2 декабря 2019

Судостроительный кластер Поморья: укрепление позиций

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова состоялось заседание правления ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области».

Судостроительный кластер Поморья: укрепление позиций

В ходе мероприятия были подведены итоги работы в 2019 году и намечены планы на будущее. Заявления о вступлении в состав кластера направили 13 новых компаний.

В заседании приняли участие министр экономического развития Архангельской области Иван Кулявцев, ректор САФУ Елена Кудряшова, генеральный директор агентства регионального развития Максим Заборский, первый заместитель генерального директора АО «Архангельский траловый флот» Игорь Столоногов, главный инженер ООО «ХС Морское проектирование» Владислав Репин. С отчетом о проделанной работе выступил руководитель судостроительного кластера Сергей Смирнов.

В 2019 году работа ассоциации развивалась по нескольким направлениям. Первое было связано с подготовкой предприятий Архангельской области к участию в строительстве морской техники – добычных платформ. В частности, была организована консолидированная деятельность правительства Архангельской области, кластера и северодвинских машиностроительных предприятий по обоснованию для заказчика выбора Северодвинска в качестве площадки для строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП «А») для разработки газового месторождения Каменномысское-море в Обской губе. 

По этому вопросу в течение года проведен ряд совещаний и рабочих встреч в правительстве региона, на площадках Министерства промышленности и торговли РФ, Газпрома, Объединенной судостроительной корпорации. Подготовлены обращения и документы, ставшие для заказчика убедительными аргументами в пользу выбора основной площадки для изготовления опорных оснований и сборке платформы на Севмаше и «Звездочке». Проект предусматривает широкую кооперацию с судостроительными предприятиями других регионов – Мурманска, Калининграда, Астрахани, – привлечение в проект средних и малых предприятий, а также локализацию в Архангельской области производства оборудования и материалов для проекта.

Другое направление деятельности кластера – координация работы по подготовке проекта нового пассажирского теплохода для транспортировки населения на островные территории Архангельской области. Совместно с региональным минтрансом, отраслевыми экспертами, надзорными органами идет работа с целью определения оптимальных характеристик судов, которые будут соответствовать местным условиям эксплуатации и возможностям строительства на предприятиях региона.

Важным направлением работы кластера является поддержка судоремонтных предприятий, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Совместно с агентством регионального развития осуществляются рекламные и информационные кампании, поездки с предприятиями в другие регионы с целью привлечения возможностей судоходных и промысловых компаний, обсуждение с судовладельцами перспектив проведения ремонтных работ, модернизации и технического обслуживания флота.

Еще одно направление работы ассоциации – развитие в регионе традиционного деревянного судостроения. В частности, по инициативе и при поддержке кластера на Мосеевом острове в Соломбале осуществляется строительство деревянного судна – поморского коча. Организаторы строительства сохраняют и развивают традиции деревянного судостроения, веками существовавшие в Поморье, а также видят перспективу создания серийного производства деревянных судов различного типа и назначения.

Одним из учредителей судостроительного кластера является САФУ. Университет играет важную роль в формировании стратегии развития ассоциации. Планируемый к созданию на базе САФУ научно-образовательный центр «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследований» является партнером кластера. Осуществляется деятельность по взаимодействию с компанией «Газпром нефть шельф» в сфере реализации совместных проектов. Кроме того, строительство в Северодвинске добычных платформ открывает перед будущим НОЦ перспективы прикладных научных работ. Принято решение выстраивать взаимодействие с генеральным подрядчиком, производителями оборудования, проектировщиками ЛСП «А» в рамках НОЦ и при поддержке Севмаша и «Звездочки». Координацию данной работы будет осуществлять кластер.

В 2020 году планируется расширение списка деловых и отраслевых мероприятий, организованных судостроительным кластером, правительством Архангельской области и САФУ. Кроме уже существующей авторитетной экспертной площадки – форума «Судостроение в Арктике», – в 2020 году планируется при поддержке агентства регионального развития организовать форум «Порты Арктики», который будет нацелен на развитие конкурентоспособности и совершенствование инфраструктуры архангельского транспортного узла, укрепление его роли в качестве неотъемлемой части транспортной инфраструктуры Российской Арктики.

По словам директора судостроительного кластера Сергея Смирнова, ключевая задача объединения – содействовать развитию гражданского судостроения и промышленного потенциала региона, а также консолидировать усилия участников (бизнеса, научно-образовательных учреждений, правительства региона), налаживая системную работу по реализации промышленных проектов и стратегических задач в Арктике.

Пресс-служба ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области»
Фото: 21region.org

Поделиться
47438