17 января 2016

Спешите делать добро!

В декабре в Архангельске побывал известный миссионер и проповедник, священник Георгий Максимов. Он выступил на Рождественских чтениях, организованных совместно Архангельской митрополией и региональным министерством образования и науки, а также провел ряд встреч с общественностью. Особенно интересным получился разговор на тему: зачем человеку важно жить по заповедям. И в чем мы заблуждаемся, рассуждая об их назначении. 

Перед выбором

– Не так давно ко мне подошла одна пожилая женщина, говорит: «Батюшка, я не знаю, на что ушла моя жизнь? Я старалась все делать правильно, получила образование, у меня хорошая семья, работа, сына воспитала достойным человеком. Но не могу поверить, что это и было мое назначение, может, я была рождена для чего-то большего?» 

И она была совершенно права. Образование, работа, семья, конечно, важны, но это должно стать не самоцелью, а средством для достижения того самого – большего, для чего мы пришли на эту землю.

Господь создал мир, чтобы поделиться любовью, которую в себе имел бесконечное изобилие. Но эта любовь может быть принята только добровольно, потому Бог наделил нас даром свободы. Человек сам выбирает – откликнуться на эту любовь или провозгласить себя самого главным мерилом жизни. Но самолюбие – это прямой и губительный путь к греху. Если его интересы, его желания, его «хочу» – превыше всего, то человек совершает и убийства, и кражи… 

То же самое в отношениях между людьми, когда говорят «люблю», а попросишь что-нибудь сделать – отговорки придумывают. Любовь настоящая, если, например, сын знает, что отец спит после работы усталый, и старается играть потише. Или голодный отдает свой кусок другим нуждающимся. 

Священник Георгий Максимов – преподаватель Сретенской духовной семинарии. Член Межсоборного Присутствия РПЦ. Ответственный за миссионерскую и катехизаторскую работу Северного викариатства г. Москвы. Автор более 30 книг. 

Ближе к Богу

– Но еще Господь говорит: «Если любите меня, заповеди мои соблюдите». Однако люди часто заблуждаются, воспринимая их как произвольный список, где что-то можно опустить или скорректировать. 

Хотя ни одна из них не случайна. Заповеди для христианина – практическая инструкция, чтобы приблизиться к Богу. Не лжесвидетельствуй. Когда человек ее соблюдает, он не врет и становится истинным, чем немножко начинает походить на Бога, который и есть истина. 

Не прелюбодействуй. Если человек ее соблюдает, он делает еще один шаг – становится верным. А подобное соединяется с подобным, то есть будешь жить по заповедям – окажешься в раю. Рай – это жизнь с самим Богом. Выходит, заповеди – лестница в рай. В этом их первое глубокое назначение.

Переливание крови

– Однако многие заблуждаются, считая, что заповеди невыполнимы. Это просто идеал, к которому надо стремиться, а реально его никогда не достигнуть. Правда в том, что человек сам, своими усилиями их действительно исполнить не может. Только с Божьей помощью! И в пример можно привести не только наших святых, но и обычных современников, для которых это не красивые слова в книге, а часть жизни.

Во всех религиях есть свои списки правил, запретов, но лишь в христианстве не только говорится, что не нужно делать и что нужно, а Бог дает силы, чтобы это исполнить. Через таинства, где самое главное – евхаристия. Опять же это не просто красивый обряд, через причастие человек получает силы измениться, исполнять заповеди Божьи в своей жизни. 

Это как переливание крови больному, отчего он выздоравливает. Так и мы в причастии получаем под видом хлеба и вина тело и кровь Христа, чем оздоравливаем себя. И исполнение заповедей становится возможным.

Сотвори благо

– Третье заблуждение в христианской нравственности: «заповеди – это лишь список запретов, того не делай, того и того…» А если человек видит основные радости жизни как раз в запретных вещах? Он думает, если это и то вычту из своей жизни, что в ней останется? Пустота, которую наполнить нечем. И решает, что его христианство хочет оставить с данной пустотой наедине. На самом деле – наоборот. Христианство исцеляет эту пустоту, не надо искать какие-то суррогаты, чтобы от нее отвлечься. 

Господь говорит в Писании: «Удались от зла и сотвори благо». То есть не просто нужно чего-то не делать, а делать добро. И от этого жизнь человека наполняется внутренним светом. 

Взгляд святого 

– Иногда сетуют, мол, никого не убил, не крал, ничего плохого не совершал, а радости, счастья нет… Хорошо, что вы зло не приносите, а добро? Редко. Даже близким людям, которые рядом, – раз в год, на праздники… 

Но ведь добро не подарок к дню рождения, оно должно стать повседневной потребностью. Восполните дефицит, спешите делать добро! И тогда не будет ощущения, что день да и вся жизнь прошли зря, избавитесь от внутренней пустоты, скуки. Потому что по мере того как человек старается делать добро – именно ради Христа, он начинает чувствовать радость.

У меня был знакомый галерист, совершенно неверующий, далекий от Церкви, и вдруг узнаю, что он организует выставку фотографий православных святых XIX – начала XX века. Оказывается, он увидел фотографию Иоанна Кронштадтского, и его поразили глаза святого. Почувствовал, что человек, живущий с Богом, по его заповедям, становится другим. И захотел это показать всем остальным. 

Перед выбором

– Не так давно ко мне подошла одна пожилая женщина, говорит: «Батюшка, я не знаю, на что ушла моя жизнь? Я старалась все делать правильно, получила образование, у меня хорошая семья, работа, сына воспитала достойным человеком. Но не могу поверить, что это и было мое назначение, может, я была рождена для чего-то большего?» 

И она была совершенно права. Образование, работа, семья, конечно, важны, но это должно стать не самоцелью, а средством для достижения того самого – большего, для чего мы пришли на эту землю.

Господь создал мир, чтобы поделиться любовью, которую в себе имел бесконечное изобилие. Но эта любовь может быть принята только добровольно, потому Бог наделил нас даром свободы. Человек сам выбирает – откликнуться на эту любовь или провозгласить себя самого главным мерилом жизни. Но самолюбие – это прямой и губительный путь к греху. Если его интересы, его желания, его «хочу» – превыше всего, то человек совершает и убийства, и кражи… 

То же самое в отношениях между людьми, когда говорят «люблю», а попросишь что-нибудь сделать – отговорки придумывают. Любовь настоящая, если, например, сын знает, что отец спит после работы усталый, и старается играть потише. Или голодный отдает свой кусок другим нуждающимся. 

Священник Георгий Максимов – преподаватель Сретенской духовной семинарии. Член Межсоборного Присутствия РПЦ. Ответственный за миссионерскую и катехизаторскую работу Северного викариатства г. Москвы. Автор более 30 книг. 

Ближе к Богу

– Но еще Господь говорит: «Если любите меня, заповеди мои соблюдите». Однако люди часто заблуждаются, воспринимая их как произвольный список, где что-то можно опустить или скорректировать. 

Хотя ни одна из них не случайна. Заповеди для христианина – практическая инструкция, чтобы приблизиться к Богу. Не лжесвидетельствуй. Когда человек ее соблюдает, он не врет и становится истинным, чем немножко начинает походить на Бога, который и есть истина. 

Не прелюбодействуй. Если человек ее соблюдает, он делает еще один шаг – становится верным. А подобное соединяется с подобным, то есть будешь жить по заповедям – окажешься в раю. Рай – это жизнь с самим Богом. Выходит, заповеди – лестница в рай. В этом их первое глубокое назначение.

Переливание крови

– Однако многие заблуждаются, считая, что заповеди невыполнимы. Это просто идеал, к которому надо стремиться, а реально его никогда не достигнуть. Правда в том, что человек сам, своими усилиями их действительно исполнить не может. Только с Божьей помощью! И в пример можно привести не только наших святых, но и обычных современников, для которых это не красивые слова в книге, а часть жизни.

Во всех религиях есть свои списки правил, запретов, но лишь в христианстве не только говорится, что не нужно делать и что нужно, а Бог дает силы, чтобы это исполнить. Через таинства, где самое главное – евхаристия. Опять же это не просто красивый обряд, через причастие человек получает силы измениться, исполнять заповеди Божьи в своей жизни. 

Это как переливание крови больному, отчего он выздоравливает. Так и мы в причастии получаем под видом хлеба и вина тело и кровь Христа, чем оздоравливаем себя. И исполнение заповедей становится возможным.

Сотвори благо

– Третье заблуждение в христианской нравственности: «заповеди – это лишь список запретов, того не делай, того и того…» А если человек видит основные радости жизни как раз в запретных вещах? Он думает, если это и то вычту из своей жизни, что в ней останется? Пустота, которую наполнить нечем. И решает, что его христианство хочет оставить с данной пустотой наедине. На самом деле – наоборот. Христианство исцеляет эту пустоту, не надо искать какие-то суррогаты, чтобы от нее отвлечься. 

Господь говорит в Писании: «Удались от зла и сотвори благо». То есть не просто нужно чего-то не делать, а делать добро. И от этого жизнь человека наполняется внутренним светом. 

Взгляд святого 

– Иногда сетуют, мол, никого не убил, не крал, ничего плохого не совершал, а радости, счастья нет… Хорошо, что вы зло не приносите, а добро? Редко. Даже близким людям, которые рядом, – раз в год, на праздники… 

Но ведь добро не подарок к дню рождения, оно должно стать повседневной потребностью. Восполните дефицит, спешите делать добро! И тогда не будет ощущения, что день да и вся жизнь прошли зря, избавитесь от внутренней пустоты, скуки. Потому что по мере того как человек старается делать добро – именно ради Христа, он начинает чувствовать радость.

У меня был знакомый галерист, совершенно неверующий, далекий от Церкви, и вдруг узнаю, что он организует выставку фотографий православных святых XIX – начала XX века. Оказывается, он увидел фотографию Иоанна Кронштадтского, и его поразили глаза святого. Почувствовал, что человек, живущий с Богом, по его заповедям, становится другим. И захотел это показать всем остальным. 

Поделиться
12327