23 июня 2016

Страсти по техосмотру

Такая переплата порой стоит жизни

Нешуточная полемика разгорается на наших глазах вокруг одной из самых важных для каждого автомобилиста тем – процедуры технического осмотра. В начале июня МВД России предложило значительно усилить влияние госорганов на прохождение ТО. Затем Российский союз автостраховщиков (РСА), который контролирует эту деятельность в настоящее время, попытался оспорить предложения силовиков. Что же происходит с техосмотром на самом деле?

Напомним, что на федеральном уровне о данной проблеме впервые громко заговорили весной этого года на Госсовете, который был посвящен безопасности дорожного движения, точнее – катастрофическому уровню смертности на наших дорогах.

Статистика, написанная кровью

По мнению сотрудников МВД, проблема уходит корнями в 2012 год, когда контроль над процедурой техосмотра перешел из ГИБДД в РСА. Именно тогда были отменены талоны техосмотра и штрафы, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис. Но главное – на рынке появились частные компании-операторы техосмотра. По мнению правоохранителей, этот момент стал переломным: аварийность на дорогах, обусловленная плохим техническим состоянием автомобилей, стала расти, поскольку диагностические карты стали зачастую продавать без фактического осмотра автомобиля.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, за это время погибших стало больше на 91 процент, раненых – на 156 процентов в год. Наиболее показательной стала статистика 2015 года: по причине технической неисправности в России произошло более 2,5 тыс. ДТП, в которых погибли 538 человек и 3,7 тыс. были травмированы.

За первые четыре месяца текущего года зафиксировано 1,1 тыс. таких аварии, в которых погибли почти 200 человек и более 1,65 тыс. получили ранения.

Отметим, что в качестве основных технических неисправностей МВД называет неполадки тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и недопустимый износ покрышек.

«Силовое» решение проблемы

По мнению МВД, усиление государственного влияния на основные процессы, связанные с техосмотром и эксплуатацией автотранспорта, должно стать реакцией на «негативное развитие ситуации». Проект закона предусматривает, в частности, передачу права аккредитации операторов техосмотра от РСА к Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация), которая наделена «достаточными полномочиями» по аккредитации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, может проводить плановые и внеплановые проверки, изменять область аккредитации, подтверждать компетентность аккредитованных лиц либо лишать их аккредитации. Кроме того, в министерстве предлагают установить «обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России».

Страховщики не сдаются

На днях собственные предложения по улучшению системы техосмотра направил в правительство и Российский союз автостраховщиков. В частности, РСА предлагает дать ГИБДД право штрафовать водителей за непройденный ТО на основе данных автоматических камер и запросов в единую базу данных техосмотра (сегодня такая практика действует только в отношении грузопассажирского транспорта). Вторая идея, которая должна исправить положение, заключается в введении обязательной аттестации экспертов, проводящих диагностику автомобилей. Еще одно нововведение предусматривает создание национального союза операторов ТО (сейчас этим видом деятельности занимается около 3,7 тысячи юридических лиц, которые объединены в 60 различных саморегулируемых организаций). Не должны остаться без внимания и жалобы граждан: страховщики предлагают дать ГИБДД право проводить административные расследования процедуры прохождения ТО.

Совершенно очевидно, что истина (как и в любой другой подобной истории, где помимо прочего сталкиваются и серьезные финансовые потоки) лежит где-то рядом с этими двумя концепциями. Найдут ли точки соприкосновения страховщики и правоохранители – покажет самое ближайшее время. Для нас же, автолюбителей, главное, чтобы принятые на правительственном уровне новые решения сделали процедуру прохождения ТО более понятной и эффективной, ведь от нее и в самом деле зависит жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

P. S. Официальных данных, подтверждающих процент используемых автолюбителями Архангельска «левых» диагностических карт, выданных без прохождения процедуры технического осмотра, естественно, нет. Тем не менее наличие таких документов в частных беседах подтвердили довольно много водителей. Средняя стоимость карты на черном рынке составляет около одной тысячи рублей.

А теперь – внимание, вопрос: стоит ли переплачивать «теневым дельцам», если сегодня в столице Поморья без больших проблем и очередей можно получить легальную и исчерпывающую информацию о состоянии вашего «железного коня», заплатив при этом в пять раз меньше?

Нешуточная полемика разгорается на наших глазах вокруг одной из самых важных для каждого автомобилиста тем – процедуры технического осмотра. В начале июня МВД России предложило значительно усилить влияние госорганов на прохождение ТО. Затем Российский союз автостраховщиков (РСА), который контролирует эту деятельность в настоящее время, попытался оспорить предложения силовиков. Что же происходит с техосмотром на самом деле?

Напомним, что на федеральном уровне о данной проблеме впервые громко заговорили весной этого года на Госсовете, который был посвящен безопасности дорожного движения, точнее – катастрофическому уровню смертности на наших дорогах.

Статистика, написанная кровью

По мнению сотрудников МВД, проблема уходит корнями в 2012 год, когда контроль над процедурой техосмотра перешел из ГИБДД в РСА. Именно тогда были отменены талоны техосмотра и штрафы, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис. Но главное – на рынке появились частные компании-операторы техосмотра. По мнению правоохранителей, этот момент стал переломным: аварийность на дорогах, обусловленная плохим техническим состоянием автомобилей, стала расти, поскольку диагностические карты стали зачастую продавать без фактического осмотра автомобиля.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, за это время погибших стало больше на 91 процент, раненых – на 156 процентов в год. Наиболее показательной стала статистика 2015 года: по причине технической неисправности в России произошло более 2,5 тыс. ДТП, в которых погибли 538 человек и 3,7 тыс. были травмированы.

За первые четыре месяца текущего года зафиксировано 1,1 тыс. таких аварии, в которых погибли почти 200 человек и более 1,65 тыс. получили ранения.

Отметим, что в качестве основных технических неисправностей МВД называет неполадки тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и недопустимый износ покрышек.

«Силовое» решение проблемы

По мнению МВД, усиление государственного влияния на основные процессы, связанные с техосмотром и эксплуатацией автотранспорта, должно стать реакцией на «негативное развитие ситуации». Проект закона предусматривает, в частности, передачу права аккредитации операторов техосмотра от РСА к Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация), которая наделена «достаточными полномочиями» по аккредитации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, может проводить плановые и внеплановые проверки, изменять область аккредитации, подтверждать компетентность аккредитованных лиц либо лишать их аккредитации. Кроме того, в министерстве предлагают установить «обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России».

Страховщики не сдаются

На днях собственные предложения по улучшению системы техосмотра направил в правительство и Российский союз автостраховщиков. В частности, РСА предлагает дать ГИБДД право штрафовать водителей за непройденный ТО на основе данных автоматических камер и запросов в единую базу данных техосмотра (сегодня такая практика действует только в отношении грузопассажирского транспорта). Вторая идея, которая должна исправить положение, заключается в введении обязательной аттестации экспертов, проводящих диагностику автомобилей. Еще одно нововведение предусматривает создание национального союза операторов ТО (сейчас этим видом деятельности занимается около 3,7 тысячи юридических лиц, которые объединены в 60 различных саморегулируемых организаций). Не должны остаться без внимания и жалобы граждан: страховщики предлагают дать ГИБДД право проводить административные расследования процедуры прохождения ТО.

Совершенно очевидно, что истина (как и в любой другой подобной истории, где помимо прочего сталкиваются и серьезные финансовые потоки) лежит где-то рядом с этими двумя концепциями. Найдут ли точки соприкосновения страховщики и правоохранители – покажет самое ближайшее время. Для нас же, автолюбителей, главное, чтобы принятые на правительственном уровне новые решения сделали процедуру прохождения ТО более понятной и эффективной, ведь от нее и в самом деле зависит жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

P. S. Официальных данных, подтверждающих процент используемых автолюбителями Архангельска «левых» диагностических карт, выданных без прохождения процедуры технического осмотра, естественно, нет. Тем не менее наличие таких документов в частных беседах подтвердили довольно много водителей. Средняя стоимость карты на черном рынке составляет около одной тысячи рублей.

А теперь – внимание, вопрос: стоит ли переплачивать «теневым дельцам», если сегодня в столице Поморья без больших проблем и очередей можно получить легальную и исчерпывающую информацию о состоянии вашего «железного коня», заплатив при этом в пять раз меньше?

Поделиться
15158