3 августа 2017

Старые ворота

В экспозиции русского классического искусства представлен этюд Василия Дмитриевича Поленова «Старые ворота. Вель» 1874 года, по которому затем была написана картина, ныне хранящаяся в Русском музее.

Русская пейзажная живопись последней четверти XIX века определяется многими течениями. В полотнах самого лиричного из русских пейзажистов Исаака Левитана картина природы становится глубоко близкой человеку, отражает его душевные переживания. Рождается так называемый пейзаж настроения. Это направление живописи связано и с именами Константина Саврасова, Василия Поленова…

Художники воплощали в своих произведениях всю многокрасочность и светоносность природной среды. При этом натура постигалась ими цельно, не расщепляясь на отдельные цветовые и световые эффекты, живописцы передавали не свои впечатления от реальности, а саму реальность.

По словам Алексея Александровича Федорова-Давыдова, полотно Василия Поленова «Старые ворота. Вель» открывает собой в творчестве художника «изображение заброшенных уголков природы, чье романтическое очарование и поэтичность он тонко чувствовал».

Этюд был написан во время пребывания художника на севере Франции, в Нормандии, у моря, в маленьком городке Вель. Он незатейлив по мотиву, но прекрасно передает настроение таинственности и тихой грусти, которое испытываешь в отдаленном уголке старого сада. Мрачный серый камень приземистых ворот, украшенных сверху причудливыми скульптурами, оттеняет стройность и гибкость деревьев, увенчанных легкими шапками желтеющей листвы. От щедрого осеннего солнца на траву легли длинные тени. Во всем – ощущение меланхолического покоя и тишины. Поэзия старого парка с полуразрушенными воротами и заросшей дорогой, с тонкими стволами деревьев наполняет пейзаж Поленова лирическим настроением. А мелькнувший среди листвы парусник зовет в романтические дали.

В этой работе большого мастера при всей его «французистости» (так отзывался Владимир Стасов о пенсионерских работах Поленова) русское, национальное начало очень ощутимо. Мы можем считать ее знаковой для всего творчества Василия Поленова. Затем появятся такие известные, понятные русскому сердцу лирические картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Дарья Эрдман, зав. отделом русского классического искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Старые ворота

Русская пейзажная живопись последней четверти XIX века определяется многими течениями. В полотнах самого лиричного из русских пейзажистов Исаака Левитана картина природы становится глубоко близкой человеку, отражает его душевные переживания. Рождается так называемый пейзаж настроения. Это направление живописи связано и с именами Константина Саврасова, Василия Поленова…

Художники воплощали в своих произведениях всю многокрасочность и светоносность природной среды. При этом натура постигалась ими цельно, не расщепляясь на отдельные цветовые и световые эффекты, живописцы передавали не свои впечатления от реальности, а саму реальность.

По словам Алексея Александровича Федорова-Давыдова, полотно Василия Поленова «Старые ворота. Вель» открывает собой в творчестве художника «изображение заброшенных уголков природы, чье романтическое очарование и поэтичность он тонко чувствовал».

Этюд был написан во время пребывания художника на севере Франции, в Нормандии, у моря, в маленьком городке Вель. Он незатейлив по мотиву, но прекрасно передает настроение таинственности и тихой грусти, которое испытываешь в отдаленном уголке старого сада. Мрачный серый камень приземистых ворот, украшенных сверху причудливыми скульптурами, оттеняет стройность и гибкость деревьев, увенчанных легкими шапками желтеющей листвы. От щедрого осеннего солнца на траву легли длинные тени. Во всем – ощущение меланхолического покоя и тишины. Поэзия старого парка с полуразрушенными воротами и заросшей дорогой, с тонкими стволами деревьев наполняет пейзаж Поленова лирическим настроением. А мелькнувший среди листвы парусник зовет в романтические дали.

В этой работе большого мастера при всей его «французистости» (так отзывался Владимир Стасов о пенсионерских работах Поленова) русское, национальное начало очень ощутимо. Мы можем считать ее знаковой для всего творчества Василия Поленова. Затем появятся такие известные, понятные русскому сердцу лирические картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Дарья Эрдман, зав. отделом русского классического искусства ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Поделиться
23016