19 мая 2016

Страсти по Архангельску

Рабочий день Страстной пятницы в администрации Архангельска завершался заседанием градостроительного совета. Как и предполагалось («Газета Архангельск» № 16 от 28.04.2016), прения сторон вышли неспокойными.

Акт первый. Речной вокзал

Начнем с того, что из четырех запланированных вопросов в повестке дня осталось три. Один был снят по просьбе Игоря Годзиша, аргументировавшего свое обращение тем, что градсовету надо бы рассматривать проекты, а не уже состоявшееся строительство, дабы не подогревать нездоровые настроения в обществе. Тем более что начатые стройки переходят в плоскость судебных действий. Но об этом позже. Поинтригуем немного.

Первым на суд экспертов был вынесен проект речного вокзала. Роман Жих, заместитель генерального директора по капитальному строительству Речпорта, его представил, изложил суть возникшей проблемы с земельным участком, который странновато был выделен и попал в зону исторической застройки Макаровских бань. Члены градсовета сначала бульдозером прошлись по самому проекту, посчитав его морально устаревшим, отрыжкой 1970-х годов, затем разочаровали застройщика по поводу возможности изменения планов исторической застройки, а в конце предложили создать новый проект. Современный, оригинальный с точки зрения архитектуры, с выходом к воде, используя территорию причала, которая находится в собственности самого Речпорта. О том, что за представленный проект уже заплачены деньги, что новый проект потребует новых средств и времени, архитекторы даже не обмолвились.

Акт второй. Музей рыб

Культурно-деловой центр на пересечении улицы Поморской и Троицкого проспекта уже вызвал неоднозначную реакцию в обществе. От ругательных отзывов до понимающих. Так же неоднозначно отнеслись к нему и градосоветчики. Музей Белого моря и самый большой на Севере аквариум местных рыб в сочетании с точкой общепита и информационно-туристическим центром тоже полного одобрения не получил. Одни ратовали за авангардистский проект Дмитрия Яскорского, другие – за традиционалистский Артема Токарева. Потом выяснилось, что рядом планируется строительство фондохранилища музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Его проект уже находится на государственной экспертизе.

И возникнет здание аккурат на месте березового скверика, что рядом с музеем Арктики. Дальше – больше. А нужно ли там вообще что-то строить, вопрошали некоторые члены совета. Может, просто обойтись реконструкцией подвала, сделать стеклянную крышу и любоваться сверху на то, что там будет. Или даже подземный переход обустроить, были и такие идеи в незапамятные времена. В итоге ни доводы представителя собственника участка, ни мнение авторов проектов действия не возымели, четкого решения так и не последовало.

Акт третий. У меня есть документ

Следующий пункт оказался вполне техническим. Застройщик представил на обсуждения градсовета проект многоэтажного дома на проспекте Ломоносова. Строители в который раз оказались заложниками странных, принятых предыдущим составом мэрии правил землепользования и застройки. Представьте, один дом стоит в 10 этажей, другой – в 12, а между ними (с чего бы, а?) можно строить только здание не выше восьми. Застройщик же хотел завершить архитектурный комплекс 14-этажной башней из студий, одно– и двухкомнатных квартир. Самых ходовых на рынке. Остался бы департамент строительства прежний, вопрос, думается, был бы решен положительно. Каким-нибудь другим способом, строителями проторенным. А тут – надо через градсовет. Причем новый руководитель департамента Александра Юницына, терпеливо выслушав все объяснения и точки зрения, высказалась однозначно, что у нее есть документ и нарушать его она не намерена. Против закона не пойдет. На том и успокоились.

Акт четвертый. Не могу молчать

Вернемся к началу. Хоть четвертый вопрос и был главой города снят, но выслушать его все же пришлось. Главный архитектор области Дмитрий Яскорский, следуя знаменитой фразе Эмиля Золя «я обвиняю!», не смог молчать. И обвинил присутствующих на совете представителей холдинга «Аквилон-Инвест» – совладельца и депутата гордумы Александра Фролова, новоиспеченного заместителя генерального директора, бывшего начальника пресс-службы мэрии Георгия Гудим-Левковича и бывшего главного архитектора города Евгения Бастрыкина – ни много ни мало в нарушении архитектурной целостности панорамы Архангельска. Черно-серая громадина жилкомплекса «Омега Хаус», которая возводится на берегу Двины неподалеку от кафедрального собора, по его мнению, будет совершенно подавлять духовный центр столицы Поморья. Он показал реконструированные в его ведомстве перспективы видов на собор с разных точек. Про терминалы на МРВ уж не говорим. Но белоснежный храм и черно-серый «Хаус» смотрятся как извечная борьба добра со злом. Как тут наш славный герб не помянуть. Правда, на гербе архангел-то все же сверху, зло попирает.

Предложение – уменьшить этажность жилкомплекса, пока возможно, чтобы хоть как-то нивелировать потери. Александр Фролов картинки взял, обещал к следующему заседанию сделать реальные изображения перспектив с учетом действительных размеров зданий. Остается ждать продолжения дискуссии.

Интермеццо

Юридические баталии идут по поводу терминала на МРВ

Сергей Стрекин, заместитель прокурора города Архангельска:

– Октябрьский районный суд согласился с позицией органов прокуратуры и признал незаконными выдачу разрешения на строительство транспортно-пересадочного терминала от 27 октября 2015 года.

На сегодня решение суда в законную силу еще не вступило – месячный срок не истек. Скорее всего, застройщики его обжалуют. Соответственно, нам нужно ждать, пока пройдут все апелляционные процедуры.

Решение было принято. Состоялось совещание в органах местного самоуправления. Органам власти было предложено решить вопрос о приостановлении строительства терминала, исходя из того что оно незаконно. Департаментом градостроительства было подготовлено письмо в адрес застройщика, где они излагают свою позицию: объект – это все-таки автовокзалы, в градплане земельного участка наименование объекта было изменено – «транспортно-пересадочный терминал» на «автовокзал», есть не вступившее в законную силу решение суда о незаконности разрешения на строительство. В связи с этим застройщикам было предложено приостановить работу.

Активных работ на объекте сейчас не ведется. Застройщик понимает, что дополнительные финансовые вливания в объект со сложной перспективой никому не нужны. Высказывания о 300 миллионах, которые бюджет города понесет в случае сноса объекта, не имеют под собой никакой основы. По объекту есть решение областного суда, была четко указана вина застройщика. Однозначно мы можем говорить, что застройщик на свой страх и риск предоставлял такой пакет документов.

В последнем решении суд опять же сделал вывод, что застройщик не получил своевременно разрешений, не собрал тот пакет документов, который требовался, чем ввел в заблуждение органы местного самоуправления.

Я не вижу никакой перспективы, если когда-то возникнет вопрос о сносе, что расходы лягут на плечи бюджета. Речь идет исключительно о вине застройщика. Как будет дальше развиваться ситуация, будет ли сформирован пакет документов с требованиями, которые предъявляет законодатель, с требованиями, которые в своих решениях заложил суд? Если будет, то, возможно, строительство объекта продолжат.

Если же будет принято иное решение, в том числе исходя из архитектурной основы зданий, против которых выступает большая часть горожан, тогда, возможно, возникнет вопрос о сносе. Сегодня говорить об этом рано, тем более что в арбитражном суде параллельно рассматривается заявление застройщика к муниципалитету, в котором он не согласен с принятым решением – с изменением в градостроительном плане наименования объекта «транспортно-пересадочный терминал» на «автовокзал». Здесь нет никакой политики, идут юридические баталии. Каждое новое решение является лишь многоточием.

Страсти по Архангельску

Акт первый. Речной вокзал

Начнем с того, что из четырех запланированных вопросов в повестке дня осталось три. Один был снят по просьбе Игоря Годзиша, аргументировавшего свое обращение тем, что градсовету надо бы рассматривать проекты, а не уже состоявшееся строительство, дабы не подогревать нездоровые настроения в обществе. Тем более что начатые стройки переходят в плоскость судебных действий. Но об этом позже. Поинтригуем немного.

Первым на суд экспертов был вынесен проект речного вокзала. Роман Жих, заместитель генерального директора по капитальному строительству Речпорта, его представил, изложил суть возникшей проблемы с земельным участком, который странновато был выделен и попал в зону исторической застройки Макаровских бань. Члены градсовета сначала бульдозером прошлись по самому проекту, посчитав его морально устаревшим, отрыжкой 1970-х годов, затем разочаровали застройщика по поводу возможности изменения планов исторической застройки, а в конце предложили создать новый проект. Современный, оригинальный с точки зрения архитектуры, с выходом к воде, используя территорию причала, которая находится в собственности самого Речпорта. О том, что за представленный проект уже заплачены деньги, что новый проект потребует новых средств и времени, архитекторы даже не обмолвились.

Акт второй. Музей рыб

Культурно-деловой центр на пересечении улицы Поморской и Троицкого проспекта уже вызвал неоднозначную реакцию в обществе. От ругательных отзывов до понимающих. Так же неоднозначно отнеслись к нему и градосоветчики. Музей Белого моря и самый большой на Севере аквариум местных рыб в сочетании с точкой общепита и информационно-туристическим центром тоже полного одобрения не получил. Одни ратовали за авангардистский проект Дмитрия Яскорского, другие – за традиционалистский Артема Токарева. Потом выяснилось, что рядом планируется строительство фондохранилища музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Его проект уже находится на государственной экспертизе.

И возникнет здание аккурат на месте березового скверика, что рядом с музеем Арктики. Дальше – больше. А нужно ли там вообще что-то строить, вопрошали некоторые члены совета. Может, просто обойтись реконструкцией подвала, сделать стеклянную крышу и любоваться сверху на то, что там будет. Или даже подземный переход обустроить, были и такие идеи в незапамятные времена. В итоге ни доводы представителя собственника участка, ни мнение авторов проектов действия не возымели, четкого решения так и не последовало.

Акт третий. У меня есть документ

Следующий пункт оказался вполне техническим. Застройщик представил на обсуждения градсовета проект многоэтажного дома на проспекте Ломоносова. Строители в который раз оказались заложниками странных, принятых предыдущим составом мэрии правил землепользования и застройки. Представьте, один дом стоит в 10 этажей, другой – в 12, а между ними (с чего бы, а?) можно строить только здание не выше восьми. Застройщик же хотел завершить архитектурный комплекс 14-этажной башней из студий, одно– и двухкомнатных квартир. Самых ходовых на рынке. Остался бы департамент строительства прежний, вопрос, думается, был бы решен положительно. Каким-нибудь другим способом, строителями проторенным. А тут – надо через градсовет. Причем новый руководитель департамента Александра Юницына, терпеливо выслушав все объяснения и точки зрения, высказалась однозначно, что у нее есть документ и нарушать его она не намерена. Против закона не пойдет. На том и успокоились.

Акт четвертый. Не могу молчать

Вернемся к началу. Хоть четвертый вопрос и был главой города снят, но выслушать его все же пришлось. Главный архитектор области Дмитрий Яскорский, следуя знаменитой фразе Эмиля Золя «я обвиняю!», не смог молчать. И обвинил присутствующих на совете представителей холдинга «Аквилон-Инвест» – совладельца и депутата гордумы Александра Фролова, новоиспеченного заместителя генерального директора, бывшего начальника пресс-службы мэрии Георгия Гудим-Левковича и бывшего главного архитектора города Евгения Бастрыкина – ни много ни мало в нарушении архитектурной целостности панорамы Архангельска. Черно-серая громадина жилкомплекса «Омега Хаус», которая возводится на берегу Двины неподалеку от кафедрального собора, по его мнению, будет совершенно подавлять духовный центр столицы Поморья. Он показал реконструированные в его ведомстве перспективы видов на собор с разных точек. Про терминалы на МРВ уж не говорим. Но белоснежный храм и черно-серый «Хаус» смотрятся как извечная борьба добра со злом. Как тут наш славный герб не помянуть. Правда, на гербе архангел-то все же сверху, зло попирает.

Предложение – уменьшить этажность жилкомплекса, пока возможно, чтобы хоть как-то нивелировать потери. Александр Фролов картинки взял, обещал к следующему заседанию сделать реальные изображения перспектив с учетом действительных размеров зданий. Остается ждать продолжения дискуссии.

Интермеццо

Юридические баталии идут по поводу терминала на МРВ

Сергей Стрекин, заместитель прокурора города Архангельска:

– Октябрьский районный суд согласился с позицией органов прокуратуры и признал незаконными выдачу разрешения на строительство транспортно-пересадочного терминала от 27 октября 2015 года.

На сегодня решение суда в законную силу еще не вступило – месячный срок не истек. Скорее всего, застройщики его обжалуют. Соответственно, нам нужно ждать, пока пройдут все апелляционные процедуры.

Решение было принято. Состоялось совещание в органах местного самоуправления. Органам власти было предложено решить вопрос о приостановлении строительства терминала, исходя из того что оно незаконно. Департаментом градостроительства было подготовлено письмо в адрес застройщика, где они излагают свою позицию: объект – это все-таки автовокзалы, в градплане земельного участка наименование объекта было изменено – «транспортно-пересадочный терминал» на «автовокзал», есть не вступившее в законную силу решение суда о незаконности разрешения на строительство. В связи с этим застройщикам было предложено приостановить работу.

Активных работ на объекте сейчас не ведется. Застройщик понимает, что дополнительные финансовые вливания в объект со сложной перспективой никому не нужны. Высказывания о 300 миллионах, которые бюджет города понесет в случае сноса объекта, не имеют под собой никакой основы. По объекту есть решение областного суда, была четко указана вина застройщика. Однозначно мы можем говорить, что застройщик на свой страх и риск предоставлял такой пакет документов.

В последнем решении суд опять же сделал вывод, что застройщик не получил своевременно разрешений, не собрал тот пакет документов, который требовался, чем ввел в заблуждение органы местного самоуправления.

Я не вижу никакой перспективы, если когда-то возникнет вопрос о сносе, что расходы лягут на плечи бюджета. Речь идет исключительно о вине застройщика. Как будет дальше развиваться ситуация, будет ли сформирован пакет документов с требованиями, которые предъявляет законодатель, с требованиями, которые в своих решениях заложил суд? Если будет, то, возможно, строительство объекта продолжат.

Если же будет принято иное решение, в том числе исходя из архитектурной основы зданий, против которых выступает большая часть горожан, тогда, возможно, возникнет вопрос о сносе. Сегодня говорить об этом рано, тем более что в арбитражном суде параллельно рассматривается заявление застройщика к муниципалитету, в котором он не согласен с принятым решением – с изменением в градостроительном плане наименования объекта «транспортно-пересадочный терминал» на «автовокзал». Здесь нет никакой политики, идут юридические баталии. Каждое новое решение является лишь многоточием.

Поделиться
14623