28 марта 2023

Средь безумного бала

В Архдраме представили премьеру «Горе от ума»

Средь безумного бала

В преддверии Дня театра репертуар Архангельского театра драмы пополнился еще одним спектаклем по школьной классике. Искрометную комедию Александра Грибоедова «Горе от ума» поставила московский режиссер Рената Сотириади, переложив историю в фарсовой манере.

            Основная сцена театра превратилась в дом Фамусова с большим количеством дверей. Ближе к зрителям – небольшой диванчик на ножках. Еще один смысловой акцент этого дома – высокая зеленая печка. Именно вокруг нее будет развиваться основное действие. Она как символ домашнего очага, которого как такового в семье Фамусова нет.

            Вот вбегает служанка Лизанька, за ней входит Фамусов, и мы сразу понимаем режиссерское решение спектакля. Подчеркнуто упрощенная манера подачи реплик задает настроение комедии масок, где каждому персонажу присвоена характерная черта. Лизанька Анастасии Волченко – типичная задорная домработница, знающая своих хозяев лучше них самих. Фамусов в исполнении Евгения Нифантьева – вальяжный хозяин жизни, всему знающий цену. Образ каждого узнаваем, каждого из них мы уже где-то видели.

            То же происходит и с остальными героями. Например, Софья (Екатерина Зеленина)
в своей атласной пижаме и волосами, уложенными в аккуратные локоны, закрепленные бантами, походит на фарфоровую куклу – пустую и глупую. Недалекость этой девицы подчеркивается ее манерой говорить на повышенных тонах и карикатурно вскрикивать, всплескивая руками.

            Ее любовь к секретарю своего отца Молчалину так же фальшива, как и она сама. То, что она называет любовью, не более чем очередной каприз, прихоть маленькой избалованной девочки. В этой ситуации Молчалин потакает ей, поддерживая в ней чувство недосягаемости, а значит, и желанности.

            Тимофей Тихонов в этой роли не стремится придать своему герою глубину. По большому счету, она здесь и не нужна: он обычный подлец. Его мотив предельно прост и понятен – добиться всего, чего хочется, выслугой. Об этом даже говорит поза, в которой он стоит, – чуть наклонен вперед с отставленной назад ногой.

            Второй жених Софьи тоже не изуродован интеллектом. Полковник Скалозуб Артема Пребышевского прост в своих желаниях и мотивах. С Фамусовым он сдержан и вежлив, соглашаясь на все, что тот ему предлагает. Выпить вместе с ним? С удовольствием! Подумать о женитьбе на его дочери? Тоже неплохо. Только на балу можно заметить, что не так уж и наивен Скалозуб. Когда поддатая графиня-внучка кладет голову ему на плечо, он любезно перекладывает ее на плечо господину N.

            Все эти герои становятся фоном для единственного живого персонажа спектакля – Александра Чацкого. Впервые он врывается на сцену закутанный в тулуп и подвязанный на груди платком, что делает его похожим на маленького ребенка. По сути, Александр Зимин и играет подростка-максималиста.

            Прожив три года вдали от своей возлюбленной, он не может поверить, что она полюбила другого. При первой встрече он бросается к ней с поцелуями и объятиями, но, когда замечает ее холодность, начинает капризить в ответ. Его ехидство  еще больше отталкивает и без того раздраженную Софью.

            По сути, за этот день, пока он пребывает в доме Фамусова, он из раздосадованного мальчика превращается в мужчину, ушедшего по своей воле от людей, которые его не понимают и не хотят понимать. Это своего рода взросление. Столкнувшись с реальным миром, о который разбились все его фантазии, он решает не вступать в конфликт.

            Единственный его соратник здесь – брат Пушкин (Михаил Бакиров). Он как невидимый друг или альтер-эго Чацкого, с которым тот мысленно ведет диалоги. Шуточность этого персонажа подчеркнута его костюмом: под типичным фраком скрывается белая футболка с изображением знаменитого поэта.

            Именно вместе с ним Чацкий пытается пережить бал в доме Фамусова. В действительности  это действо больше напоминает бал у Сатаны. У всех гостей  выбелены лица будто бы в знак принадлежности к высшему обществу. На деле же это не более чем дурновкусие.

            Гости этой вакханалии тоже карикатурны. Каждый из них представляет характерный образ. Например, княгиня Тугоховская (заслуженная артистка РФ Елена Смородинова) вечно беременная мать многодетного семейства. Ее муж князь Тугоуховский (Александр Дубинин) – немощный старик с трясущимися руками, но все же посещающий балы ради своих дочерей на выданье. А их, между прочим, целых шесть.

            Такой же несуразной представляется и семейная пара Горич. Экзальтированная истеричка Наталья Дмитриевна (Мария Новикова) ни на минуту от себя не отпускает мужа Павла Михайловича (Павел Каныгин), боясь, что он простудится. А ведь он бывший военный, о чем и вспоминает Чацкий.

            Насмотревшись на нравы фамусовского общества, Чацкий надевает лапти и бросается в пляс. Кажется, что в этом танце – вся его невысказанная боль, все невыраженные эмоции, которые он не может объяснить словами.  Да и зачем это делать? Все равно не поймут, да еще и безумцем назовут.

            Друзей у него здесь нет. Только Репетилов (Михаил Кузьмин) проявляет к нему мало-мальский интерес. И то скорее от скуки, нежели из лучших побуждений. Его монолог о своем положении в обществе становится вставным номером шоу-программы, вызвавшим восторг у зрителей, а песни Григория Лепса еще больше придают ему попсовости.

            По сути, весь спектакль представляется сменой ярких картинок. Одни принимаются публикой аплодисментами, другие остаются без них. Но все же среди этих картинок угадывается история и современного общества, когда соответствие стандартам и общепризнанным правилам ставится во главе настоящих чувств и здравого смысла.

Александра Коковина
Фото: Кристина Куртова

Поделиться
141624