Сшить рубаху и порты: в Архангельске рассказали о традициях северного мужского костюма

В проекте «Осенние рукомесла», который музей «Малые Корелы» реализует совместно с Архангельским колледжем культуры, участвуют руководители студий декоративно-прикладного творчества, кружков, ремесленных студий и центров, руководители фольклорных коллективов из разных районов области, а также мастера.

В этот раз приехали слушатели из Устьянского, Пинежского,  Приморского районов, Вилегодского, Каргопольского округов и  Новодвинска.

Из фондов «Малых Корел» достали около 40 предметов мужского гардероба XIX – начала XX века: рубахи, порты, верхняя одежда, пояса. Вообще образцов мужской одежды сохранилось гораздо меньше, чем женской. Ее занашивали, что называется, до дыр.

Сдержанность и яркость

Как рассказала художник-реставратор произведений из ткани «Малых Корел» Людмила Григорьева, мужчины на Севере в конце XIX века носили в основном порты, рубахи навыпуск, на голове картузы, на ногах – сапоги. Брюки тоже появлялись под влиянием городской моды. Разница между этими предметами гардероба в сложности изготовления. Брюки располагаются «ближе к телу», поэтому у них есть вытачки, ширинка, так как появляется пояс на пуговице, а не просто веревочка, которой порты удерживались на талии. Еще обращает внимание, что представленные в коллекции порты не только широкие, но и довольно короткие. Но это не мужчины были ниже, просто этот предмет гардероба заправляли в сапоги, и полноценная длина особо и не требовалась.

Для мужской одежды Севера была характерна сдержанность в цветовой гамме, вышивка, в отличие от более южных регионов, была скромной. Вышивали геометрические и растительные узоры в разных техниках, иногда птиц. Но вышивка могла быть и сложной, в различных техниках. Чаще всего, конечно, вышивали крестиком, но использовали и гладь, и двустороннюю вышивку.

В начале ХХ века появились яркие ткани. Из них шили праздничные рубахи, на повседневные по-прежнему использовали домотканые.

– Или, например, появились ткани в полоску, – показала Людмила Григорьева. – У нас хранятся, например, рубахи из тонкой шерстяной ткани ядреного малинового цвета.

Отдельным уездам были присущи свои особенности. На территории Пинежья носили праздничные рубахи, как сейчас бы сказали, оверсайз.

– Характерной чертой была ее ширина, она широкая до 70-го размера, с широкой вышитой планкой нагрудного разреза, – пояснила реставратор.

Именно такую рубаху в ходе творческой лаборатории шили участники проекта. Кроме того, за три дня они успели сшить порты, а также сделать вышивку, какой украшали пинежскую рубаху.

Образ помора

Участники клуба историко-культурных и географических проектов «Лихие люди» из Ярославля представили в Архангельске реконструкцию одежды поморов, как мужской, так и женской. Они привезли предметы гардероба и аксессуары, сделанные и сшитые своими руками по историческим источникам.

Как рассказал председатель клуба Максим Леднев-Берг, они хотели показать не просто набор вещей, а именно образ помора XVIII века.

– Наша задача была создать образ постпетровской эпохи. Мы изучали историю, этнографию, фрески, гравюры, даже норвежские источники, – отметил он. – Постпетровской потому, что это один из ключевых моментов, на мой взгляд, в истории Русского Севера, пристальное внимание к нему было как раз в петровское время. Было интересно посмотреть, что было привнесено, а что сохранилось, потому что Север держит архаику очень долго.

Проект, посвященный поморам, клуб реализует несколько лет. Он включает не только одежду, но и различные предметы быта, которые делают участники, и даже постройку корабля, на котором они совершили плавание. При этом они старались пользоваться вещами, характерными для того времени, и даже языком, типичным для эпохи.

– Мы рисовали иконы, изучали песенные традиции, даже словесные моменты, очень было интересно, – пояснил Максим Леднев-Берг.

В северном костюме той эпохи дольше, чем в других регионах, сохранялись более архаичные черты, на Севере носили, например, долгополые кафтаны, которые южнее стали уже немодными.

По словам председателя исторического клуба, для одежды жителей Поморья было характерно влияние традиций народов, которые жили рядом: карелов, саамов, норвежцев. Здесь носили, к примеру, малицы. Влияние при этом было взаимным.

– Вот спорный вопрос, у кого быстрее появились так называемые норвежские свитера, потому что свитер в Норвегии – да, а у нас была рубаха-бузурунка, вязанная иглой. Потом такого же плана появились свитера, вязанные уже не иглой, а спицами, – сказал он.

Кстати, Максим отметил, что одежда, сшитая в поморской традиции, оказалась очень удобной.

– Я не очень люблю современную моду, современная мода интересная, но она неудобная. В современной одежде сложно двигаться, в ней можно быть. В той одежде, которую мы носим, – XVI–XVIII веков, мне в ней очень комфортно, комфортнее, чем в той одежде, которую я ношу повседневно. Очень свободный крой.

В предыдущие годы «Малые Корелы» делали проекты по сарафанам, рубахам, головным уборам Русского Севера. Следующую программу планируется посвятить аксессуарам.

Мария Березина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 19 ноября 2021 г.