21 октября 2018

Светлана Коваль:

Приближающийся юбилей комсомола вызывает у меня чувства неоднозначные. С одной стороны – в рядах его состоял, принимал активное участие в работе, значок и билет сохранил. А с другой – в памяти осталось и то, как получал выговор ни за что.

Будучи комсоргом курса, подписал коллективное письмо нашему депутату Верховного Совета с просьбой воздействовать на руководство Московского университета, где я тогда учился. В самый разгар сессии нас, студентов философского факультета, заставляли переселяться в другое общежитие, чтобы делать косметический ремонт помещений Дома студента на проспекте Вернадского. В чем проявилась тогда моя политическая незрелость, понять затрудняюсь до сих пор – считал и считаю, что депутат призван помогать своим избирателям, студенты являются главными людьми любого вуза, а не самая заслуженная строительная организация.

Потому и разговор с заместителем председателя оргкомитета по празднованию столетия комсомола в Архангельской области Светланой Коваль я пытался начать вполне традиционно: рассказал о той своей давней, теперь уже немного смешной ситуации, задал, что называется, полагающийся при этом ритуальный вопрос. И получил неожиданный и, можно даже сказать, шолоховский отлуп.

– Светлана Александровна, что, на ваш взгляд, нужно сохранять из практики комсомольской работы, а от чего следует избавляться в наше время?

– А вы думаете, мы можем вот так что-то взять и сохранить по своему желанию? Это – хорошее – оставим, а вот это – плохое – забудем в прошлом? Так не бывает. Нельзя изменить общественный строй и что-то унаследовать по своему желанию. Да, мы проводим сегодня в целях содействия воспитанию молодежи, к примеру, уроки комсомола. Но надо понимать, что воспитание это во временных рамках – разное.

Есть наследие довоенного периода, это двадцатые, тридцатые годы, Гражданская война. Кстати, призыв комсомольцы-добровольцы тогда и появляется. Помните плакат – «А ты записался добровольцем?». А мы сегодня говорим о том, что волонтерство и добровольчество – это инновации. Это не так, оно было и тогда. Соцсоревнование, ударничество – они проходят через всю историю комсомола, и в этом был патриотизм молодых людей. В годы Великой Отечественной войны – это патриотизм, о котором тогда, между прочим, почти не говорили. И слово «патриот» почти не звучало.

– Ну это естественно, патриотизм, что называется, предполагался по умолчанию, как атрибут советского человека, строителя коммунизма…

– Поэтому, когда появлялись художественные образы в советской литературе, в советском искусстве, они-то и помогали осознавать свое патриотическое начало. Никто же не говорил про себя «я патриот». Более того, советский патриотизм включал в себя и такую свою составляющую, как интернационализм. И ведь это было присуще комсомолу с самого начала – уже в 1919 году создается Коммунистический интернационал молодежи! И потом интернациональная линия звучала очень громко. Действовали молодежные организации: Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов. А сегодня ведь мы об интернационализме как-то не очень говорим.

Масштабные мероприятия патриотического характера появляются у комсомола. Например, в 1965 году, в связи с 20-летием Победы. Начинается традиция походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, развивается поисковое движение, создаются специальные отряды (поисковые группы), музеи, проводятся встречи с ветеранами, День Победы начинают отмечать как всенародный праздник. Поход был огромным комплексом мероприятий, он сопровождался проведением специальных слетов, конференций. А сегодня говорить о патриотизме с молодежью непросто. И молодежь другая, не лучше, не хуже – просто другая. И ветераны другие, и не все они готовы говорить сегодня о комсомоле.

– А почему так?

– Да потому что привыкли мы к стереотипам. Что такое комсомол – сразу про его шесть орденов, как и за что он их получал, а что после полувекового юбилея и почему случился кризис – не все могут объяснить. Мы забыли сегодня, что были самые разные формы комсомольской работы, взять те же дискуссионные клубы. Понимаете, специфика советского времени была в том, что там вели борьбу с теми или иными нарушениями, но она была всеобщей. К примеру, с коррупцией, с образованием дефицита боролся Комитет народного контроля – и это было всенародное движение, он не был на ручном управлении, его работу не курировали два-три человека, а рядом действовал «Комсомольский прожектор». Коллегиально решались проблемы, коллегиально устанавливали и ответственность.

– В советское время не было и такого явления, как пиар, тем более пиар самих отдельных лиц. Решения принимались коллегиально, и лишнее упоминание, тем более восхваление какого-то конкретного лица могло восприниматься неоднозначно.

– По-разному, да. И критические замечания лидеру комсомольской организации любого уровня могли высказать. Иногда даже и не в очень корректной форме. У нас не было неприкасаемых.

– Наверное, и это отличает день сегодняшний от вчерашнего, от которого мы отказались в надежде на лучшую жизнь. Но меня заинтересовала проблема патриотического воспитания сегодня, о которой вы заговорили, его связь с интернационализмом. Возможен ли интернационализм сегодня у нас?

– Но давайте уточним, что вкладывать в это понятие. Тогда это был пролетарский интернационализм….

– Конечно!

– Тогда рабочий класс, крестьянство, студенческая, учащаяся молодежь, интеллигенция – это все люди, если не неимущие, то уж точно не богатеи! Поэтому сегодня, мне думается, правильнее говорить не об интернационализме – хотя это тема для специальных исследований, а о международном сотрудничестве, связях, взаимоотношениях. В том числе и с нашими соотечественниками, которые проживают за рубежом. Сегодня мы уже никого не осуждаем за родственников за границей – это стало нормальным. Но, наверное, не стоит по всем пяти телеканалам одновременно говорить про Украину то, что там часто говорят! Сегодня противопоставляют СССР и США – так в те годы наоборот мы шли к сближению, предпринимали усилия, вели политику разрядки. И пытались тогда искать положительные примеры, а не основываться на том, кто что написал в «Твиттере». Весь мир знал Саманту Смит, девочку, которая написала письмо советскому руководству о том, что хочет мира, потом приезжала к нам, и нашу Катю Лычеву, также поехавшую потом в США. Анжела Дэвис, совместная космическая программа «Союз–Аполлон». Тогда было чувство у всех – как здорово, встретились там, на орбите, вместе работают. Знали при этом, что есть и шпионская деятельность, но надеялись-то на что-то доброе, светлое… Скажу больше – деполитизация, деидеологизация, о которых у нас одно время любили говорить, – это нонсенс. Воспитание может основываться только на идеях! Идеология – это совокупность идей, на которых основывается мировоззрение. Если человек говорит о деидеологизации, то это тоже идеология.

– Так, может быть, установка на деидеологизацию и виновна в том, что становится невозможным патриотическое воспитание сегодня? Все-таки идею интернационализма можно как-то трансформировать для дня сегодняшнего. Хотя бы этим, чтобы понять и оценить опыт комсомола!

– Не соглашусь, что патриотическое воспитание сегодня невозможно. Но надо воспитывать не только словом, но и делом. Сейчас многое возникает из того, что, казалось, осталось в советском прошлом. Фактически не стало пионерской организации, как вдруг рождается идея создать Российское движение школьников. Забыли про добровольцев и тимуровцев – появляются волонтеры. Недавно и про наставничество вспомнили, которое широко использовали в комсомоле. Нельзя напрямую перенести эти формы, страна изменилась, но знать и понимать их мы обязаны.

Одна из проблем – как переносить, как учить этому? Собрались, провели встречу, флешмоб – а дальше что? В 70–80-е годы ставилась задача так – дойти до каждого, вовлечь всех. Кого-то подтолкнуть, помочь надо. И здесь без принципов, выработанных в практике комсомольской работы, нам не обойтись.

29 октября исполняется 100 лет Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ).

Светлана Коваль:

Будучи комсоргом курса, подписал коллективное письмо нашему депутату Верховного Совета с просьбой воздействовать на руководство Московского университета, где я тогда учился. В самый разгар сессии нас, студентов философского факультета, заставляли переселяться в другое общежитие, чтобы делать косметический ремонт помещений Дома студента на проспекте Вернадского. В чем проявилась тогда моя политическая незрелость, понять затрудняюсь до сих пор – считал и считаю, что депутат призван помогать своим избирателям, студенты являются главными людьми любого вуза, а не самая заслуженная строительная организация.

Потому и разговор с заместителем председателя оргкомитета по празднованию столетия комсомола в Архангельской области Светланой Коваль я пытался начать вполне традиционно: рассказал о той своей давней, теперь уже немного смешной ситуации, задал, что называется, полагающийся при этом ритуальный вопрос. И получил неожиданный и, можно даже сказать, шолоховский отлуп.

– Светлана Александровна, что, на ваш взгляд, нужно сохранять из практики комсомольской работы, а от чего следует избавляться в наше время?

– А вы думаете, мы можем вот так что-то взять и сохранить по своему желанию? Это – хорошее – оставим, а вот это – плохое – забудем в прошлом? Так не бывает. Нельзя изменить общественный строй и что-то унаследовать по своему желанию. Да, мы проводим сегодня в целях содействия воспитанию молодежи, к примеру, уроки комсомола. Но надо понимать, что воспитание это во временных рамках – разное.

Есть наследие довоенного периода, это двадцатые, тридцатые годы, Гражданская война. Кстати, призыв комсомольцы-добровольцы тогда и появляется. Помните плакат – «А ты записался добровольцем?». А мы сегодня говорим о том, что волонтерство и добровольчество – это инновации. Это не так, оно было и тогда. Соцсоревнование, ударничество – они проходят через всю историю комсомола, и в этом был патриотизм молодых людей. В годы Великой Отечественной войны – это патриотизм, о котором тогда, между прочим, почти не говорили. И слово «патриот» почти не звучало.

– Ну это естественно, патриотизм, что называется, предполагался по умолчанию, как атрибут советского человека, строителя коммунизма…

– Поэтому, когда появлялись художественные образы в советской литературе, в советском искусстве, они-то и помогали осознавать свое патриотическое начало. Никто же не говорил про себя «я патриот». Более того, советский патриотизм включал в себя и такую свою составляющую, как интернационализм. И ведь это было присуще комсомолу с самого начала – уже в 1919 году создается Коммунистический интернационал молодежи! И потом интернациональная линия звучала очень громко. Действовали молодежные организации: Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов. А сегодня ведь мы об интернационализме как-то не очень говорим.

Масштабные мероприятия патриотического характера появляются у комсомола. Например, в 1965 году, в связи с 20-летием Победы. Начинается традиция походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, развивается поисковое движение, создаются специальные отряды (поисковые группы), музеи, проводятся встречи с ветеранами, День Победы начинают отмечать как всенародный праздник. Поход был огромным комплексом мероприятий, он сопровождался проведением специальных слетов, конференций. А сегодня говорить о патриотизме с молодежью непросто. И молодежь другая, не лучше, не хуже – просто другая. И ветераны другие, и не все они готовы говорить сегодня о комсомоле.

– А почему так?

– Да потому что привыкли мы к стереотипам. Что такое комсомол – сразу про его шесть орденов, как и за что он их получал, а что после полувекового юбилея и почему случился кризис – не все могут объяснить. Мы забыли сегодня, что были самые разные формы комсомольской работы, взять те же дискуссионные клубы. Понимаете, специфика советского времени была в том, что там вели борьбу с теми или иными нарушениями, но она была всеобщей. К примеру, с коррупцией, с образованием дефицита боролся Комитет народного контроля – и это было всенародное движение, он не был на ручном управлении, его работу не курировали два-три человека, а рядом действовал «Комсомольский прожектор». Коллегиально решались проблемы, коллегиально устанавливали и ответственность.

– В советское время не было и такого явления, как пиар, тем более пиар самих отдельных лиц. Решения принимались коллегиально, и лишнее упоминание, тем более восхваление какого-то конкретного лица могло восприниматься неоднозначно.

– По-разному, да. И критические замечания лидеру комсомольской организации любого уровня могли высказать. Иногда даже и не в очень корректной форме. У нас не было неприкасаемых.

– Наверное, и это отличает день сегодняшний от вчерашнего, от которого мы отказались в надежде на лучшую жизнь. Но меня заинтересовала проблема патриотического воспитания сегодня, о которой вы заговорили, его связь с интернационализмом. Возможен ли интернационализм сегодня у нас?

– Но давайте уточним, что вкладывать в это понятие. Тогда это был пролетарский интернационализм….

– Конечно!

– Тогда рабочий класс, крестьянство, студенческая, учащаяся молодежь, интеллигенция – это все люди, если не неимущие, то уж точно не богатеи! Поэтому сегодня, мне думается, правильнее говорить не об интернационализме – хотя это тема для специальных исследований, а о международном сотрудничестве, связях, взаимоотношениях. В том числе и с нашими соотечественниками, которые проживают за рубежом. Сегодня мы уже никого не осуждаем за родственников за границей – это стало нормальным. Но, наверное, не стоит по всем пяти телеканалам одновременно говорить про Украину то, что там часто говорят! Сегодня противопоставляют СССР и США – так в те годы наоборот мы шли к сближению, предпринимали усилия, вели политику разрядки. И пытались тогда искать положительные примеры, а не основываться на том, кто что написал в «Твиттере». Весь мир знал Саманту Смит, девочку, которая написала письмо советскому руководству о том, что хочет мира, потом приезжала к нам, и нашу Катю Лычеву, также поехавшую потом в США. Анжела Дэвис, совместная космическая программа «Союз–Аполлон». Тогда было чувство у всех – как здорово, встретились там, на орбите, вместе работают. Знали при этом, что есть и шпионская деятельность, но надеялись-то на что-то доброе, светлое… Скажу больше – деполитизация, деидеологизация, о которых у нас одно время любили говорить, – это нонсенс. Воспитание может основываться только на идеях! Идеология – это совокупность идей, на которых основывается мировоззрение. Если человек говорит о деидеологизации, то это тоже идеология.

– Так, может быть, установка на деидеологизацию и виновна в том, что становится невозможным патриотическое воспитание сегодня? Все-таки идею интернационализма можно как-то трансформировать для дня сегодняшнего. Хотя бы этим, чтобы понять и оценить опыт комсомола!

– Не соглашусь, что патриотическое воспитание сегодня невозможно. Но надо воспитывать не только словом, но и делом. Сейчас многое возникает из того, что, казалось, осталось в советском прошлом. Фактически не стало пионерской организации, как вдруг рождается идея создать Российское движение школьников. Забыли про добровольцев и тимуровцев – появляются волонтеры. Недавно и про наставничество вспомнили, которое широко использовали в комсомоле. Нельзя напрямую перенести эти формы, страна изменилась, но знать и понимать их мы обязаны.

Одна из проблем – как переносить, как учить этому? Собрались, провели встречу, флешмоб – а дальше что? В 70–80-е годы ставилась задача так – дойти до каждого, вовлечь всех. Кого-то подтолкнуть, помочь надо. И здесь без принципов, выработанных в практике комсомольской работы, нам не обойтись.

29 октября исполняется 100 лет Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ).

Поделиться
29268