8 декабря 2018

Старой веры они

Межрегиональный форум староверческих родов «Северный род – сильный род», посвященный 500-летию установления православия на Печоре, прошел на минувшей неделе в Нарьян-Маре.

Форум проводится также в рамках плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году.

– Мы поставили себе задачу первый раз собрать представителей староверческих родов, чтобы они увидели друг друга. К нам приехали представители усть-цилемских староверческих родов, общественные деятели, фольклористы, специалисты в сфере народной культуры из Архангельска, Москвы, Республики Коми, чтобы рассказать о своих родах, как и представители Нарьян-Мара. Мы обменялись опытом работы, продемонстрировали, как в НАО ведется подготовка к юбилею протопопа Аввакума, чем занимаются музеи, учреждения культуры, как готовится сфера образования, – отметила директор Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа Елена Вергунова.

В рамках форума в Нарьян-Маре открылась фотовыставка Александра Чупрова «Люди-ти живут. Староверы на краю земли». На ней представлены фотографии, снятые с 2004 по 2012 год в Бурятии, Чувашии, Республике Коми, на территории НАО, в Великом Новгороде, отражающие различные события в жизни староверов.

Руководитель Старообрядческой Поморской общины Нарьян-Мара Александр Ляпунов считает, что в городе до тысячи староверов.

– Нашей общине как организации в этом году исполнилось 20 лет, когда она создавалась, когда, как говорится, ни кола ни двора не было, меня спрашивали: сколько у тебя в общине народу? Я отвечал, что по спискам, которые мы составляли, человек 300, может, 500, а те, кто с нами работал, говорили: так в Нарьян-Маре почти во всех районах староверы, в том же районе Сахалин. Сейчас я скромно говорю, что от 500 до тысячи человек староверов, – пояснил Александр Иванович.

Как уточнила Елена Вергунова, если рассматривать и потомков староверческих родов, «тех, кто знает, из какого они рода, свое происхождение», то, возможно, и гораздо больше.

На территории нынешнего Ненецкого округа находился первый русский город в Арктике Пустозерск, где в заключении был протопоп Аввакум – идеолог и самый видный деятель старообрядчества в период его возникновения.

– В Пустозерске около 15 лет протопоп Аввакум находился в земляной тюрьме и здесь был заживо сожжен со товарищи, – рассказала директор центра.

Современная история староверов в НАО начинается с 1920-х годов, когда старообрядцы бежали на север с территории Республики Коми.

– В нашем регионе проживает группа староверов и потомков староверов – это все выходцы из Усть-Цилемкого района Республики Коми, все очень активные, деловитые, трудолюбивые, их родители в 1920–1930 годы вместе с домами сплавились по реке Печоре в НАО в поисках лучшей доли, бежали от коллективизации, – пояснила этнограф.

Группа староверов-паломников приехала в НАО. Фото: flashnord

Как отметили на форуме, старообрядцы принимали активное участие в становлении Нарьян-Мара.

– Как город в 1935 году организовался, приехали первые староверы, начали дома строить в Нарьян-Маре, – заметил Александр Ляпунов. – Первый дом построил старообрядец Андриян Семенович Дуркин.

Ключевое мероприятие форума – это встреча староверческих родов. Многие представители старообрядцев могут проследить свою родословную на несколько столетий. 12 представителей рассказали о своих семьях.

– За полгода каждому была дана небольшая анкета, чтобы легче было готовиться, потому что информации очень много, староверы отличаются крепкой родовой памятью, и, чтобы очень много не рассказывать, мы выбрали самые емкие вопросы: кто самый известный и самый старый представитель рода, с кого начали родословную? У кого-то родословная идет с самого времени церковного раскола, – подчеркнула Елена Ивановна.

Александр Ляпунов рассказал, что родители у него из Республики Коми, познакомились в Ненецком округе.

– Ловили здесь рыбу, познакомились и поженились перед войной, папа на войне погиб, так я здесь остался. А корни у нас из Рязани, предок древний мой – это Ивашка Ляпунов, крестьянин 1539 года. Сейчас Ляпуновых в Нарьян-Маре в пределах 120 человек, живут Ляпуновы в Австралии, Украине, Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Усть-Цильме, Пинеге, – описал свой род глава общины.

Как пояснил Александр Ляпунов, в Нарьян-Маре есть те, кто посещает старообрядческую церковь, и те, кто относит себя к староверам, но в религиозной жизни не участвует.

– Основная задача нашей церкви, общины – удовлетворение духовной потребности населения, проведение соборных служб, треб. Кроме духовно-просветительской занимаемся культурно-просветительской деятельностью, воспитанием, есть у нас воскресная школа, обучаем прихожан церковным знаниям, церковно-славянскому чтению, пение у нас сохранилось, ему обучаем, – рассказал глава общины.

В центре Нарьян-Мара находится храмовый комплекс: храм Казанской иконы Пресвятыя Богородицы и часовня Николы Чудотворца, тут же построен гостевой дом.

– Мы планировали поставить в деревянном исполнении старообрядческий музей, чтобы там сделать земляную яму и по стенам стенды с информацией про протопопа Аввакума, его семью разместить, показать, в каких условиях жили наши великомученики. Занимаемся благоустройством, подготовлено место для установки барельефа протопопа Аввакума, – сказал Александр Иванович.

Он заметил, что сейчас по внешнему облику трудно определить старовера, традиционные костюмы надеваются в основном по праздникам и на службы.

– Я вот сижу в старообрядческой рубашке, – отметил он. – Сейчас, если летом увидишь одну бабушку в традиционном одеянии, это великое дело. А раньше, когда я малый рос, в конце июня смотрим – мужики идут: рубахи длинные, пояса, бабушки идут в сарафанах, платки красивые, бусы висят – приехали староверы. Сейчас в праздники еще одеваются, на Пасху на службу приходят в одежде исконной и сарафаны надевают, которые у них лежат уже, может, и по 50 лет и больше: репсовые платки повяжут, сарафаны – Господи, думаешь, откуда вы явились, как куколки все! У меня бабушка 73 года прожила, я в платье ее не видал, только в сарафане была, так я воспитывался.

Как пояснила Елена Вергунова, одна из задач встречи – найти единомышленников для подготовки форума 2020 года в честь юбилея протопопа Аввакума.

– Для нас это первое мероприятие в ряду юбилейных, где мы хотели бы побольше людей задействовать, к форуму 2020 года найти побольше, как говорят у нас в народе, «подпарщиков» – от слова «пара», то есть единомышленников, – сказала она.

Старой веры они

Форум проводится также в рамках плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году.

– Мы поставили себе задачу первый раз собрать представителей староверческих родов, чтобы они увидели друг друга. К нам приехали представители усть-цилемских староверческих родов, общественные деятели, фольклористы, специалисты в сфере народной культуры из Архангельска, Москвы, Республики Коми, чтобы рассказать о своих родах, как и представители Нарьян-Мара. Мы обменялись опытом работы, продемонстрировали, как в НАО ведется подготовка к юбилею протопопа Аввакума, чем занимаются музеи, учреждения культуры, как готовится сфера образования, – отметила директор Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа Елена Вергунова.

В рамках форума в Нарьян-Маре открылась фотовыставка Александра Чупрова «Люди-ти живут. Староверы на краю земли». На ней представлены фотографии, снятые с 2004 по 2012 год в Бурятии, Чувашии, Республике Коми, на территории НАО, в Великом Новгороде, отражающие различные события в жизни староверов.

Руководитель Старообрядческой Поморской общины Нарьян-Мара Александр Ляпунов считает, что в городе до тысячи староверов.

– Нашей общине как организации в этом году исполнилось 20 лет, когда она создавалась, когда, как говорится, ни кола ни двора не было, меня спрашивали: сколько у тебя в общине народу? Я отвечал, что по спискам, которые мы составляли, человек 300, может, 500, а те, кто с нами работал, говорили: так в Нарьян-Маре почти во всех районах староверы, в том же районе Сахалин. Сейчас я скромно говорю, что от 500 до тысячи человек староверов, – пояснил Александр Иванович.

Как уточнила Елена Вергунова, если рассматривать и потомков староверческих родов, «тех, кто знает, из какого они рода, свое происхождение», то, возможно, и гораздо больше.

На территории нынешнего Ненецкого округа находился первый русский город в Арктике Пустозерск, где в заключении был протопоп Аввакум – идеолог и самый видный деятель старообрядчества в период его возникновения.

– В Пустозерске около 15 лет протопоп Аввакум находился в земляной тюрьме и здесь был заживо сожжен со товарищи, – рассказала директор центра.

Современная история староверов в НАО начинается с 1920-х годов, когда старообрядцы бежали на север с территории Республики Коми.

– В нашем регионе проживает группа староверов и потомков староверов – это все выходцы из Усть-Цилемкого района Республики Коми, все очень активные, деловитые, трудолюбивые, их родители в 1920–1930 годы вместе с домами сплавились по реке Печоре в НАО в поисках лучшей доли, бежали от коллективизации, – пояснила этнограф.

Группа староверов-паломников приехала в НАО. Фото: flashnord

Как отметили на форуме, старообрядцы принимали активное участие в становлении Нарьян-Мара.

– Как город в 1935 году организовался, приехали первые староверы, начали дома строить в Нарьян-Маре, – заметил Александр Ляпунов. – Первый дом построил старообрядец Андриян Семенович Дуркин.

Ключевое мероприятие форума – это встреча староверческих родов. Многие представители старообрядцев могут проследить свою родословную на несколько столетий. 12 представителей рассказали о своих семьях.

– За полгода каждому была дана небольшая анкета, чтобы легче было готовиться, потому что информации очень много, староверы отличаются крепкой родовой памятью, и, чтобы очень много не рассказывать, мы выбрали самые емкие вопросы: кто самый известный и самый старый представитель рода, с кого начали родословную? У кого-то родословная идет с самого времени церковного раскола, – подчеркнула Елена Ивановна.

Александр Ляпунов рассказал, что родители у него из Республики Коми, познакомились в Ненецком округе.

– Ловили здесь рыбу, познакомились и поженились перед войной, папа на войне погиб, так я здесь остался. А корни у нас из Рязани, предок древний мой – это Ивашка Ляпунов, крестьянин 1539 года. Сейчас Ляпуновых в Нарьян-Маре в пределах 120 человек, живут Ляпуновы в Австралии, Украине, Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Усть-Цильме, Пинеге, – описал свой род глава общины.

Как пояснил Александр Ляпунов, в Нарьян-Маре есть те, кто посещает старообрядческую церковь, и те, кто относит себя к староверам, но в религиозной жизни не участвует.

– Основная задача нашей церкви, общины – удовлетворение духовной потребности населения, проведение соборных служб, треб. Кроме духовно-просветительской занимаемся культурно-просветительской деятельностью, воспитанием, есть у нас воскресная школа, обучаем прихожан церковным знаниям, церковно-славянскому чтению, пение у нас сохранилось, ему обучаем, – рассказал глава общины.

В центре Нарьян-Мара находится храмовый комплекс: храм Казанской иконы Пресвятыя Богородицы и часовня Николы Чудотворца, тут же построен гостевой дом.

– Мы планировали поставить в деревянном исполнении старообрядческий музей, чтобы там сделать земляную яму и по стенам стенды с информацией про протопопа Аввакума, его семью разместить, показать, в каких условиях жили наши великомученики. Занимаемся благоустройством, подготовлено место для установки барельефа протопопа Аввакума, – сказал Александр Иванович.

Он заметил, что сейчас по внешнему облику трудно определить старовера, традиционные костюмы надеваются в основном по праздникам и на службы.

– Я вот сижу в старообрядческой рубашке, – отметил он. – Сейчас, если летом увидишь одну бабушку в традиционном одеянии, это великое дело. А раньше, когда я малый рос, в конце июня смотрим – мужики идут: рубахи длинные, пояса, бабушки идут в сарафанах, платки красивые, бусы висят – приехали староверы. Сейчас в праздники еще одеваются, на Пасху на службу приходят в одежде исконной и сарафаны надевают, которые у них лежат уже, может, и по 50 лет и больше: репсовые платки повяжут, сарафаны – Господи, думаешь, откуда вы явились, как куколки все! У меня бабушка 73 года прожила, я в платье ее не видал, только в сарафане была, так я воспитывался.

Как пояснила Елена Вергунова, одна из задач встречи – найти единомышленников для подготовки форума 2020 года в честь юбилея протопопа Аввакума.

– Для нас это первое мероприятие в ряду юбилейных, где мы хотели бы побольше людей задействовать, к форуму 2020 года найти побольше, как говорят у нас в народе, «подпарщиков» – от слова «пара», то есть единомышленников, – сказала она.

Поделиться
29878