. Светлана Тюкина, например, вспоминает семибалльный шторм, пережитый на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». После такого плавание на яхте – романтическая прогулка.

Фото: Елена Ионайтис

«Святого Петра» строили под Баха

Крики чаек, ветер, классика

Подхожу к пристани: новенькая яхта «Святой Петр» издалека отливает на солнышке медовым блеском дерева. Символично на ее фоне смотрится старушка-шхуна «Запад». Все в мире циклично – одно рождается, другое умирает.

Изначально проектировщики «Петра» придерживались идеи голландской херен-яхты XVII– XVIII веков. Спустя 310 лет после исторического путешествия Петра I ученые, писатели, художники, предприниматели и инженеры из Архангельска, Москвы, Новгорода, Санкт-Петербурга, входящие в общественную организацию «Товарищество северного мореходства», решили создать мини-копию парусника.

Удалось воспроизвести силуэт, нос, парусное вооружение. В стиле чувствуется дух старины, но «начинка» у корабля самая современная. Строили «Святого Петра» десять лет на верфи Соловецкого морского музея. Что любопытно, в процессе всегда играла классика – Бах, Бетховен, Вивальди. Звучала и русская духовная музыка, и бардовские песни. 

Матросы уверены: корабль впитал в себя их любовь, любовь строителей и даже простого народа – строительство было открытым, люди часто вслух восхищались судном. И первый выход «Святого Петра» тоже озвучили не только чайки и шум ветра, но и симфонии Баха.

95 процентов дерева

30 июля 2013 года яхта была освящена и впервые спущена на воду. 2 августа 2015 года корабль-реплика «Святой Петр», до этого получив полный комплект парусов, начал свое первое путешествие на значительное расстояние. Он отчалил от бухты Благополучия Большого Соловецкого острова и прошел тем же путем, что и царь-реформатор, только в обратном направлении.

– Для нас это первый такой большой переход, – признается руководитель строительства яхты «Святой Петр» Александр Лапенко. – Корабль только построен, все путешествия еще впереди. 

– И как долго прослужит «Святой Петр»? 

– На 95 процентов судно состоит из дерева: в основном сосна, частично лиственница и дуб. Срок эксплуатации зависит от того, как за ним ухаживать, – объясняет Александр. – На зиму его нельзя оставлять во льдах, желательно извлекать из воды и держать в незамерзаемом порту. Раз в два года проверять – нет ли гнилостей, не отходит ли краска, не ржавеют ли металлические части. И, конечно, поддерживать в рабочем состоянии аппаратуру и механизмы. Если придерживаться всех правил, яхта переживет полвека.

– Вынесет ли она шторм?

– Буквально сегодня мы получили техническое освидетельствование, согласно ему можем плавать в 50-мильной отдаленности от берега и в волнах не более двух с половиной метров в высоту. В автономном плавании судно может находиться до десяти суток.

Песни на борту 

В составе экипажа 12 человек, капитан – Дмитрий Лебедев, он ведет судно и заодно учит этому остальных, матросы участвуют в управлении на дальних переходах, дежурят на камбузе и, конечно, занимаются исследовательской деятельностью в основном этнографического плана – судно экспедиционное.

В команде есть наши земляки, а также морские волки из Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга. Руководитель строительства Александр Лапенко родом из Великого Новгорода, до этого он строил яхты при парусном центре «Норд» имени Ю. С. Анисимова. «Святой Петр» – первый в его практике проект такого масштаба. 

Я прошу Александра показать мне судно изнутри. Спускаемся. Первое, что бросается в глаза, – обилие кнопок и рычажков, это внутренний пост управления, здесь находится основная масса приборов. Проходим в кубрики. 

В шести каютах – 15 спальных мест. Даже капитанские апартаменты кажутся узковатыми, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде – живут здесь дружно. Замечаю на полке гитару. Оказывается, в экипаже есть два музыканта. Известный нам ученый-историк, писатель, поэт и композитор Василий Николаевич Матонин исполняет чаще грустные, философские песни, к гармонии приходят благодаря матросу из Москвы Александру Устинову – он поет бодрые и веселые.

Рыбу покупали по пути

В камбузе чисто. Интересуюсь, что в основном готовит местный кок. Питаемся, как на суше, – отвечают мне матросы. – Суп, горячее, фрукты, кофе, чай, вино. Ни в чем нужды нет. Проходя мимо деревень, брали у местных рыбу. 

– Много времени занимает готовка: команда большая, плита маленькая, – комментирует Светлана Тюкина, член экипажа, координатор Товарищества северного мореходства в Архангельске, – но это бытовые мелочи. Главное – все в экипаже знакомы много лет, он состоит из двух частей – это сотрудники Соловецкого морского музея и команда плотников, которые строили судно. Притирка, конечно, была – все мы разных возрастов и сфер деятельности. Но конфликтов не возникало.

Большую роль играет капитан, матросы в нем уверены. Строго прописаны вахты и подвахты – в основном заняты этим. А вечерами путешественники проводят интеллектуальные викторины, делятся на команды, дискутируют. На борту уже образовалась библиотечка: можно почитать книги об истории мореплавания, пособия по яхтингу, постановке парусов.

Мореходный опыт Светланы Тюкиной – более 20 лет, поэтому быт на яхте ее не пугает. Правда, оказавшись на берегу, первое, куда побежала – в горячий душ. Помыться на судне толком негде, но это, как говорит Светлана, вещи преодолеваемые, да и жители деревень, встречающие «Святого Петра» по пути, часто предлагали членам экипажа помыться в бане.

Сегодня «Святой Петр» снова в море. 8 августа отправился в обратный путь – на Соловки. Завтра планирует быть дома. Задача плавания – понять мореходные возможности судна, сейчас на борту дорабатывают внутренний интерьер – где-то нужен крючок или полочка. Мелочи, из которых складывается система жизнеобеспечения. Вода приняла яхту без капризов, тут все познается в сравнении. Светлана Тюкина, например, вспоминает семибалльный шторм, пережитый на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». После такого плавание на яхте – романтическая прогулка.

Фото: Елена Ионайтис

Поделиться
10073