13 октября 2016

Стартовая площадка

Виктор Коваль

Архангельская область постепенно превращается в современную технологическую и логистическую базу для развития и освоения
Арктики. Одним из драйверов этого процесса стала ассоциация «Созвездие», созданная 11 лет назад по инициативе регионального правительства.

Сервис, инжиниринг, привлечение технологий и подрядчиков… Напомним, функция «Созвездия» – продвижение интересов всех участников ассоциации в арктических проектах: будь то гиганты судостроения, средние или мелкие компании. Возможность – предложить свои услуги и быть услышанными – есть у всех. Цель – максимально интегрировать промышленность Поморья в реализацию планов развития российской Арктики. Губернатор Поморья Игорь Орлов и правительство Архангельской области совместно с ассоциацией максимально поддерживают это движение.

Ассоциация арктического развития

Северодвинскими предприятиями ВПК накоплен большой опыт взаимодействия с крупнейшими российскими компаниями, которые ведут разработку шельфов северных морей, при строительстве платформ «Приразломная» и «Арктическая». Они успешно работают и доказали свою эффективность.

«Приразломная» – единственная в мире действующая нефтяная платформа в Арктике. Наши российские предприятия, в том числе и из ассоциации «Созвездие», производят оборудование, которое там используется. Участвуют в обслуживании платформы.

В ходе этой работы северодвинскими предприятиями приобретены необходимые компетенции, которые могут быть успешно тиражированы и использованы для аналогичных проектов.

Значительный импульс для развития транспортной логистической инфраструктуры Архангельской области дал проект «Ямал-СПГ», который начат четыре года назад.

– Мы не ожидали, что он настолько повлияет на нас всех. Сейчас через Архангельск на Сабетту в рамках реализации проекта завозится 90 процентов всех грузов, строительных материалов, оборудования. Этот проект вселил в нас надежду, – отметил директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов.

Поморье активно включилось в арктическую кооперацию и поставляет на Ямал широкую линейку продукции – от железобетонных блоков, металлоконструкций, древесины до спецодежды.

Активное взаимодействие с операторами, проектировщиками, подрядчиками участников ассоциации при поддержке и координации областной власти приносит серьезный экономический эффект. Опыт этой работы и накопленные знания позволяют интегрировать региональную промышленность и бизнес в производственное сотрудничество.

Держать руку на пульсе

– Нам нужно делать ставку на собственные силы и внимательно отслеживать действующие проекты в Арктике, как в рамках частных инициатив крупного российского бизнеса, так и реализации различных федеральных программ. Благодаря чему у нас есть возможность дать новый импульс развитию производства, промышленности, транспорта, научно-образовательной и медицинской сфер на региональном уровне, – подчеркнул представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит.

С учетом внешнеполитических и внутриэкономических тенденций ситуация постоянно меняется.

Разведка новых месторождений, начало строительства, ввод в строй объектов и их текущая эксплуатация – все эти процессы включают в себя целый набор дополнительных услуг и работ, плюс – надежное транспортное сообщение. Контракты же обеспечиваются на конкурсной основе.

Чтобы заявиться, занять и удержать свои позиции на этом рынке, требуется оперативная реакция на новые, в том числе и технологические, вызовы. Губернатор ставит задачу перед правительством региона и ассоциацией не просто информировать, но и мотивировать наши предприятия на работу с арктическими проектами, помогая им расти, заметил Лев Левит.

– Есть свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле, при разработке которого правительство области заинтересовано в привлечении большего количества предприятий региона. Ассоциация организовала площадку для общения между оператором, проектировщиками и местными компаниями в сфере строительства, транспорта, энергетики. Для этого мы собрали необходимых подрядчиков и запустили процесс взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, – рассказал Сергей Смирнов. – Освоение Арктики для нас – это развитие бизнеса, экономики региона. Это постоянный поиск. Ведь все арктические проекты связаны с развитием инфраструктуры на отдаленных территориях в условиях вечной мерзлоты.

«Арктическое» импортозамещение

То, что раньше выполняли зарубежные партнеры или компании южных регионов России, сегодня все чаще успешно отрабатывают наши предприятия. Это показывает опыт, полученный на Варандее, на «Приразломной», на Байдарацкой губе. Российские подрядчики стали более квалифицированы в сфере сервиса, научились изготавливать специфические вещи.

Нагляден пример одного из членов ассоциации «Созвездие» – Управления ФСИН по Архангельской области, которое производит и поставляет в полярные широты вахтовые домики. Вступив в объединение и наладив тесную кооперацию с различными партнерами, они сумели получить прибыль в несколько десятков миллионов рублей на поставках жилых вагончиков для работы в Арктике.

В текущих условиях возникает возможность освоения новых ниш. В частности, участие в сервисе и расширение сферы обслуживания нефтегазовых сооружений. Для российских предприятий возникает новое поле деятельности. Они могут пере-
осмыслить свою роль во всей нефтегазовой кооперации, изначально международной, заявил представитель главы области.

Что сейчас нужно рынку и нашему бизнесу?

– Будущее в Арктике за подрядчиками, которые берут не одну, а комплекс услуг. Необходим кластерный подход, технологические центры, объединение предприятий, которые уже способны качественно обработать большие коммерческие заказы, – считает Лев Левит.

Нужны технопарки, транспортно-логистические центры. Такая работа уже ведется предприятиями Архангельской области, которые действуют на разных направлениях: строят причальные сооружения, элементы платформ, контейнеры для утилизации бурового раствора, занимаются их доставкой и вывозом. Есть перевозчики, судоходные и портовые компании. Все они участвуют на основе индивидуальных контрактов, но в рамках больших добровольных объединений, подчиненных выполнению какой-то одной большой задачи, где больше получает тот, кто более активен и вовлечен в проекты. Смысл этой работы – отвоевывание большей доли рынка в пользу региональной промышленности в конкуренции с крупными, в том числе транснациональными, игроками.

Этой же идеологией проникнут и форум «Арктические проекты. Сегодня и завтра» ассоциации поставщиков
нефтегазовой промышленности «Созвездие», который пройдет 19–20 октября 2016 года в Архангельске уже четвертый раз.

Кстати

Сегодня более 60 компаний Поморья участвуют в возведении объектов на полуострове Ямал, архангельские судовладельцы приобретают новые суда, ориентированные на работу в Арктике.

Сегодня в Архангельской области существуют подготовленные промышленные площадки, на которых могут размещаться новые производства, в том числе и из других регионов, связанные с обеспечением работы Архангельского транспортного узла.

Неотъемлемым элементом транспортно-логистической цепочки Севморпути должна стать железнодорожная магистраль «Белкомур», которая позволит соединить промышленно развитые регионы Сибири и Урала с северными портами страны. А строительство глубоководного района Архангельского морского порта, который идет в связке с «Белкомуром», позволит Поморью получить существенные преимущества для транзита грузов.

Архангельская область постепенно превращается в современную технологическую и логистическую базу для развития и освоения
Арктики. Одним из драйверов этого процесса стала ассоциация «Созвездие», созданная 11 лет назад по инициативе регионального правительства.

Сервис, инжиниринг, привлечение технологий и подрядчиков… Напомним, функция «Созвездия» – продвижение интересов всех участников ассоциации в арктических проектах: будь то гиганты судостроения, средние или мелкие компании. Возможность – предложить свои услуги и быть услышанными – есть у всех. Цель – максимально интегрировать промышленность Поморья в реализацию планов развития российской Арктики. Губернатор Поморья Игорь Орлов и правительство Архангельской области совместно с ассоциацией максимально поддерживают это движение.

Ассоциация арктического развития

Северодвинскими предприятиями ВПК накоплен большой опыт взаимодействия с крупнейшими российскими компаниями, которые ведут разработку шельфов северных морей, при строительстве платформ «Приразломная» и «Арктическая». Они успешно работают и доказали свою эффективность.

«Приразломная» – единственная в мире действующая нефтяная платформа в Арктике. Наши российские предприятия, в том числе и из ассоциации «Созвездие», производят оборудование, которое там используется. Участвуют в обслуживании платформы.

В ходе этой работы северодвинскими предприятиями приобретены необходимые компетенции, которые могут быть успешно тиражированы и использованы для аналогичных проектов.

Значительный импульс для развития транспортной логистической инфраструктуры Архангельской области дал проект «Ямал-СПГ», который начат четыре года назад.

– Мы не ожидали, что он настолько повлияет на нас всех. Сейчас через Архангельск на Сабетту в рамках реализации проекта завозится 90 процентов всех грузов, строительных материалов, оборудования. Этот проект вселил в нас надежду, – отметил директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов.

Поморье активно включилось в арктическую кооперацию и поставляет на Ямал широкую линейку продукции – от железобетонных блоков, металлоконструкций, древесины до спецодежды.

Активное взаимодействие с операторами, проектировщиками, подрядчиками участников ассоциации при поддержке и координации областной власти приносит серьезный экономический эффект. Опыт этой работы и накопленные знания позволяют интегрировать региональную промышленность и бизнес в производственное сотрудничество.

Держать руку на пульсе

– Нам нужно делать ставку на собственные силы и внимательно отслеживать действующие проекты в Арктике, как в рамках частных инициатив крупного российского бизнеса, так и реализации различных федеральных программ. Благодаря чему у нас есть возможность дать новый импульс развитию производства, промышленности, транспорта, научно-образовательной и медицинской сфер на региональном уровне, – подчеркнул представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит.

С учетом внешнеполитических и внутриэкономических тенденций ситуация постоянно меняется.

Разведка новых месторождений, начало строительства, ввод в строй объектов и их текущая эксплуатация – все эти процессы включают в себя целый набор дополнительных услуг и работ, плюс – надежное транспортное сообщение. Контракты же обеспечиваются на конкурсной основе.

Чтобы заявиться, занять и удержать свои позиции на этом рынке, требуется оперативная реакция на новые, в том числе и технологические, вызовы. Губернатор ставит задачу перед правительством региона и ассоциацией не просто информировать, но и мотивировать наши предприятия на работу с арктическими проектами, помогая им расти, заметил Лев Левит.

– Есть свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле, при разработке которого правительство области заинтересовано в привлечении большего количества предприятий региона. Ассоциация организовала площадку для общения между оператором, проектировщиками и местными компаниями в сфере строительства, транспорта, энергетики. Для этого мы собрали необходимых подрядчиков и запустили процесс взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, – рассказал Сергей Смирнов. – Освоение Арктики для нас – это развитие бизнеса, экономики региона. Это постоянный поиск. Ведь все арктические проекты связаны с развитием инфраструктуры на отдаленных территориях в условиях вечной мерзлоты.

«Арктическое» импортозамещение

То, что раньше выполняли зарубежные партнеры или компании южных регионов России, сегодня все чаще успешно отрабатывают наши предприятия. Это показывает опыт, полученный на Варандее, на «Приразломной», на Байдарацкой губе. Российские подрядчики стали более квалифицированы в сфере сервиса, научились изготавливать специфические вещи.

Нагляден пример одного из членов ассоциации «Созвездие» – Управления ФСИН по Архангельской области, которое производит и поставляет в полярные широты вахтовые домики. Вступив в объединение и наладив тесную кооперацию с различными партнерами, они сумели получить прибыль в несколько десятков миллионов рублей на поставках жилых вагончиков для работы в Арктике.

В текущих условиях возникает возможность освоения новых ниш. В частности, участие в сервисе и расширение сферы обслуживания нефтегазовых сооружений. Для российских предприятий возникает новое поле деятельности. Они могут пере-
осмыслить свою роль во всей нефтегазовой кооперации, изначально международной, заявил представитель главы области.

Что сейчас нужно рынку и нашему бизнесу?

– Будущее в Арктике за подрядчиками, которые берут не одну, а комплекс услуг. Необходим кластерный подход, технологические центры, объединение предприятий, которые уже способны качественно обработать большие коммерческие заказы, – считает Лев Левит.

Нужны технопарки, транспортно-логистические центры. Такая работа уже ведется предприятиями Архангельской области, которые действуют на разных направлениях: строят причальные сооружения, элементы платформ, контейнеры для утилизации бурового раствора, занимаются их доставкой и вывозом. Есть перевозчики, судоходные и портовые компании. Все они участвуют на основе индивидуальных контрактов, но в рамках больших добровольных объединений, подчиненных выполнению какой-то одной большой задачи, где больше получает тот, кто более активен и вовлечен в проекты. Смысл этой работы – отвоевывание большей доли рынка в пользу региональной промышленности в конкуренции с крупными, в том числе транснациональными, игроками.

Этой же идеологией проникнут и форум «Арктические проекты. Сегодня и завтра» ассоциации поставщиков
нефтегазовой промышленности «Созвездие», который пройдет 19–20 октября 2016 года в Архангельске уже четвертый раз.

Кстати

Сегодня более 60 компаний Поморья участвуют в возведении объектов на полуострове Ямал, архангельские судовладельцы приобретают новые суда, ориентированные на работу в Арктике.

Сегодня в Архангельской области существуют подготовленные промышленные площадки, на которых могут размещаться новые производства, в том числе и из других регионов, связанные с обеспечением работы Архангельского транспортного узла.

Неотъемлемым элементом транспортно-логистической цепочки Севморпути должна стать железнодорожная магистраль «Белкомур», которая позволит соединить промышленно развитые регионы Сибири и Урала с северными портами страны. А строительство глубоководного района Архангельского морского порта, который идет в связке с «Белкомуром», позволит Поморью получить существенные преимущества для транзита грузов.

Поделиться
18190